Тест «Поэтическая тетрадь 2»
1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.
А) Н.А.Некрасов; Б) И.А.Бунин; В) А.А.Фет;
Г) К.Д.Бальмонт
2. Какое стихотворение написал И.А.Бунин?
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Детство»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
3. Узнайте произведение по его строчке: «Трещит по замёрзлой воде …»2. Какое стихотворение написал К.Д.Бальмонт ?
А) «Золотое слово»; Б) «Полевые цветы»; В) «Детство»; Г) «Славная осень! …»
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
4. Какое из приведённых произведений описывает явление природы – половодье?
А) «Полевые цветы»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
5. Узнайте произведение по его строчке: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет …»
А) «Полевые цветы»; Б) «Детство»;
В) «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Г) «Славная осень! …»
6. В каком произведении рассказывается о человеке, который очень любил животных?
А) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»;
В) Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) К.Д.Бальмонт «Золотое слово».
7. Как зовут Бунина?
А) Иван Александрович; Б) Илья Александрович;
В) Илья Алексеевич; Г) Иван Алексеевич.
8. Прочитайте стихотворение и определите, о чьих следах идёт речь?
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
А) лось; Б) олень; В) медведь; Г) кабан.
9. Вставьте пропущенные слова.
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он ………… от смерти уносил!
А) жизнь свою; Б) ноги быстрые; В) близких всех; Г) красоту.
10. Подберите пропущенное слово.
Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и ………… водой.
А) шумит; Б) блестит; В) журчит; Г) шалит.
11. В каком стихотворении поэт вспоминает, как он гулял по бору, когда ему было «только десять лет»?
А) К.Д.Бальмонт «Золотое слово» ; Б) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»; Г) Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором …».
12. Какие строчки принадлежа Н.А.Некрасову?
А) Пушисты ли сосен вершины, Б) Я зацепился багром за сучок
Красив ли узор на дубах? И за собою бревно поволок.
В) Солнце золотится. Лютик – золотой. Г) Веет от них красотою стыдливою,
Речка серебрится и шалит водой. Сердцу и взору родные они.
13.Узнайте произведение по рифме: тропинок – остинок; скрёб – на сугроб.
А) «Полевые цветы»; Б) «Густой зелёный ельник у дороги …»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
Вариант 2
1. Найдите лишнюю фамилию поэта в данном списке.
А) И.А.Бунин; Б) К.Д.Бальмонт; В) Н.А.Некрасов; Г) Ф.И.Тютчев.
2. Какое стихотворение написал К.Д.Бальмонт ?
А) «Золотое слово»; Б) «Полевые цветы»; В) «Детство»; Г) «Славная осень! …»
3. Узнайте произведение по его строчке: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет …»
А) «Полевые цветы»; Б) «Детство»;
В) «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Г) «Славная осень! …»
4. Какое из стихотворений Н.А.Некрасова похоже на сказку?
А) «Славная осень! …» Б) «Не ветер бушует над бором …»;
В) «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) «Детство».
5. Как зовут Некрасова?
А) Николай Александрович; Б) Никита Александрович;
В) Алексей Николаевич; Г) Николай Алексеевич.
6. Прочитайте стихотворение и определите, о чём идёт речь?
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов …
А) о тепличных цветах; Б) о дорогих цветах;
В) о полевых цветах; Г) о комнатных цветах.
7. Объясните значение слова «зипун».
А) старинное деревенское пальто; Б) крестьянский кафтан из грубого толстого сукна;
В) крестьянский полушубок; Г) богатая старинная одежда.
8. В каком произведении рассказывается о человеке, который очень любил животных?
А) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»;
В) Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) К.Д.Бальмонт «Золотое слово».
9. Какие сравнения встречаются в стихотворении Н.А.Некрасова? С чем сравнивается листва?
А) листья лежат, как ковёр; Б) морозные ночи;
В) опавшая листва, как мягкая постель; Г) листья желты и свежи.
10. Подберите пропущенное слово.
Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и ………… водой.
А) шумит; Б) блестит; В) журчит; Г) шалит.
11. Найдите «ошибку» в перечислении.
А) речка золотится; Б) солнце золотится;
В) лютик золотой; Г) седой одуванчик.
Ответы.
Вариант 1.
1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.
А) Н.А.Некрасов; Б) И.А.Бунин; В) А.А.Фет; Г) К.Д.Бальмонт
2. Какое стихотворение написал И.А.Бунин?
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Детство»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
3. Узнайте произведение по его строчке: «Трещит по замёрзлой воде …»
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
4. Какое из приведённых произведений описывает явление природы – половодье?
А) «Полевые цветы»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
5. Как зовут Бунина?
А) Иван Александрович; Б) Илья Александрович;
В) Илья Алексеевич; Г) Иван Алексеевич.
6. Прочитайте стихотворение и определите, о чьих следах идёт речь?
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
А) лось; Б) олень; В) медведь; Г) кабан.
7. Объясните значение слова «багор».
А) длинная палка; Б) длинный шест;
В) шест с металлическим крюком и остриём; Г) длинный шест в виде топора.
8. Вставьте пропущенные слова.
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он ………… от смерти уносил!
А) жизнь свою; Б) ноги быстрые; В) близких всех; Г) красоту.
9. В каком стихотворении поэт вспоминает, как он гулял по бору, когда ему было «только десять лет»?
А) К.Д.Бальмонт «Золотое слово» ; Б) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»; Г) Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором …».
10. Какие строчки принадлежа Н.А.Некрасову?
А) Пушисты ли сосен вершины, Б) Я зацепился багром за сучок
Красив ли узор на дубах? И за собою бревно поволок.
В) Солнце золотится. Лютик – золотой. Г) Веет от них красотою стыдливою,
Речка серебрится и шалит водой. Сердцу и взору родные они.
11.Узнайте произведение по рифме: тропинок – остинок; скрёб – на сугроб.
А) «Полевые цветы»; Б) «Густой зелёный ельник у дороги …»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
Вариант 2
1. Найдите лишнюю фамилию поэта в данном списке.
А) И.А.Бунин; Б) К.Д.Бальмонт; В) Н.А.Некрасов; Г) Ф.И.Тютчев.
2. Какое стихотворение написал К.Д.Бальмонт ?
А) «Золотое слово»; Б) «Полевые цветы»; В) «Детство»; Г) «Славная осень! …»
3. Узнайте произведение по его строчке: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет …»
А) «Полевые цветы»; Б) «Детство»;
В) «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Г) «Славная осень! …»
4. Какое из стихотворений Н.А.Некрасова похоже на сказку?
А) «Славная осень! …» Б) «Не ветер бушует над бором …»;
В) «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) «Детство».
5. Как зовут Некрасова?
А) Николай Александрович; Б) Никита Александрович;
В) Алексей Николаевич; Г) Николай Алексеевич.
6. Прочитайте стихотворение и определите, о чём идёт речь?
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов …
А) о тепличных цветах; Б) о дорогих цветах;
В) о полевых цветах; Г) о комнатных цветах.
7. Объясните значение слова «зипун».
А) старинное деревенское пальто; Б) крестьянский кафтан из грубого толстого сукна;
В) крестьянский полушубок; Г) богатая старинная одежда.
8. В каком произведении рассказывается о человеке, который очень любил животных?
А) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»;
В) Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) К.Д.Бальмонт «Золотое слово».
9. Какие сравнения встречаются в стихотворении Н.А.Некрасова? С чем сравнивается листва?
А) листья лежат, как ковёр; Б) морозные ночи;
В) опавшая листва, как мягкая постель; Г) листья желты и свежи.
10. Подберите пропущенное слово.
Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и ………… водой.
А) шумит; Б) блестит; В) журчит; Г) шалит.
11. Найдите «ошибку» в перечислении.
А) речка золотится; Б) солнце золотится;
В) лютик золотой; Г) седой одуванчик.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Ветер дальше побежал,
Королевич зарыдал
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
*Да, есть слова, что жгут, как
пламя.
Эпитет – образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
*Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора… .
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
(Слайд 2 – запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении музыки) Приложение 1
– Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь)
– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (Тютчев «Листья». Ребенок читает наизусть)
– Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть)
3. Речевая разминка
(слайд 3 – по щелчку)
– Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки Я.Акима.
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
Дети выполняют задания:
– «Жужжащее чтение»,
– Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)
– Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение)
– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.
– А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.
– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.
4. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения.
5. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.
Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.
Слушание романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически)
– Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?
– Что услышали?
– Какую картину увидели? (Ответы детей)
6. Подготовка к восприятию текста.
– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)
Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.
7. Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку)
Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты)
8. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку)
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)
– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)
– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)
– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)
– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)
– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?
– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)
– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)
– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)
9. Физкультминутка (слайд 8)
10. Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)
Самостоятельное чтение стихотворения.
– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)
– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения.
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.
11. Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (слайд 10 – по щелчку)
– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.
– Прочитайте стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» самостоятельно. Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком. – Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? (Хлебное поле)
– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: ЖАРКАЯ, ПРИХОТЛИВЫЙ, ЗОЛОТЫЕ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩЕЕ. (Ответы детей)
– Найдите значение слова СМЕЖАЕТ. (Закрывает)
– Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?
Выразительное чтение стихотворения детьми.
12. Итог урока. Рефлексия (слайд 11)
– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)
– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.
Синквейн: Тема синквейна «Поэзия Фета» (на доске написана схема – подсказка написания синквейна).
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, которая позволяет выразить к ней личное отношение.
– Покажите свое настроение мимикой.
– Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.
– Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.
13. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.