СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Развитие речи на уроках истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Развитие речи на уроках истории»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Развитие речи на уроках истории»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Ашакова Олеся Александровна,

учитель истории

Выступление на методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Развитие речи на уроках истории»


Проблема развития речи учащих­ся сегодня чрезвычайно актуаль­на. Уровень речевого развития значительного числа школьников, выража­ясь очень осторожно, явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невы­разительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи слова­ми-паразитами.

Современная система образования, на­ряду с СМИ и другими социальными ин­ститутами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию. Введение ГИА и ЕГЭ ориентировало преподавателей преимуще­ственно на работу по заполнению тестов. Между тем речевое недоразвитие мешает детям справиться и с этой работой - они, к примеру, не могут выбрать правильный ответ, поскольку не знают значения таких слов, как «паритет», «рачительные» (хозяе­ва), и даже «кольчуга»...

Конечно, одни учителя истории не смо­гут справиться с данной проблемой, но они способны внести в ее решение определен­ный вклад. Рассмотрим некоторые приемы и методы работы по развитию речи учени­ков на уроке истории и во внеурочное время.

1. Использование художественной ли­тературы.

Художественная литература - важный ис­точник ознакомления учащихся с историче­ским прошлым. Значение ее в следующем:

- живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи;

- художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкре­тизируют его;

- эмоциональное воздействие рассказа учителя на уроке в сочетании с отрывком из художественного произведения способствуют не только формированию представ­лений о прошлом, но и помогают запомнить материал прочно и надолго;

- сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.

Художественная литература, используе­мая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений. В первую входят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую — историчес­кая беллетристика.

К литературным памятникам относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участ­никами событий (например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Литературные памятники эпохи изобража­ют жизнь своего времени через взгляды ав­тора. Они часто используются на уроках ис­тории в качестве исторических источников, при этом нередко упускается из вида, что это все же литературные произведения.

Историческая беллетристика - художе­ственные произведения об изучаемой эпо­хе, созданные писателями более позднего времени. Такие произведения не являются ни литературными памятниками изобра­жаемой эпохи, ни живым свидетельством ее современника, и поэтому не могут слу­жить историческим источником. Они сами основаны на более или менее тщательном изучении автором источников и представ­ляют собой попытки воссоздать прошлое в художественной форме. Однако, хотя ис­торическая беллетристика и не является до­кументальным источником, она может стать хорошим средством ознакомления школьников с историческим прошлым при помощи конкретных образов, увлекатель­ных сюжетов и выразительных характерис­тик. У многих учеников интерес к истории впервые пробуждается в результате чтения исторических романов и повестей (напри­мер, «Капитанской дочки» А.С. Пушкина).

Учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные небольшие отрывки, эпитеты, краткие ха­рактеристики, яркие описания, меткие выра­жения из художественных произведений. К примеру, описывая в VIII кл. последствия отмены крепостного права, процитировать знаменитое некрасовское: «Порвалась цепь великая, / Порвалась - расскочилася / Одним концом по барину, / Другим по мужику!..» - и задать вопрос: почему поэт выбрал именно такой образ и чем отмена крепостного права ударила по помещикам и крестьянам?

Отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников зна­ний об изучаемой эпохе, можно подвергать разбору. Он проводится методами коммен­тированного чтения или развернутой бесе­ды. Было бы, однако, ошибкой перегружать изложение на уроке истории литературны­ми образами, ссылками, цитатами. Исполь­зование художественной литературы на уроке истории - не самоцель, художествен­ный образ вводится не для украшения уро­ка и развлечения учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познанию исто­рического прошлого.

Подспорьем для учителя могут стать ху­дожественно-исторические хрестоматии -к примеру, «История Отечества в литературе, XIX век: Хрестоматия для учителя» (сост. А.В. Шестаков. М., 1991). К сожале­нию, они давно не переиздавались, но учи­тель может сегодня подобрать нужные от­рывки с помощью Интернета.


