Тема урока «Производство текстильных материалов»
Цель: дать понятие о проектировании личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных материалов; ознакомить с технологией изготовления ткани; научить определять в ткани долевые нити лицевую сторону.
Задачи:
– формирование представлений о природных ресурсах как о сырье (в рамках темы «Классификация волокон»), навыков исследовательской работы;
– формирование представлений о значении таких растений как хлопок и лён в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды, ткани, нитки, швейные изделия); понимание значения труда людей, занятых в сельском хозяйстве, развивать способность к обобщению и классификации.
– формирование осознанного понимания бережного отношения к природным ресурсам, уважения к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
- представления о классификации текстильных волокон; свойстве нитей основы и утка, свойстве тканей из натуральных растительных волокон; эксплуатационных, гигиенических и эстетических требованиях, предъявляемых к одежде из различных материалов;
- ознакомить с современной технологией производства ткани; прядением, ткачеством отделкой;
- ознакомить с видами переплетения нитей в ткани (полотняное, саржевое, сатиновое и атласное), научить определять на схеме рапорт ткацкого рисунка;
- проинформировать о профессиях оператор прядильного производства и ткач.
- научить определять в ткани направление долевой нити, определять лицевую сторону ткани
Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Производство текстильных материалов» 5 класс»
Конспект урока
Педагог : Жданова Татьяна Анатольевна
Предмет Технология Класс 5А
Тема урока «Производство текстильных материалов»
Цель: дать понятие о проектировании личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных материалов; ознакомить с технологией изготовления ткани; научить определять в ткани долевые нити лицевую сторону.
Задачи:
– формирование представлений о природных ресурсах как о сырье (в рамках темы «Классификация волокон»), навыков исследовательской работы;
– формирование представлений о значении таких растений как хлопок и лён в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды, ткани, нитки, швейные изделия); понимание значения труда людей, занятых в сельском хозяйстве, развивать способность к обобщению и классификации.
– формирование осознанного понимания бережного отношения к природным ресурсам, уважения к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
- представления о классификации текстильных волокон; свойстве нитей основы и утка, свойстве тканей из натуральных растительных волокон; эксплуатационных, гигиенических и эстетических требованиях, предъявляемых к одежде из различных материалов;
- ознакомить с современной технологией производства ткани; прядением, ткачеством отделкой;
- ознакомить с видами переплетения нитей в ткани (полотняное, саржевое, сатиновое и атласное), научить определять на схеме рапорт ткацкого рисунка;
- проинформировать о профессиях оператор прядильного производства и ткач.
- научить определять в ткани направление долевой нити, определять лицевую сторону ткани
Оборудование: ИКТ, электронный учебник, дополнительная литература, рабочая тетрадь, образцы волокон хлопка и льна гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань,
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная и групповая.
Межпредметные связи: история, биология
Методы и формы работы: 1.объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация);
Формы организации познавательной деятельности учащихся:индивидуальная, групповая УУД:
Познавательные - Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт - Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные -Уметь высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдом. Коммуникативные -Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные -Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. -Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Длительность урока: 80 минут.
Организационный момент |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | примечание |
-Здравствуйте ребята! - Рада вас снова видеть сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошего настроения Я желаю вам удачи и хорошего настроения. Сегодня мы с вами запускаем новый проект по теме «Создание изделий из текстильных материалов» Вам предстоит по работать над проектом изучить очень много новых тем работать не только в ручную, но и на швейной машинке, сделать правильный подбор ткани. Чтобы правильно выбрать ткань, нужно знать виды тканей, их свойства, технологию производства. Какие изделия из тканей вы изготовляли в начальных классах? Из каких растений получают волокна для изготовления ткани? - Ребята, послушайте, пожалуйста загадки , подумайте и скажите, о каких растениях идет речь
Пушист, да не пух, И бел, да не снег, На поле растёт Замечательный мех. Хлопок «В землю малый ушёл, в синей шапке пришёл, мал малышочек - синенький цветочек». Лён
