План-конспект урока по теме:
«Витамины и их биологическая роль» - 8 класс, с использованием дистанционных технологий.
«Использование средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования обучающихся»
Класс: 8
Аннотация.
В настоящее время обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения становится все более актуальным и востребованным.
Бесспорно, дистанционное обучение позволяет эффективно удовлетворять образовательные потребности и имеет ряд серьезных преимуществ перед очным обучением. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение дают возможность взаимодействовать с территориально удаленными участниками образовательной деятельности, позволяют адаптировать стиль и темп освоения программ к индивидуальным особенностям, учитывая предпочтения и периоды активности каждого ребенка.
Тем не менее, современные реалии поставили перед системой образования, абсолютно новые задачи в применении дистанционных технологий.
Как показал мониторинг, наиболее популярным является использование функций применения дистанционных технологий через сервисы ZOOM, Skype, также активно используется платформа регионального ЦОП ХМАО-Югры (электронный журнал, РЭШ, «Сферум»). Активно использовался функционал электронной почты и месенджеры ( в том числе через электронный журнал) для информирования обучающихся и их родителей о порядке выполнения самостоятельной и домашней работы и размещения ссылок на информационные сервисы с учебным материалом.
Несмотря на все сложности и проблемы, которые выявились при переходе образовательных организаций на дистанционное обучение, стала очевидна необходимость его внедрения в практику школьного образования.
Дистанционное обучение позволяет задействовать разные методики интерактивного взаимодействия, получить знания в удобное время, не выходя из дома, отработать навыки и, несомненно, позволяет развивать обучающимся навыки XXI века.
Автор: Захарова Яна Валерьевна, учитель биологии.
Предмет: биология.
Тип урока: изучение нового материала с использование дистанционных технологий.
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, веб-камера, микрофон, доступ к РЭШ и другим электронным страницам и сервисам.
Требования к ИКТ компетенции обучающихся: навыки работы в сети Интернет, работа в «Сферуме».
Тип доставки учебного материала: площадка на базе ЦОП ХМАО-Югры «Сферум», РЭШ, образовательные сайты.
Эпиграф:
«Самую лучшую кровь и наибольшую бодрость доставляют такие виды пищи, как травы, овощи и разного рода хлебные зерна, также хлеб и различные блюда приготовленные из молока».
Трайон
Цель: сформировать у обучающихся представление о витаминах и о их биологической роли в жизни человека.
Задачи:
Дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.
Раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Развивать умение работать над проектом, осуществлять защиту проекта дистанционно.
Формировать навык работы в группе, обобщать, делать выводы и сравнивать.
Способствовать гигиеническому воспитанию.
Словарные слова:
Витамины – это биологически активные органические низкомолекулярные вещества, находящиеся в продуктах питания и необходимые для протекания обмена веществ.
Авитаминоз - Отсутствие витамина в организме.
Гиповитаминоз - Недостаточное количество витамина в организме.
Гипервитаминоз - Избыток витамина в организме.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебная среда «Сферум».
2. Ссылка на урок:
https://infourok.ru/konspekt-distancionnogo-uroka-vitaminy-8-klass-6331909.html
http://www.yanazaharova.ru/publ/urochno_vneurochnaja_dejatelnost/8_klass/vitaminy_i_ikh_biologicheskaja_rol/31-1-0-76
3. Учебник: Биология: Человек.8 класс: учебник/Д.В. Колесов. Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 6-е издание, пересмотр.-М.: Дрофа, 2019.-416 с.: ил.
4. Рабочая тетрадь: Биология: Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» - 4-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 158 с.
5. Рабочий лист к уроку: https://infourok.ru/rabochij-list-k-distancionnomu-uroku-vitaminy-6331918.html
6. Приложение к уроку: https://infourok.ru/prilozhenie-k-uroku-vitaminy-6331960.html
Время реализации: 45 минут.