2. Обогащение словарного запаса уча­щихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями).

Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель ее - фор­мирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке исто­рии, но и употреблять новые слова на дру­гих уроках, в обыденной речи. Некоторые виды словарной работы:

- определение понятий по схеме: П = Р + ВО ( П - понятие, Р - родовое понятие, ВО - видовые отличия). Например, Свя­тейший синод - один из высших государ­ственных органов, учрежденный для уп­равления делами Русской православной церкви; создан по приказу Петра I в 1721 г. вместо отмененного патриаршества и про­существовал до 1918 г. Р - государственный
орган; ВО - ведающий делами церкви, су­ществовал в 1721-1918 гг.;

- перед ознакомлением с понятием можно задать вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас новое слово?» Сравнение не­скольких ассоциаций поможет сформули­ровать определение;

- прием «горячий стул» для закрепления изученного материала: один ученик на стуле сидит спиной к доске, на которой на­писаны понятия; учитель показывает поня­тие, которому нужно дать определение, де­ти говорят определение, ученик на стуле называет понятие;

- составление кроссвордов;

- задание найти несколько определе­ний одного понятия в разных словарях и сравнить их друг с другом.

Учащимся старших классов целесооб­разно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они примени­ли бы в своей речи, составить речевые кон­струкции с новыми словами. Помимо сло­варей, представленных в Интернете, в на­стоящее время вышли в свет многие инте­ресные издания, способные помочь в сло­варной работе:

Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. М., 2000.

Курносова И.М., Макаров В.И. Русская исто­рия и культура в художественном слове. Сло­варь. Учебное пособие. М., 2010.

Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник / Сост. Р.П. Рогожни-кова, К.А. Логинова, С.А. Пономаренко и др. М., 2000.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей. М., 1996.

Романова Н.Н., Филиппов А.В., Панькин В.М. Знаки прошлого и настоящего: Краткий словарь. М., 2007.

Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.,1998.


3. Историческая лингвистика.

Некоторые возможные виды заданий:

- впишите правильные буквы вместо пропусков. Например: м...ркант...лизм - экономическая политика правительства;
сепаратизм - стремление к обособлению, отделению; и др.;

- в приведенных словах поставьте пра­вильно ударения и подчеркните ударную гласную: акафист, граффити, шляхетство и др.;

- объясните происхождение и современное значение слов триумф, монарх, апо­феоз, меценат, шедевр и др.;

- соотнесите понятия и их определения; части исторических фразеологизмов и пр.;

- напишите «крылатые выражения», связанные с отечественной и всемирной ис­торией, которые употребляют в указанном ниже смысле (например, вернуться домой - вернуться к своим пенатам; пенаты - род­ной дом, по имени бога домашнего очага у древних римлян);

- найдите семантические эквиваленты выражениям: бить челом (почтительно кла­няться, просить о чем-то, отвешивая земные поклоны); покон вирный (закон о штрафах, вира - штраф по Русской правде);

- вычеркните лишнее, объясните свой выбор. Например: шуба, кожух, летник, опашень, однорядка. (Лишнее - летник, т. к. все указанные термины обозначают мужскую верхнюю одежду, а летник в XVI-XVII вв. - парадное женское платье);

- лингвистический конструктор: соста­вить из приведенных слов фразы, отража­ющие определенные исторические реалии. Слова не могут использоваться дважды, но могут изменяться по падежам. Напри­мер: желавшие, срок, ноябрь, закон, для, помещик, двухнедельный, в, установлен­ный, крестьяне, сменить (Юрьев день - ус­тановленный законом двухнедельный срок в ноябре для крестьян, желавших сменить вотчинника либо помещика).


4. Учебная дискуссия.

