Урок общеметодологической направленности
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литература
Класс: 6 Учащихся---20
Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро» Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цели урока:
Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация; актуализировать знания о сравнении.
Развивающая: развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
Воспитательная – прививать любовь к литературе и поэтическому слову, формировать знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся понимать своеобразие пейзажной лирики поэта, усовершенствуют навыки выразительного чтения текста, приобретут навыки выделения в тексте антитезы, аллитерации; углубят знания по анализу поэтического текста. Продолжат развивать умение делать выводы, воспринимать поэтические образы.
Методическое и техническое обеспечение: учебник «Литература» 6 класс, часть 1, «Просвещение», 2012г., музыкальное сопровождение –Чайковский «Времена года», фонохрестоматия (слушаем актёрское чтение)
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1 этап. Мотивации.
|
Цель этапа:
- выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
|
Приём «Фантастическая добавка»
-Представьте, что мы с вами находимся не в классе, а в небольшом деревянном домике в лесу. Закройте глаза и окунитесь в атмосферу зимнего леса вечером, утром.
(звучит пьеса Чайковского «Январь» из альбома «Времена года»).
Что вы представили?
-А вот каким рисует перед нами зимний вечер и утро поэт.
(сопровождается презентацией)
|
Высказывания детей
-Печь в домике, тепло. Окна все «изресованы» морозными узорами. Кто-то слышит ветер, шум качающихся деревьев…
-Прослушивание актёрского чтения стихотворения по фонохрестоматии.
-Чтение стихотворения учащимися.
|
Личностные.
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Познавательные:
- умение строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-выразительное чтение стихотворения
|
2 этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
Цель этапа:
актуализация знаний через пробное учебное действие.
|
- Какие слова вам непонятны?
_ Каждое стихотворение чем-то похоже на музыкальное произведение Чем?
«Фишбоун» с примерами изученных стихотворений Пушкина.
Голова- двусложные размеры
Верхние косточки- названия размеров
Нижние косточки- условия определения размеров+ примеры.
Хвост- знать условия выбора
|
Словарная работа
Аврора
Лежанка
Имеет определённый ритм, рифму.
Работа со словарём. Знакомство с понятиями
двусложные размеры стиха, строфа
Работа в парах.
Учащиеся представляют свои «фишбоуны» с комментариями.
|
Личностные.
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению.
Предметные умения:
-работать с содержанием произведения, анализировать лирическое произведение.
|
3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
|
Цель этапа:
обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.
|
-Предлагаю поразмышлять над прочитанным. Объединитесь в группы и выберите себе любой конверт с заданиями. (приём «Четыре конверта»).
|
Работа в группах.
Учащиеся представляют свои размышления на вопросы в конвертах.
Высказывания учащихся
|
Личностные.
-проявлять эмоционально - ценностное отношение поэтическому произведению.
Познавательные.
- определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.
- адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в группах
при выполнении учебного задания.
Предметные.
- читать текст
осознанно,
выразительно и без ошибок;
|
Физкультминутка
|
|
-Представим себя в роли художника, стоящего перед холстом и изображающего зимнее утро. А в это время звучит Вивальди «Времена года. Зима»
|
Учащиеся изображают с помощью пантомимы.
|
|
4 этап. Этап включения изученного в систему знаний.
|
Цель этапа:
формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности
|
-Постарайтесь создать небольшие устные сочинения «Вьюга ночью» или «Морозное солнечное утро». Постарайтесь использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.
(4 человека среднего уровня обученности получают письменное задание).
|
-Учащиеся выбирают тему, работают в парах.
|
Личностные.
-интерес и творческое отношение к составлению сочинений
Познавательные.
- определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.
- принятие и сохранение учебной задачи,
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.
Предметные.
- находить в тексте и объяснять значение художественных фигур и тропов.
|
5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
|
Цель этапа:
самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.
.
|
- Что вас заинтересовало на уроке?
-Что узнали на уроке?
- Что или кто помог вам прийти к этому выводу?
- Оцените свою работу на уроке.
Д./З. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».
|
Пейзажная лирика Пушкина. Выразительность поэтического языка. Двусложные размеры стиха.
Ребята. Учитель. Учебник. Словарь.
