Практикум Семья.
Цели и задачи урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Семья и семейные отношения».
Способствовать усвоению понятий семья, семейные отношения, семейное хозяйство, права и обязанности членов семьи, грамотной организации свободного времени.
Способствовать развитию умения анализировать ситуации, связанные с семейными отношениями.
Расширить опыт решения познавательных задач по изучаемой теме.
Развивать умение участвовать в диалоге.
Содействовать формированию коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной учебной деятельности.
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости- поздоровайтесь с ними.
Вопросы к классу на повторение темы “Самые близкие люди” и подведение учащихся к самостоятельной постановке целей урока.
Ребята, а кого мы с вами называем близкими людьми?
Друг, товарищ - это близкий человек, а насколько близкий?
Что такое семья? А какое значение имеет семья для человека?
Проблемный вопрос: Какая семья нужна человеку?
- А теперь давайте подумаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1 мин.)
ПРОЧИТАЙТЕ НАЗВАНИЕ НАШЕГО УРОКА-ПРАКТИКУМА НА ЭКРАНЕ.
7-я
С какими символами вы можете сравнить семью? (Улыбка, сердце, дом, ромашка).
Задание № 1
Прочитайте текст и укажите основную мысль текста, запишите ее.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но эти группы не были семьями, объединяющими отца, мать, детей (как мы понимаем это сейчас), хотя женщины, вероятно, заботились, прежде всего, о своих собственных детях. «Семья» хранила огонь и защищала себя от диких зверей с помощью примитивного орудия.
Семейный способ жизни больше нужен человеку, чем другим живым существам. И это потому, что самое беспомощное существо на земле - это человеческий ребенок. Большинство насекомых и других представителей низших форм жизни могут передвигаться, питаться, как только рождаются.
Но детеныши высших форм жизни- человека и животного- должны быть вскормлены и защищены.
Отец обычно приносит пищу для матери и защищает малыша от врагов. Роль матери более важна, так как она вскармливает детеныша молоком. Таким образом, семья появилась потому, что она необходима для совместного воспитания потомства.
Задание №2
Работа с текстом:
Семья объединяет людей, которые являются кровными_____________(мать, отец, сестры, братья).
Члены семьи ведут общее_________________ и живут в одном доме.
Они вместе воспитывают____________ и проводят свое свободное время.
(ДЕТИ,РОДСТВЕННИКИ, ХОЗЯЙСТВО ТРУД ВНУКИ КОЛЛЕКТИВ).
ВОПРОС: ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ СЕМЬЕЙ.
ВОПРОС:
Вспомните, какие вы знаете пословицы про семью?
А теперь выполните Задание №3
Соберите 2 пословицы! Не знает, семья, семья, печали, не страшна, в куче, и туча. (Семья в куче -не страшна и туча. Дружная семья не знает печали.)
ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ПОНЯТИЙ:
Семья, семейный кодекс, семейные традиции, свободное время, хобби, рачительный хозяин.
ПРИТЧА
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
Вопрос: “Какие бывают отношения в семье?”
Что нужно сделать, чтобы в семье не было конфликтов? Какие правила нужно соблюдать?
Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
Какие бывают семьи?(Двухпоколенные, трехпоколенные, четырехпоколенные, неполные).
Задание на соотнесение:
1.Назовите маму и папу одним словом. (Родители).
2.Папин папа-это кто ?,( дедушка)
3.Что означает слово «фамилия»?( семья)
4.Дочкина дочка-это кто? (внучка)
5. Цветок-символ любви и верности( ромашка)
6.Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Кто же это? (дочь)
7.Сколько у матери детей, если ей пришлось купить аж 8 рукавичек?( 4)
Задание на знание понятий:
Я называю слово, дайте ему определение:
СЕМЬЯ,СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС, СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ, РАЧИТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯИН СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ХОББИ, рачительный.
Задание на последовательность событий:
«Рождение семьи». Расположите этапы зарождения семьи в правильной последовательности:
Обязанности относительно друг друга |
Рождение детей |
Встреча |
Брак |
Обязанности по отношению к детям |
Образование малой группы. ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства, называются_РЕСУРСЫ_____ Все то, что необходимо для жизнедеятельности человека, называется _ПОТРЕБНОСТИ___ Время между уроками называется____ПЕРЕМЕНА Любимое занятие-это__ХОББИ Специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, называются-СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС Как ты понимаешь выражение? Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. |
Игра: УГАДАЕМ- НЕ УГАДАЕМ!
1.Русская пословица гласит: «Жить для себя -тлеть, жить для семьи---»(гореть)
2. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии6 «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжение рода»(о матрешке)
3. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (улей)
4.Самые семейные грибы -это? (опята)
5. Самый нежный, самый добрый,
самый любимый человек для всех
людей на Земле.
мама
Да – Нет-ка№ Вопрос (Да – Нет)
1 Члены семьи, в отличие от ученического коллектива, связаны родственными узами ДА
2 Члены семьи, так же как и члены спортивной команды, общаются друг с другом ДА
3 Семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка, называется двухпоколенной НЕТ
4 В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей НЕТ
5 В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных ДА
Задание на внимание:
члены семьи -это сосед, брат, ровесник, бабушка, одноклассник, племянница, дедушка, дядя, сестра, внучка, друг.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
1. Придумать и нарисовать знаки, которые можно использоваться в семейной жизни:
РАЗРЕШАЮЩИЕ
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ
2.Нарисовать фантики для конфет «Счастливая семья».