О чем в этих загадках говорится? - Почему вы так решили? Что служит сырьём для производства тканей? Тогда о чем сегодня на уроке мы будем говорить. - Скажите, как можно назвать сегодня тему нашего урока? - А можно ее назвать "Производство текстильных материалов? - Какую цель поставим? А моя цель дать понятие о проектировании личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных материалов; ознакомить с технологией изготовления ткани; научить определять в ткани долевые нити лицевую сторону. - Какие задачи мы поставим для достижения цели? |
- Друг другу улыбнулись
Слушают:
Ответы учащихся
Ответы детей
- О хлопке и льне
Рассуждают и предлагают тему урока: Хлопковое волокно Льняное волокно
Учащиеся предлагают тему урока - записывают тему урока - Познакомиться с таблицей классификацией волокон - Познакомится с с растительными волокнами - Познакомится с прядильным производством и ткацким - Научится определять лицевую и изнаночную стороны ткани , определение долевой нити в ткани - Изучить дополнительную литературу - узнать, о хлопке и льне, как его обрабатывали в старину - познакомиться с профессией ткач и оператор прядильного производства. | Регулятивные
|
Изучение нового материала |
- Скажите пожалуйста, как в старину из волокон получали нить? Как это делают сейчас? - Как называется машина по производству тканей? - Как нити могут переплетаться между собой? Как называются ткацкие переплетения? - Тогда что нам надо для того, чтобы узнать это? - Я предлагаю вам сейчас в группах поработать с информацией, из электронного учебника. Вы должны будете ее изучить и потом из группы двух или трех человек, которые предоставят данную информацию всему классу. 1 группа изучает информацию- «прядильное производство» 2 группа – Ткацкое производство (ткацкие переплетения) 3 группа – отделочное производство 4 группа – Определение направления долевой нити и лицевой стороны Я даю вам поработать с электронным учебником 5 мин В помощь вам рисунок 41 из учебника - Итак, давайте послушаем, что расскажет нам каждая группа - во время ответов детей вывешивает информацию по необходимости
|
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Учащиеся работают с электронным учебником просматривают видео фильм по этапам ткацкого производства Работа в группах группа изучает информацию- «прядильное производство» 2 группа – Ткацкое производство(ткацкие переплетения) 3 группа – отделочное производство 4 группа – Определение направления долевой нити и лицевой стороны
- ответы детей по данным вопросам.
Физкультминутка Вот у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (машут руками) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Физкультминутку можно использовать видео | коммуникативные |
Закрепление учебного материала |
- А теперь давайте мы вернемся к нашим задачам, которые ставили перед собой. - Достигли ли мы их? А что мы еще не выполнили из поставленных задач? - Теперь я бы хотела, чтобы вы поработали каждый индивидуально выполнили практическую работу № 6, 7, 8, и самостоятельно выполнить заданиеп.1,2 задание 13 из рабочей тетради. Оформить «Коллекцию 1» из Приложения рабочей тетради - Но прежде, чтобы приступить к работе прослушайте инструктаж по выполнению лабораторных работ. Зачитывает инструктаж |
Ответы учащихся Мы с вами не закрепили учебный материал
Практическая работа: Выполняют лабораторные работы За правильное определение долевой нити на лоскутке без кромке получает 1 бал, за не правильное – 0 баллов Лицевая и изнаночная стороны определены и приклеены верно 1 балл Лицевая и изнаночная стороны гладкоокрашенной ткани определены и приклеены, верно – 1 балл Образцы ткани в коллекции одинакового размера, вырезаны ровно 1 балл
| регулятивные |
Итог урока |
- Что нового узнали на уроке? - Чему научились на данном уроке? - А теперь давайте вернемся к тем задачам, которые вы пред собой ставили - Достигли ли вы их, которые поставили в начале урока? - Молодцы. Скажите, мы достигли сегодня нашей цели - Теперь я попрошу вас снова по работать парами и проверить лабораторные у друг друга и поставить оценку по тем критериям которые написаны на доске. Выполнить задание «Проверь себя »в рабочей тетради - Поднимите руки, кто оценил свою работу на "5" - на "4" - Хорошо. Пусть один из группы соберет ваши тетради и сдаст.
| - ответы детей - ответы детей отсветы детей ответы детей - Работа с оценочными листами - дети поднимают руки | регулятивные |
Задание на дом |
Текстильные материалы окружают нас повсюду. И мы уже не можем представить этот мир без красивых тканей которые окружают нас Спасибо Вам за активную работу на уроке. - Дома я предлагаю вам выполнить домашнее задание на выбор. Возьми желтый листочек, выберите себе задание и выполните его. Урок завершен, всем творческих успехов До свидания. | - Дети берут листочки с домашним заданием 1.Узнайте в Интернете что означает «веретено», «прялка», «ситец», «мочесник» 2. Подготовить сообщение: Как изготовляли пряжу в домашних условиях? Как изготовляли ткань в домашних условиях? Что такое ткачество? Что служило сырьём для изготовления приданного (одежды, белья) твоей прабабушки? | регулятивные |