Тема урока | МЫ - МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД РОССИИ |
Тип урока | Проблемный (постановки и решения проблемы) |
Цель урока | Способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения, что Россия - многонациональная страна, и к каждой национальности нужно относиться с уважением |
Материалы к уроку | Букет цветов, Карта субъектов РФ , презентация ученицы «Национальные традиции моей семьи», «Дневник севастопольского школьника» с гимном России, иллюстрированные листовки учеников «Мой подарок России», заготовка для памятки, текст Конституции России (преамбула), учебник Боголюбова «Обществознание. 5класс» |
| |
Личностно значимая проблема | Мир начинается с тебя, и ты способен сделать его лучше |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, мозговой штурм, скрайбинг, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная |
Основные понятия | Нация, народность, многонациональный |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Получат возможность научить ся «читать» политическую карту , решать логические задачи, презентовать работу, высказывать собственное мне ние, суждения. Научатся с уважением относи ться к образу жизни и культу ре разных народов. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: выдвигают версии ,принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1.Организационный этап | Взаимное приветствие учителя и обучающихся | Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас в хорошем настроении. Удачи вам и новых открытий! | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. | | Личностные: организовывают свою работу, настраиваются | |
2. Мотивация к учебной деятельности, целеполаганиеПостановка проблемы | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися. Сегодня – заключительный урок в тематическом блоке «Наша Родина-Россия». Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке в преддверии практической работы? В теме урока на доске пропущено прилагательное. Ваши версии – какое прилагательное было бы наиболее подходящим для темы? Сегодня я пришла на урок не с пустыми руками (показывает букет различных сезонных цветов). Как вы думаете, что я хотела выразить этим - по принципу аналогии? Реконструкция по памяти легенды о недостроенной Вавилонской башне. (Приложение 1) - В чем смысл этой легенды? - Как вы думаете, почему до сих пор на всех языках мира люди рассказывают эту легенду? Предположите - - О чем сегодня пойдет речь? - На какие вопросы нам предстоит ответить? Постановка проблемы (фиксируется на доске).В финальной части урока мы постараемся с вами коллективно составить памятку на тему: «Как нам в многонациональной России жить так, чтобы это было на благо и на радость всем?» В конце урока вы сможете оценить свою деятельность. | Слушают и участвуют в обсуждении, выдвигают версии, отвечают на проблемные вопросы Формулируют предполагаемую тему урока выдвигают версии, | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Регулятивные: формулируют цели урока после предварительного обсуждения, выдвигают версии и пути достижения цели Регулятивные: фиксируют и анализируют динамику собственных образовательных результатов. | |
3. Актуализация знаний | Беседа, Работа с картой учебника на стр.94-95 | Организует беседу по вопросам: - Какие народы проживают на территории Российской Федерации(Работа с картой учебника на стр.94-95)? - Каким является наше государство, если в нём проживает много народов? - Как вы думаете, легко ли народам с разной культурой, языком, религией уживаться на общей территории? - А в чьей семье представлена только одна национальность? - Как всем народам нужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья? | Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение «Голосование», устные комментарии | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации Коммуникативные: высказывают собственное мнение; строят речевые высказывания | Устные ответы |
4. Затруднение. 5.Динамическая пауза | Иностранцы на службе России.Обсуждение Текст конституции (преамбула) Презентация ученицы «Национальные традиции моей семьи» Представление иллюстрированных листовок (Мой подарок для России» Физкультразминка общего воздействия с вокализацией.«Дождь в Крыму», «Сила Жизни», «Радуга» | Я утверждаю, что пользу России может принести только тот человек, который родился и вырос в России,.Так ли это? Выразите своё согласие с этим утверждением ,подняв руку. А кто не согласен, считает это утверждение ошибочным Приведите пример , подтверждающий ошибочность утверждения (Ярчайший пример – немка София Августа Фредерика Ангальдт-Цербстская, которая приехала в Россию для замужества, не зная русского языка вообще.Но, живя здесь, освоила язык, традиции, по её указам совершено много славных дел, в том числе – основание города Севастополя) Презентация ученика о Витусе Беринге На стр.116 в учебнике вы можете узнать ещё об одном «нерусском» русском.О ком речь в статье «Жил на свете человек»?(Абрам Петрович Ганнибалл) Каково его происхождение? Чего ему удалось достичь в жизни? Благодаря каким личным качествам? Какова его роль в российской культуре? (Прадед А.С.