14
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей социально-гуманитарного цикла МОУ « Средняя школа№5» Протокол № 1 от 23.08. 2019 г. Руководитель МО __________ /Е.Н.Павлюковская / | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР МОУ «Средняя школа №5» « 30 » 08 2019 г. _____________ / А.П.Рудь / | ПРИНЯТО на заседании педсовета МОУ «Средняя школа №5» Протокол № 12 от 30.08.2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ №255-од от 02.09.2019 г. И.О.директора МОУ «Средняя школа №5» __________ / А.П.Рудь / | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
По курсу «Английский с удовольствием»
Предметная область «Филология»
Учебный предмет: Английский язык
Классы 7-А,Б. Количество часов: 1 час в неделю
Составила программу: Павлюковская Елена Николаевна,учитель английского языка
г. Джанкой, 2019 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский с удовольствием» имеет общеинтеллектуальную (научно-познавательную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 7 класса.
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский с удовольствием» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и научно-методического пособия «Внеурочная деятельность. Методический конструктор» (авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов).
Востребованность знаний иностранного языка бесспорно, но его изучение требует нелегкой систематической работы. Наиболее сложным в овладении языком является изучение грамматики. Система времен английского языка и другие грамматические явления отличаются от родного языка, а иногда не имеют аналогов в нем. Поэтому дети часто считают грамматику неинтересной, скучной. Чтобы сделать этот процесс более занимательным и эффективным была создана программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Программа ориентирована на личность ребёнка, т.к. расширяет грамматический и лингвистический кругозор детей: школьник получает сведения о грамматических структурах и явлениях языка другой страны и её жителях. Учащийся учится наблюдать и сравнивать речевые и грамматические явления родного и английского языка. Это помогает ему понять, что грамматические явления в разных языках выражаются разными способами. Изучение и закрепление грамматических явлений и структур базируется на использовании рифмовок, стихотворений, лексических и грамматических сказок. Это – тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более прочному усвоению материала. Грамматические рифмовки и сказки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной или сказочной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями обязательной общеобразовательной программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, а также возможностью в условиях внеурочной работы, в отличие от классно-урочной системы преподавания иностранного языка, реализовать потребности учащихся в творческом самовыражении. Программный материал внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания английской грамматики, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа.
Изучение школьниками грамматики английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Главной целью данного курса является:
развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком путём углубления и закрепления уже имеющиеся знаний и получения дополнительных;
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через внеурочную деятельность посредством английского языка.
В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи:
В области познания:
приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
знакомить с языковыми (грамматическими) особенностями языка другого народа в сравнении с родным языком;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
В области развития:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке.
В области воспитания:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к языку другого народа;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс творческих отчётов;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению английским языком.
Коммуникативная компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур, характерных для английского языка. Несмотря на то, что данная рабочая программа внеурочной деятельности нацеливает на обучение детей основам английской грамматики, у учащихся параллельно формируются и другие виды речевой деятельности: аудирование и чтение через прослушивание и чтение лингвистических и грамматических сказок, рифмовок и стихов; говорение – через использование грамматического материала в речи; письмо – через выполнение письменных упражнений, написание тестов или собственных рифмовок.
Формами организации занятий являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа (творческие отчеты, мини-драматизации сказок, рифмовок). Во время занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Однако учитывая практико-ориентированную направленность, программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения: заучивание грамматических «запоминалок», мини-драматизация, работа с обучающими программами английского языка, использование элементов изобразительной и проектной деятельности, сочинение собственных рифмовок.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
С целью достижения качественных результатов во время занятия предусматривается использование современных технических средств, изобразительной наглядности, реквизитов. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия будут проводиться как в кабинете английского языка, так и в библиотеке или актовом зале (при необходимости).
Срок реализации программы: один год. Согласно Базисному учебному плану занятия по программе внеурочной деятельности в 7 классе рассчитаны на 1 учебный час в неделю. Данный курс рассчитан на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий (УУД): целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Изучение грамматики английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на иностранном, так и на родном языке. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет устанавливать разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные и межпредметные умения и навыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Освоение программы «Занимательная грамматика» развивает следующие УДД:
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | - формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: -навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные | - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; - формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счёте, ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому внеурочные занятия по программе «Занимательная грамматика английского языка» будут способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности.
Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «Занимательная грамматика»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
грамматические явления и структуры английского языка;
наизусть рифмованные грамматические «запоминалки» (доступные по содержанию и форме);
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых грамматических явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе общения;
грамматически правильно строить английские предложения в речи;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
использовать грамматически правильные структуры и явления во всех видах речевой деятельности;
драматизировать изученные сказки;
сочинять собственные рифмовки;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов: выставки работ, конкурс стихов и рифмовок собственного сочинения, пополнение портфолио учащихся, мини-драматизации грамматических сказок.
