Элементы структуры урока, время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Подготовительный этап |
Оргмомент – 3 мин | Приветствие, Проверка явки Проверка готовности к уроку | 1.Приветствуют преподавателя 2. Готовятся к уроку |
Целевая установка, мотивация. – 3 мин. | Вступление: возможно, получив специальность, вам предстоит работать на предприятиях машиностроения нашей республики. Это очень почетно и ответственно. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах машиностроения, необходимых каждому рабочему и инженеру машиностроительного комплекса. | 3. Работа в тетради – число, тема |
Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся – 15 мин. Мозговой штурм(Проблемная ситуация) | Вопросы к учащимся : 1. Что такое МСК. 2. Факторы развития МСК 3. Главная задача МСК 4. Назовите факторы размещения машиностроения? | Учащиеся отвечают с места |
Возможно ли строительство МЗ: Объясните принцип размещения автомобильного завода в Набережных Челнах (Татарстан)? Почему зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону? Назовите ведущий фактор размещения авиационного завода? Назовите предприятия металлоемкого машиностроения? Приведите примеры предприятий трудоемкого машиностроения? | 1.Учащиеся отвечают с места, давая объяснение на основе факторов размещения (потребительский и отсутствие водных ресурсов Урала, их бедность) 2. Специализация и кооперирование 3. Потребительский фактор 4. Наукоемкость 5.Горно-шахтного оборудования, металлургическое, энергетическое 6. Приборостроение, авиастроение, станкостроение |
Вопросы к учащимся: (работа в группе) Как связано машиностроение с АПК? (комбайны, тракторы). Как связано машиностроение с транспортным комплексом? (транспортные средства – автобусы, ж/д транспорт, морские суда, самолеты). Связь машиностроения и ТЭК? (горюче-смазочные материалы, нефтяные вышки, горнодобывающее оборудование). Назовите предметы потребления, которые изготавливают предприятия машиностроения (бытовая техника, аппаратура, стиральные машины, утюги). | Учащиеся отвечают с места |
Производство машин и оборудования в России Продукция | 1990 | 1998 | 2008 | Троллейбусы – шт | 2308 | 126 | 715 | Грузовые автомобили – тыс. шт. | 665 | 141 | 255 | Легковые автомобили – тыс. шт. | 1103 | 840 | 1470 | Автобусы – тыс. шт. | 51,9 | 45,7 | 66,0 | Комбайны зерноуборочные – тыс. шт. | 65,7 | 1,0 | 8,1 | Металлорежущие станки – тыс. шт. | 74,2 | 7,6 | 4,8 | Грузовые магистральные вагоны – тыс. шт. | 25,1 | 3,9 | 42,6 | Пассажирские магистральные вагоны – шт. | 1225 | 503 | 2100 | Турбины – млн. кВт | 12,5 | 2,1 | 7,9 | - Причины : Общий экономический кризис., поразивший страну Действующий затратный хозяйственный механизм с присущей ему необязательностью поставок по кооперативным связям Низкое техническое оснащение машиностроительных предприятий Большой физический и моральный износ основных фондов на предприятиях комплекса Отсутствие единого органа управления комплексом и переход к слабому регулированию при недостаточном учёте и контроле. |
III. Изучение нового материала |
Анализ карты «география МК» рис 30, таблицы стр.74 | Учитель: Сегодня на уроке мы определим географию отраслей машиностроения. В какой части России находятся большинство машиностроительных заводов – в азиатской или европейской? Почему? | Записывают в тетради число и тему урока Учащиеся: это объясняется многими причинами, во-первых, основная часть трудовых ресурсов России находится в Европейской части страны; во-вторых, в европейской части страны находятся основные потребители продукции машиностроения; в-третьих, основное количество крупных городов находится в европейской части страны. Вывод: Машиностроение в России распространилось повсеместно. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других – его функция ограничена главным образом удовлетворением внутренних потребностей. |
| Организация и управление деятельностью обучающихся выполнение практической работы «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» | выполнение практической работы «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» |
Машиностроение в РМЭ | При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал. Вы знаете, что в нашей республики расположены предприятия машиностроительного комплекса. Вопросы: Какова специализация предприятий и факторы размещения. | ММЗ и ЗПП 2 учащихся рассказывают о каждом предприятии. Ответ учащихся |
Контроль знаний. | Тест, взаимопроверка, выставление оценок | Ученики выполняют задания. |
3.Заключительный этап- 5 мин | | выставление оценок в табличку личных достижений |
В течение всего урока вы себя оценивали на различных этапах, прошу вас сложить баллы и выдать средний результат за урок по табличке. Благодарит за урок учащихся. Домашнее задание. |