Примерная структура дистанционного урока:
№ | Название модуля: | Деятельность учителя: | Деятельность обучающегося: | Время, минуты: |
1 | Организационный момент | 1. Вход в «Сферум» 2. Приветствие 3. Открытие презентации, рабочих инструментов, средств для закрепления | 1. Вход в «Сферум». 2. Приветствие учителя | 2 |
2 | Проверка домашнего задания | Проверка выполненного теста на Skaysmart Класс https://edu.skysmart.ru/student/tipovuxibe | 1.Выведение на экран результатов домашнего задания. 2. Ответы на вопросы учителя. | 6-7 |
3 | Постановка целей и актуализация темы | 1. Выведение цели на основе актуальной информации | Записывают тему и число в тетрадь | 2 |
4 | Объяснение нового материала | 1. Определение понятия ВИТАМИНЫ (презентация) 2. Знакомство с историей открытия ВИТАМИН (мини-проекты) 3. Классификация ВИТАМИН 4. Перечень продуктов, содержащие витамины 5. Авитаминозы, гипервитаминозы | 1. Просмотр презентация, формулировка определения. 2. Заслушиваются мини-проекты обучающихся (открыт видеодоступ к их чату) | 10-15 |
5 | Закрепление | Работа в Skaysmart Класс https://edu.skysmart.ru/student/rurofuzaba | Через доступ к ссылке, тестирование по новой теме | 10 |
6. | Рефлексия | Установливает связь между целью урока и действиями, самооценивание | Выполняется рефлексивная оценка | 6-7 |
7. | Домашнее задание | Выполнение домашнего задания в РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/ | Записывают и уточняют способы выполнения. | 2 |
8. | Завершение урока | 1.Попрощаться с обучающимися 2. Выйти из «Сферума» | 1. Попрощаться с учителем 2. Выйти из «Сферума» | 2-3 |
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мы часто говорим эти слова при встрече друг с другом. А что означает данное слово? (Ребята высказывают гипотезы: Это пожелание здоровья), действительно здравствуйте это пожелание, просьба – будь здоров! Будьте же здоровы, а для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Сегодня на уроке мы поговорим о …, а впрочем, об этом вы скажете мне сами?
Актуализация (3 минуты):
-Учитель знакомит ребят с разговором двух богинь (актуализация) и выводят тему и цели данного урока.
Гигиея: Я богиня «здоровья» - Гигиея. Как достичь того, чтобы не болели и радовались жизни наши дети, чтобы долго жили наши родители и все родные люди, чтобы вокруг нас были здоровые и счастливые люди?
Эти вопросы ставили перед собой многие ученые, и один из ответов – это правильное питание, содержащее все необходимые витамины, здоровый образ жизни.
Панацея: Я богиня «Всецелительница» – Панацея. Витамины нужны организму, мы не можем без них обойтись. Было доказано, что целый букет заболеваний вызывается не вирусами и бактериями, а недостатком витаминов. Если организм получает все витамины в достаточном количестве, можно избежать многих болезней вызванных авитаминозами. Но при чрезмерном употреблении витамин вам грозит гипервитаминоз.
Учитель: Итак, определите тему урока ………ВИТАМИНЫ.
-Давайте запишем тему в «Рабочий лист» (если обучающиеся не скачали, то в рабочую тетрадь..
Давайте определим, над какими вопросами нам предстоит работать на уроке. Что нам нужно узнать о витаминах? (2мин)
1 Определение понятия
2.История открытия
3. Классификация
4. В каких продуктах присутствуют
5 Значение для организма
6 Болезни, возникающие при недостатке.
III. Изучение Нового материала.
История открытия витамин (мини-проект, заранее готовит обучающийся, презентует через свой чат).
Учитель: Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.
Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.
Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи.
Итак, давайте познакомимся с историей открытия витамин. (ученик представляет свой мини-проект «История открытия Витамин")
Русский ученый Н.И. Лунин в 1880 году опубликовал данные опытов на мышах. Если белых мышей вскармливать цельным молоком, то они развиваются и растут нормально. Но если мышей кормить пищей, состоящей из основных частей молока: казеина, молочного жира, сахарозы и дистиллированной воды, то они быстро гибнут. Из этого Лунин сделал вывод, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся ещё и другие вещества, незаменимые для питания.
