Утверждаю | Согласовано |
Директор МАОУ «СОШ №21» | Руководитель ШМО естественных наук МАОУ «СОШ №21» |
_____________Орленко С.А. | ______________Краснокутская Т.Ю. |
Учебная программа элективного курса по биологии
для 10-х классов
«Биология в тестах и задачах»
| Составила: учитель химии и биологии МАОУ «СОШ №21» Краснокутская Т. Ю. |
Пояснительная записка
Программа элективного курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10 классов. В настоящее время вступительные экзамены в ВУЗы по биологии в высшие учебные заведения чаще проходят в форме ЕГЭ или письменно, а это значит, что основным критерием творческого усвоения предмета является умение практически применять свои знания: написать уравнения реакции, рассчитать расщепление по признакам, провести численные расчеты, определить % соотношения, т. е. решить задачу. Насыщенность школьной программы по биологии теоретическими вопросами часто не позволяет уделять много времени навыкам решения задач во время основного урока.
В то же время решение задач по биологии далеко не простое дело, так как требует не только умения свободно владеть теоретическим материалом (определить тему задачи, записать уравнения реакций протекающих процессов, правильно составить схему расщепления по наследуемым признакам), но также умения логически мыслить (правильно определить тип задачи, ее алгоритм решения, выбрать основные расчетные формулы и их преобразовать, подставить численные данные и провести математические вычисления). Рассматриваемые задачи сгруппированы по типам (уровню сложности, алгоритмам решения и основным расчетным формулам). Каждая тема предваряется основными теоретическими положениями. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу для учащихся 10 класса по биологии. Данный примерный тематический план составлен в соответствии с программой пройденных тем по биологии для 10 классов.
Предлагаемый курс охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединность целей образования: научить, развивать, воспитывать.
Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.
Целью данного курса является развитие у учащихся умений и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.
Задачи курса:
- усвоение основных понятий, терминов и законов генетики;
- применение теоретических знаний на практике;
- развитие интереса к предмету;
- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
После прохождения курса учащиеся должны знать:
-основные понятия, термины и законы генетики;
-генетическую символику;
Учащиеся должны уметь:
-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
-решать типичные задачи;
-логически рассуждать и обосновывать выводы.
Основная концепция курса.
Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции.
- добровольность;
-активная позиция;
-научность;
- развивающий характер;
-экологическая направленность;
- профессиональная направленность;
Контроль:
ученик получает «зачет» по итогам:
Тематическое планирование
Название учебных тем | Основное содержание | Количество часов | Требования к результатам обучения |
Биология 10 класс (34 часа) «Биология в тестах и задачах» |
1-2. Состав белков 3-4. Строение и функции белков | Решение задач по аминокислотному составу белков | 4ч | Решение разноуровневых тестов и задач |
5-6. Закономерности наследования признаков 7-8. Моногибридное скрещивание | Генотип, фенотип, доминантный и рецессивный признак | 4ч | Введение генетической символики |
9-10. Неполное доминирование 11-12. Анализирующее скрещивание. | Гомозиготные, гетерозиготные организмы | 4ч | Умение писать схемы расщепления |
13-14. Закон независимого наследования признаков 15-17. Дигибридное скрещивание 18. Полигибридное скрещивание | Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета | 6ч | Научиться составлять решетку Пеннета |
19-20. Сцепленное наследование признаков 21-22. Закон Т. Моргана | Кроссинговер, локус гена | 4ч | Решение разноуровневых задач |
23-27. Взаимодействие генов | Комплементарное действие генов, эпистаз, полимерия, плейотропность | 5ч | Решение разноуровневых тестов и задач |
28-30. Генетика пола. 31-32. Сцепленное с полом наследование | Гомогаметный пол, гетерогаметный пол, аутогсомы, половые хромосомы | 5ч | Решение разноуровневых задач |
33-34. Решение тестов и задач ЕГЭ | | 2ч | Решение разноуровневых тестов и задач |
Итого: 34ч |
Содержание курса
Занятие 1-2. Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке), решение задач.
Занятие 3-4. Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка), решение задач. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК), решение задач.
Занятие 5-6. Генетические символы и термины. Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач.
Занятие 7-8. Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моногибридном скрещивании), тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на моногибридное скрещивание повышенной сложности.
Занятие 9-10. Неполное доминирование: актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности.
Занятие 11-12. Анализирующее скрещивание и наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач.
Занятие 13-14. Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме, решение задач повышенной сложности.
Занятие 15-17. Закономерности, установленные Менделем при дигибридном скрещивании, тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на дигибридное скрещивание повышенной сложности
Занятие 18. Закономерности, установленные Менделем при полигибридном скрещивании, тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на полигибридное скрещивание повышенной сложности.
Занятие 19-20. Решение задач на сцепленное наследование.
Занятие 21-22. Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?), решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт.
Занятие 23-27. Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию. Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций.
Занятие 28-30. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности.
Занятие 31-32. Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы, решение задач.
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
Занятие 33-34. Заключительное занятие. Решение комбинированных и занимательных задач.
Литература
Ким О.А., Борисова Л.С., Зурочка А.В. Учебно-методическое пособие для подготовки к вступительному экзамену по биологии. Челябинск, 2006.
Зубрицкая А.В. Элективный курс. Молекулярная биология. 10 класс.- Волгоград: ИТД Корифей.