Среди методов, которые помогают учи­телю формировать грамотную, аргументи­рованную речь учащихся, следует выде­лить учебную дискуссию. Смысл ее состоит в обмене взглядами по конкретной пробле­ме. С помощью дискуссии учащиеся при­обретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаи­вать. Одно из важнейших условий эффек­тивности учебной дискуссии - предвари­тельная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержатель­ная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний. Без знаний дискус­сия становится беспредметной, бессодер­жательной и неточной, а без умения выра­зить мысли, убедить оппонентов - лишен­ной привлекательности, запутанной и про­тиворечивой.

Формы дискуссий:

- «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа уча­щихся (обычно около 5 человек), и происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);

- «заседание экспертной группы», на котором намеченная проблема вначале обсуждается всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник группы выступает с коротким со­общением;

- «форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе кото­рого эта группа вступает в обмен мнения­ми с аудиторией;

- «симпозиум» - более формализован­ное по сравнению с предыдущим обсужде­ние, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точ­ки зрения, а затем отвечают на вопросы ау­дитории;

- «дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участни­ков - представителей двух противостоя­щих, соперничающих команд, - и опровер­жений;

- «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела);

- «техника аквариума» - особый вари­ант организации обсуждения, при котором после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дис­куссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передава­емыми в записках или во время тайм-аута.

Возможно использование и других форм, к примеру, получившего широкое распространение в сфере бизнеса «мозгово­го штурма».


5. Приемы работы с учениками, отста­ющими в речевом развитии.

Рассказ по иллюстрации. Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно дей­ственный.

Обучение пересказу (пример).

Прочитайте текст, подберите эмоцио­нально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.

Возвышение Москвы

Русские земли объединились вокруг Моск­вы. Почему эта небольшая пограничная кре­пость Владимирского княжества стала цент­ром Российского государства?

Прежде всего, возвышению Москвы спо­собствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была срав­нительно тихим местом. Сюда редко приходи­ли отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество. По­этому русские люди, уходя от восточных и за­падных преследователей, охотно селились в Москве и подмосковных селах.

Москва находилась на перекрестке торго­вых путей. По Москве-реке на судах плыли нов­городские купцы - к Волге и далее на Восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым. С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останав­ливались в Москве, обменивались товарами. Москва богатела и росла, становясь важным торговым центром (по А.О. Ишимовой).

Рекомендации ученикам. Во время чте­ния фиксируйте в уме то, что считаете важ­ным запомнить. Читая, отмечайте ключе­вые слова. Такое слово - узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с на­шим сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для «усвоения» какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно-два ключевых слова и запомнить их. Записы­вать ключевые слова следует в определен­ном порядке, так, чтобы они составили смысловую цепочку. Эти слова-помощни­ки дают возможность вспомнить почти точно основное содержание текста, а не пе­ресказывать информацию слово в слово.

Попробуем найти ключевые слова в от­рывке из текста о возвышении Москвы.

Сначала Москва - небольшая погранич­ная крепость Владимирского княжества. Здесь каждое слово имеет свое значение. Владимирское княжество - определенный адрес, граница - местоположение. Москва -крепость, значит, она сможет защитить своих жителей и гостей. Крепость неболь­шая - крупные города не видели в ней кон­курента.

Из следующего абзаца возьмем словосо­четание «тихое место», подразумевающее удачное положение и защищенность от врагов.

В последнем абзаце следует обратить внимание на выражение «перекресток тор­говых путей». Если бы Москва не находи­лась на перекрестке торговых путей, туда заезжали бы одни и те же купцы, не было бы обмена товарами, и, как следствие, Мос­ква бы не богатела.

Итак, мы придали информации крат­кую и экономную форму, сжали текст до нескольких слов: «Москва», «граница», «Владимирское княжество», «тихое место», «перекресток торговых путей», «центр тор­говли», «объединение земель», «центр Рос­сийского государства».

В статье приведены лишь некоторые способы развития речи школьников на уроках истории. В принципе, обучает пра­вильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительных источников. Важно ак­центировать внимание учеников на необ­ходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать мно­гообразие нашего языка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!