Позже накопилось много данных о связи некоторых болезней с недостатком в пище каких-то специфических веществ. В 1912 году польский учёный К. Функ назвал существующие в продуктах питания жизненно важные вещества витаминами (от лат. vita – «жизнь»).
Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н.И.Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.
В 1890 г. К.А.Сосин повторил опыты Н.И.Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н.И.Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.
Блестящим подтверждением правильности вывода Н.И.Лунина установлением причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.
Классификация витаминов .
Действие витаминов было установлено до выяснения их строения и послужило основой при их классификации. Первоначально была введена буквенная классификация и, несмотря на то, что она не отражает ни биологической, ни физической сущности витаминов, ею широко пользуются. В настоящее время открыто несколько десятков витаминов. Как же классифицируются витамины мы узнаем из видеосюжета, внимание на экран .
П осле просмотра, предлагается заполнить кластер (изображение на слайде):
Для удобства изучения их классифицируют по физическим свойствам:
а) витамины, растворимые в жирах, б) витамины, растворимые в воде.
Жирорастворимые витамины | Водорастворимые витамины |
витамин A витамин D витамин E витамин K | витамин С витамин PP Витамин А (ретинол, аксерофтол |
Так же как вода и минеральные соли, витамины являются источниками энергии, их значение для организма чрезвычайно велико.
3. Рефлексия:
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой. Проверку проведем, в виде игры закончи предложение. Я говорю начало предложения вам нужно его закончить, исключением станет первое предложение, это будет вопрос. Ответы старайтесь давать как можно быстрее и правильнее. Будьте внимательны, слушайте ответ товарища. Так как на информации одного предложения будет строиться последующее. В результате должен получиться небольшой биологический рассказ.
1.На сколько групп делятся все витамины - ……..
2. Первая группа носит название……
3.К этой группе относятся….
4.В организм они попадают с …..
5. В организме они
6. По этому, ежедневный прием…..
7.Вторая группа носит название….
8. К этой группе относятся…..
9.В организм они попадают с …..
10. В организме они ….
11. По этому, ежедневный прием…..
12. Принимать витамины нужно в очень….
4. Причины витаминной недостаточности (работа с презентацией).
Однообразное питание.
Использование хорошо очищенных и обработанных -рафинированных продуктов.
У грудных детей к авитаминозам приводит отсутствие грудного молока
Есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве - это стрессы - при них интенсивно расходуются витамины В1, В2, ВЗ, В6, РР.
Загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов.
Длительный приём антибиотиков.
Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
И, наконец, алкоголь и табакокурение.
Алкоголь и продукт его распада - уксусный альдегид способны угнетать активность ряда витаминозависимых ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, Д, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени.
Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С, угнетают действие витаминозависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5-2 раза.
5. Рефлексия
Работа со схемой на интерактивной доске. Путём перетаскивания, распределяются признаки витаминам по группам.
6.Релаксация, http://www.yanazaharova.ru/publ/urochno_vneurochnaja_dejatelnost/8_klass/vitaminy_i_ikh_biologicheskaja_rol/31-1-0-76 , будет размещена на моём персональном сайте в разделе Уроки, тема урока «Витамины и их биологическое значение», там же расположен он-лайн тест для закрепления изученного материала)
1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас
следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод
налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ
Жизни
7.Домашнее задание.
1.п.37 читать, Р.т №173,174 письменно, https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/
Подготовить сообщения об Авитаминозах, Гиповитаминозах или Гипервитаминозах организма.
Выполнить релаксацию и он-лайн тест пройдя по ссылке http://www.yanazaharova.ru/publ/urochno_vneurochnaja_dejatelnost/8_klass/vitaminy_i_ikh_biologicheskaja_rol/31-1-0-76
8. Литература:
Учебник: Биология: Человек.8 класс: учебник/Д.В. Колесов. Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 6-е издание, пересмотр.-М.: Дрофа, 2019.-416 с.: ил.
Рабочая тетрадь: Биология: Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» - 4-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 158 с.
Биология. Человек: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачёв и др; Под редакцией А.С. Батуева. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1998 – с.121-123.
Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под редакцией Д.И. Трайтака. – М.: Просвящение, 1983 – с.103-104.
Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/