Учащиеся устно комментируют свои достижения. Используют три круга: красный (не понял), жёлтый (не всё), зелёный (всё понятно). Вывешивают круги на доску.
|
Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение, и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.
|
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы общеметодологической направленности в 6 классе "Зимнее утро" А.С.Пушкин"»
Урок общеметодологической направленности
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литература
Класс: 6 Учащихся---20
Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро» Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цели урока:
Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация; актуализировать знания о сравнении.
Развивающая: развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
Воспитательная – прививать любовь к литературе и поэтическому слову, формировать знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся понимать своеобразие пейзажной лирики поэта, усовершенствуют навыки выразительного чтения текста, приобретут навыки выделения в тексте антитезы, аллитерации; углубят знания по анализу поэтического текста. Продолжат развивать умение делать выводы, воспринимать поэтические образы.
Методическое и техническое обеспечение: учебник «Литература» 6 класс, часть 1, «Просвещение», 2012г., музыкальное сопровождение –Чайковский «Времена года», фонохрестоматия (слушаем актёрское чтение)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап. Мотивации. |
Цель этапа: - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приём «Фантастическая добавка» -Представьте, что мы с вами находимся не в классе, а в небольшом деревянном домике в лесу. Закройте глаза и окунитесь в атмосферу зимнего леса вечером, утром. (звучит пьеса Чайковского «Январь» из альбома «Времена года»). Что вы представили? -А вот каким рисует перед нами зимний вечер и утро поэт. (сопровождается презентацией) | Высказывания детей -Печь в домике, тепло. Окна все «изресованы» морозными узорами. Кто-то слышит ветер, шум качающихся деревьев… -Прослушивание актёрского чтения стихотворения по фонохрестоматии. -Чтение стихотворения учащимися. | Личностные. -проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные: - умение слушать - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Предметные. -выразительное чтение стихотворения |
2 этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Цель этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.
| - Какие слова вам непонятны? _ Каждое стихотворение чем-то похоже на музыкальное произведение Чем? «Фишбоун» с примерами изученных стихотворений Пушкина. Голова- двусложные размеры Верхние косточки- названия размеров Нижние косточки- условия определения размеров+ примеры. Хвост- знать условия выбора | Словарная работа Аврора Лежанка Имеет определённый ритм, рифму. Работа со словарём. Знакомство с понятиями двусложные размеры стиха, строфа Работа в парах. Учащиеся представляют свои «фишбоуны» с комментариями. | Личностные. -оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: -планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. - умение договариваться, приходить к общему решению. Предметные умения: -работать с содержанием произведения, анализировать лирическое произведение. |
3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Цель этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся. | -Предлагаю поразмышлять над прочитанным. Объединитесь в группы и выберите себе любой конверт с заданиями. (приём «Четыре конверта»). | Работа в группах. Учащиеся представляют свои размышления на вопросы в конвертах. Высказывания учащихся | Личностные. -проявлять эмоционально - ценностное отношение поэтическому произведению. Познавательные. - определять тему текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные. - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные. - адекватно взаимодействовать в группах при выполнении учебного задания. Предметные. - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; |
Физкультминутка |
| -Представим себя в роли художника, стоящего перед холстом и изображающего зимнее утро. А в это время звучит Вивальди «Времена года. Зима» | Учащиеся изображают с помощью пантомимы. | |
4 этап. Этап включения изученного в систему знаний. |
Цель этапа: формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности
| -Постарайтесь создать небольшие устные сочинения «Вьюга ночью» или «Морозное солнечное утро». Постарайтесь использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина. (4 человека среднего уровня обученности получают письменное задание). | -Учащиеся выбирают тему, работают в парах. | Личностные. -интерес и творческое отношение к составлению сочинений Познавательные. - определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные. - принятие и сохранение учебной задачи, Коммуникативные. - адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания. Предметные. - находить в тексте и объяснять значение художественных фигур и тропов. |
5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Цель этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя. . | - Что вас заинтересовало на уроке? -Что узнали на уроке? - Что или кто помог вам прийти к этому выводу? - Оцените свою работу на уроке. Д./З. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро». | Пейзажная лирика Пушкина. Выразительность поэтического языка. Двусложные размеры стиха. Ребята. Учитель. Учебник. Словарь. Учащиеся устно комментируют свои достижения. Используют три круга: красный (не понял), жёлтый (не всё), зелёный (всё понятно). Вывешивают круги на доску. | Личностные умения: — оценивать результат собственной деятельности. Познавательные умения: -определять языковые особенности произведения, передающие настроение, и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — использовать речевые средства для представления результата деятельности. |