Содержание программы «Занимательная грамматика»
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом по иностранным языкам для учащихся 7 класса. Теоретическая и практическая часть присутствует на каждом занятии.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Вводный тест. Определение уровня. | 1 |
2. | Существительные: способы образования единственного и множественного числа | 3 |
3. | Артикли | 3 |
4. | Порядковые и количественные числительные | 2 |
5. | Степени сравнения прилагательных | 3 |
6. | Местоимения | 4 |
7. | Структура английского предложения | 2 |
8. | Система английских времен (действительный залог) | 6 |
9. | Модальные глаголы | 3 |
10. | Глаголы с предлогами (фразовые глаголы) | 3 |
11. | Словообразование | 3 |
12. | Подведение итогов | 1 |
Итого: | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие материально-технические ресурсы:
дидактический материал, наглядность (рисунки, фото, картинки, карточки со словами и др.);
таблицы по страноведению, географические карты;
материалы на электронных носителях (песни, стихотворения, диалоги, фильмы, презентации );
авторские мультимедийные презентации;
цифровые образовательные ресурсы – обучающие компьютерные программы для средней школы;
интернет-ресурсы:
http://www.efl.ru/tests
http://www.study.ru/test
http://www.englishforkids.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.englishteachers.ru/
http://elf-english.ru/
http://1september.ru
http://www.grammarmancomic.com
http://www.marks-english-school.com/games
http://www.englishlearner.com/tests/index.shtml
http://www.azargrammar.com/materials/beg/BEG_PowerPoint.html
Книгопечатная продукция:
ФГОС ООО (утвержден приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Баранов Ю.Ю. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – Просвещение, 2013. – 96 с. – (работаем по новым стандартам).
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Гузеева К.А., Трошко Т.Г. Английский язык. Справочные материалы. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
Жималенкова Т.М., Мыльцева Н.А. Универсальный справочник по грамматике английского языка. М.: Глосса, 1995.
Илюшкина А.В. Изучаем английский язык легко и весело. – Спб.: Издательский дом «литера», 2013. – 64 с.: ил.
Кутузов Л.Ф. Практическая грамматика английского языка. - М: МОСКВА ВЕЧЕ, 2010. - 239 с.
Люченко О.С. Ярмарка внеклассных занятий по английскому языку. –Х.: ТОВ «Основа», 2006. – 240 с.
Николенко Т.Г. Тесты по грамматике английского языка. М.: Айрис-пресс, 2002.
Паршина-Шиляева И.Н. Ваш уровень английского. Новосибирск: СУНЦ НГУ, 2000.
Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с.
Цебаковский С.Я. Кто боится английских глаголов? Пособие для изучающих, изучавших и недоучивших английский язык. Обнинск: Титул, 2000.
Digby Beaumont & Colin Granger. The Heinemann ELT English Grammar. An Intermediate Reference and Practice Book. Oxford, 1998.
Michael Swan & Catherine Walter. How English Works. A Grammar Practice Book. OUP, 1997.
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Английский с удовольствием»
7 класс – 34 часа 7-А и 7-Б классы
№ п/п | Темы занятий | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие.Знакомство | 02.09 | |
2 | Вводный тест. Определение уровня Алфавит. Структура английского предложения | 09.09 | |
3 | Артикль.Неопределенный и Определенный артикли. The Article | 16.09 | |
4 | Артикли.Нулевой артикль.Словообразование | 23.09 | |
5 | Имя существительное (исчисляемые и неисчисляемые существительные).The Noun | 30.09 | |
6 | Множественное число имен существительных. | 07.10 | |
7 | Особые формы сществительных. Притяжательный падеж | 14.10 | |
8 | Mестоимения. The Pronoun. Личные местоимения | 21.10 | |
9 | Притяжательные местоимения | 28.10 | |
10 | Уазательные местоимения | 11.11 | |
11 | Возвратные местоимения | 18.11 | |
12 | Местоимения. Объектный падеж местоимений | 25.11 | |
13 | Местоимения. Неопределенные местоимения | 02.12 | |
14 | Имя прилагательное.The Adjective. Comparison. Степени сравнения пр-х | 09.12 | |
15 | Имя прилагательное. Степени сравнения пр-х Наречие. The Adverb. Степени сравнения наречий. Comparison. | 16.12 | |
16 | Глагол TO BE The Verb.Настоящее неопределенное время. The Present Simple Tense. | 23.12 | |
17 | Настоящее длительное время. The Present Continuous Tense.Утвердительная и отрицательные, вопросительные формы | 13.01 | |
18 | Настоящее неопределенное или настоящее длительное время? The Present Simple or The Present Continuous Tense? | 20.01 | |
19 | Настоящее совершенное время.The Present Perfect Tense. | 27.01 | |
20 | Будущее неопределенное время. The Future Simple Tense. | 03.02 | |
21 | Способы выражения будущего времени. Means of Expressing Future Actions | 10.02 | |
22 | Прошедшее неопределенное время. The Past Simple Tense. | 17.02 | |
23 | Прошедшее совершенное время. The Past Perfect Tense. | 02.03 | |
24 | Модальные глаголы. Modal Verbs. | 12.03 | |
25 | Модальные глаголы. Modal Verbs. | 16.03 | |
25 | Страдательный залог.The Passive Voice. | 30.03 | |
26 | Страдательный залог. The Passive Voice | 06.04 | |
27 | Оборот There is… There are… | 13.04 | |
28 | Имя числительное. The Numerals. | 20.04 | |
29 | Вопросительные предложения. Questions Общий вопрос | 27.04 | |
30 | Специальные вопосы | 06.05 | |
31 | Альтернативные вопросы | 12.05 | |
32 | Разделительные вопросы. Question tags. | 14.05 | |
33 | Подведение итогов. Презентации обучающихся | 15.05 | |
34 | Сообщения и презентации обучающихся | 18.05 | |
| | | |