План-конспект урока русской литературы в 6 классе
___________________
Тема: «В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА». «МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ» А.П.ЧЕХОВА
Цель и задачи:
- продолжить работу над формированием понятия о комическом;
- помочь учащимся выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова;
- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, лингвистической зоркости, творческих способностей учащихся;
- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет Чехова, записи на доске, раздаточный материал, сборник рассказов Чехова, словарик, «бюро находок», картинки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
- Сегодня мы побываем в мастерской художника слова. И этот художник - Антон Павлович Чехов. Произведения этого писателя вы хорошо знаете. Это «Каштанка», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий». Этот мастер слова умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты он нам сегодня откроет.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
«Бюро находок» (картинки с изображением предметов из рассказов Чехова)
- Прежде чем начать разговор о рассказах Чехова, я хочу узнать, как внимательно вы читали их. У открыто «Бюро находок» (на доске картинки с предметами из рассказов) Из какого рассказа эта деталь?
Духи («Толстый и тонкий», флёрдоранж)
Щипцы («Лошадиная фамилия»)
Портсигар («Толстый и тонкий»)
Корзинка с крыжовником («Хамелеон»)
4. Работа с рассказами
1) «Толстый и тонкий».
Вот один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...
- Описывает ли здесь Чехов состояние героев? (Нет)
- А что он описывает? (действие)
Итак, 1-ый секрет, который мы запишем, -1. Описывать действия, а не состояние героев
- Кто первый бросается к другу? (Толстый)
- Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)
- Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)
- Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил)
- С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)
- Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)
- С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)
- А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)
- Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?
- Какой приём использует Чехов?
2. Метафора, доведённая до гротеска
- Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)
- Найдите гротеск в этой сиене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)
- Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)
- Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс -с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме в виде многоточий; речь прерывиста)
- Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?(Герои не названы по именам, толстый - это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого)
- Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)
3. Отсутствие описаний
- Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)
- Почему стало противно и кому? (Толстому)
- Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (чинопочитание)
- Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)
- Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)
- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце -семья тонкого)
- Почему «все трое приятно ошеломлены»?
- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)
- Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (сатирический)
- Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества - чинопочитание)
- Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого? (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого)
- О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил? (Это говорит о его претенциозности, желании выделиться)
- Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)
- Вот что он писал Суворину в известном письме: «Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, ... напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая из себя раба».
4. Рассказ «Лошадиная фамилия» как раз анекдот.
- Что такое анекдот? (Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе-анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.
- Что такое «курьёзное»? (Смешное, странное, диковинное)
- Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное)
- Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом)
- Какие черты характера Булдеева проявляются в речи? (Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим)
- Найдите слова, которые это доказывают («Ну? Ну что же? Скорей думай!»)
- Найдите бранные, резкие выражения в его речи. («Черт тебя возьми», «к черту депешу пошлёшь», «накося»)
- Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет)
- Почему? (Генерал считает заговоры «ерундой, шарлатанством», а сам через некоторое время требует от приказчика, чтобы он вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря. Он сначала отказывается вырывать зуб, а потом посылает за доктором.)
- Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательностью)
- Не менее индивидуачизирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.
- В какое комическое положение поставлен Иван Евсеевич? (Он вспоминает забытую им фамилию лишь тогда, когда она уже не нужна. Также, назвав фамилию «лошадиной», он направил поиски её по неверному пути: все ищут эту фамилию, думая о масти, возрасте, нраве лошадей)
- А теперь проведём конкурс «Кто больше вспомнит лошадиных фамилий». Запишите их в тетрадь.
- Кто больше вспомнил? Зачитайте.
- Но вернёмся к главным героям. Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.)
- Зачитайте авторские ремарки, которыми Чехов сопровождает речь Ивана Евсеевича. («Медленно вышел», «виновато вздохнул»)
- Рассказ-анекдот отличает простота композиции.
- Что в композиции занимает главное место? (Диалог)
- Почему именно диалог? (Он делает рассказ динамичным и сценичным)
- Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном)
- Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче? (Это человек, который не занимается своими прямыми обязанностями, его даже выгоняют с работы, видимо, за пьянство.)
- Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью.
- Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете. (Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают)
- Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия». (Встреча приказчика с доктором, после которой всплывает в памяти фамилия)
- Какие несоответствия делают эту сцену комичной? («Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)
- Найдите развязку в сюжете рассказа.
- Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту)
- Это юмористический или сатирический рассказ? (Юмористический)
- Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)
- Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах, «среди людей нужно сознавать своё достоинство»)
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Выполнить задание рубрики «Наше творчество»: написать пьесу или сценарий по рассказу (с. 121)
7. Комментированное выставление оценок
8. Рефлексия