Пушкина) Человек и закон Организует беседу по вопросам -На партах у вас лежит главный закон нашего государства –Конституция РФ. -Прочитайте, какими словами начинается наш Основной закон? «Мы, многонациональный народ РФ…» -Почему эта фраза стоит первой в Конституции РФ? - Как вы понимаете её смысл? Показывает слайды презентации, комментирует информацию. На прошлом уроке многие из вас представили свои работы-презентации. Почему же к работе Эли мы обращаемся снова? Чем она так хороша? Приступим к представлению ваших домашних работ - иллюстрированных листовок Мой подарок для России» А я бы хотела подарить России и Крыму животворящий дождь – раз или два в неделю, чтобы поля и деревья были напоёнными, земля – сильной, а плоды – сочными. Помогите мне сделать этот подарок – «Дождь в Крыму» | «Голосуют» поднятием руки, аргументируют своё мнение примерами из истории Смысловое чтение, ответы на вопросы Работают с Конституцией как с источником информации Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем Озвучивают элементарные рецензии, мнения Зачитывают текст листовки, демонстрируют иллюстрацию. Оценивают работу | Фронтальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа Индивидуальная работа | Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают ценности современного общества. Регулятивные: определяют необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; строят речевые высказывания Познавательные : на основе материалов интернета выяснить, в чём нуждается Россия и «подарить» ей это. Регулятивные:самооценка работы по критериям, предложенным учителем находят достаточные средства для выполнения учебных действий Личностные: понимают об ответственном отношении к своему здоровью | Устные ответы. Записи в тетрадях, устные ответы. Устные ответы. |
6.Первичное осмысление и закрепление изученного Тренировочный тест Символизация Презентация парных проектов Работа с текстом гимна России | Работа с понятиями темы Рисование символа Показ, обоснование выбора символа Мозговой штурм, запись предложений на доске Смысловое чтение Смысловое чтение Смысловое чтение | Попробуем свои силы в в освоении понятий темы, выполнив тренировочный тест (2 минуты) Ребята, предлагаю вам сейчас, работая в парах, изобразить тему урока символом(2 минуты).Важно!!! Рисунок должен быть ПАРНЫМ! Одиночное творчество не принимается! Покажите результат деятельности Обоснуйте свой выбор символа. Что при выполнении скрайбинга вам помогло выполнить работу успешно? (творчество, умение договариваться, находить лучшее решение, учитывать и принимать точку зрения ) Ваши ответы на последний вопрос помогут нам сформулировать памятку с рекомендациями:«Как нам в многонациональной России жить так, чтобы это было на благо и на радость всем?» Сверьте результаты вашей коллективной памятки с мнением составителей учебника: на странице 118 находится памятка «Учимся уважать людей любой национальности».Каке рекомендации при составлении памятки нами упущены? На предпоследней странице «Дневника севастопольского школьника прошу вас , прочитав текст Гимна России, выделить строку, которая другими словами полностью выражает смысл нашей темы сегодня на уроке (в припеве – «Братских народов союз вековой») Как вы понимаете эту фразу? Действительно, ребята! Мы – представители разных народов, и мы сильны, когда вместе, любим, уважаем и поддерживаем друг друга, как братья и сёстры - навеки! Именно это состояние и отношение в обществе превозносится в России в День Народного Единства – 4 ноября. | Решение теста: один ученик – у мультимедийной доски, остальные – в тетрадях Скрайбинг (элементарный) Общаются, рисуют, участвуют в обсуждении. Правила, сформулированные и записанные на доске и в тетрадях, дополняют (если они не были названы) Предлагают варианты правил для памятки. Находят информацию в учебнике, готовые правила вывешивают на доску, делают вывод Находят информацию в дневнике Фиксируют итоги работы , отвечают на вопросы. Делают выводы о том, что все народы разные, в этом богатство нашей страны. | Коллективная работа Парная деятельность Групповая работа Фронтальная работа Индивидуальная работа | Регулятивные: оценивают продукт своей деятельности по критериям в соответствии с целью деятельности Коммуникативные: обозначение символом явления для решения учебных и познавательных задач, пояснение выбора. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; строят речевые высказывания Познавательные (сравнение объектов по заданным критериям) Познавательные (самостоятельно находить концептуальную информацию) | Работа в тетрадях,устные ответы. Устные ответы Записи в тетрадях |
7.Итоги урока. Рефлексия | Обучающиеся оценивают: - ''Я'': как работал? Допускал ли ошибки? -''Мы'': насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? | -Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы так пригодились! - А сейчас кто доволен своей работой – поаплодируйте себе, кто считает, что мог бы получше работать – погладьте себя по голове и приободрите. И ответьте на вопрос: что важного с сегодняшнего урока я возьму с собой в жизнь? | Оценивают свою работу Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Устно отвечают | Фронтальная работа | Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Оценивание за работу на уроке. |
8.Домашнее задание | 4.Задание в рабочей тетради №3,4 | Повторить § 11-14 учебника, взять Рабочие тетради к практической работе, по желанию – подготовить иллюстрированную листовку «Достойный гражданин моей страны» | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |