Тема: Заголовок, тема, основная мысль
текста; их взаимосвязь.
Изложение повествовательного текста
на основе зрительного восприятия
Цель: учащиеся развивают умение определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию; передавать содержание повествовательного текста, точно употребляя глаголы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы пишем изложение по рассказу писателя С. Алексеева «Медаль».
Речь пойдёт о событиях, связанных с именем русского полководца А. В. Суворова (1730–1800). Что вы знаете об этом удивительном человеке?
– Мудрости, смекалки, находчивости Суворова удивлялись и его современники, и потомки. В истории, которую мы сейчас прочитаем, говорится об одном интересном случае, который произошёл во время сражения с турками.
III. Знакомство с содержанием текста (упр. 502, с. 110–111).
IV. Анализ текста. Выяснение темы и основной мысли.
– Когда произошли события, о которых говорится в рассказе?
– Как вёл себя солдат Шапкин во время боя?
– Почему Суворов решил наградить солдата, ведь он видел, как Шапкин просидел бой в кустах?
– Как ведёт себя солдат во время награждения и после него?
– О чём это говорит?
– Что заставило Шапкина возвратить медаль Суворову?
– Чему обрадовался Суворов?
– Какова тема данного текста? (Как Суворов наградил солдата медалью.)
– Назовите основную мысль рассказа. («Героями не рождаются, героями становятся».)
– Что отражено в заголовке: тема или основная мысль?
V. Структурный анализ текста. Составление плана.
– Определите тип данного текста. Обоснуйте ответ.
– Какие части повествовательного текста вы знаете? (Вводная часть, или завязка; основная часть; концовка, или развязка.)
– Как развивается действие в рассказе? Что является завязкой?
– Какие события входят в основную часть?
– Когда действие достигает наивысшего напряжения?
– Что является развязкой?
– Давайте составим план рассказа. (Дети работают самостоятельно, затем обсуждаются различные варианты плана.)
Примерный план
1. Шапкин струсил.
2. Незаслуженная награда.
3. Не находит покоя.
4. Признание и похвала.
5. Заслужил медаль и славу.
VI. Лексико-орфографическая подготовка.
1. Выбор опорных слов и словосочетаний:
во время боя струсил, приметил, в честь победы, прислали ордена и медали, раздавал награды, совестно было, потупил глаза, прикрепил на рубаху, покоя не находит, не выдержал, возвращает, признался, героями не рождаются, становятся, в следующем бою, ворвался, заслужил.
2. Разбор слов с изученными орфограммами.
VII. Повторное чтение текста.
VIII. Написание изложения.
IX. Домашнее задание: найти и записать в тетрадь пословицы о смелости и трусости, о героях; выделить окончания глаголов, указать спряжение, время.
X. Итог урока.
– Интересным ли было произведение, с которым мы работали на уроке? Чем оно вам понравилось?
– Кто доволен своей работой?
– Что не удалось в изложении? Почему?