- умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий;
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-умение добывать новые знания с помощью учителя: находить ответы на вопросы, используя учебник;
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Этап урока Время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
I.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) 2мин. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Беседа, диалог, создание ситуации доброжелательности | Коллективная | Приветствует детей, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку « Ищешь трудность - находишь мудрость» это девиз нашего урока. -Как вы это понимаете? -Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями -Кто такой исследователь? В толковом словаре русского языка Ожегова « Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями» -Каким должен быть исследователь? К какой части речи относятся названные слова -Открыли тетрадь и записали число. | Настраиваются на учебную деятельность, проверяют готовность к уроку. Читают выражение, осмысливают. Отвечают на вопросы. Читают из презентации Открывают тетради и записывают число. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Личностные: положительное отношение к изучению предмета |
II.Каллиграфическая минутка, 3 мин | | Беседа | Работа в группе, индивидуальная работа в тетрадях | ая яя ий ый ой ое ее ые ие -Сегодня мы напишем эти соединения. Что вы можете сказать о записанных соединениях? Что вы заметили?» -В какие группы вы бы объединили эти окончания? -Сколько групп получилось? -Сейчас выполните задание по группам 1гр. «Почемучки»-выписывают окончания ж.р. 2гр. «Знайки» -выписывают окончания м.р. 3гр. «Следопыты»- выписывают окончания ср.р. 4гр- «Эрудиты» выписывают окончания мн.ч Проверяем по слайду Оцените себя | Списывают соединения Отвечают на вопросы Работают в группах Проверяют и делают вывод. Оценивают «Лист успеха» | Регулятивные УУД: выполнять учебное действие, используя алгоритм; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; |
III. Актуализация знаний и фиксирование затруднения 4мин | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Беседа, диалог | Работа в парах | Давайте к словам 1 столбика подберём слова из 2 столбика Хитрые заяц пугливый берёза спелая рябина косолапый озеро высокая медведь шустрый лисицы глубокое воробей -Что объединяет данные выражения? -Нет ли здесь “лишнего” словосочетания? Почему? -Измените, словосочетание хитрые лисицы так, чтобы оно перестало быть лишним. Что нужно для этого сделать? -На какие три группы можно разделить эти словосочетания? - Как вы определили род у имени прилагательного? Оцените себя | Подбирают слова к 1 столбику из 2 столбика Проверяют работу по слайду Отвечают на вопросы Делят по родам Оценивают свою работу на данном этапе | Предметные: уметь правильно находить словосочетания и определять род, число. Познавательные: обобщать и делать выводы. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. |
IV.Выявление места и причины затруднения 4 мин | Мотивировать учащихся на изучение темы «Изменение имен прилагательных по падежам». Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Вызвать познавательный интерес к проблеме. Организовать самостоятельное формулирование целей урока, постановка цели и задачи урока. | Исследование | Работа в парах | -С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка? Поработайте в парах. Заполните таблицу. Отметьте + , что мы уже знаем о прилагательных в 1 столбике Что Вы хотели узнать про имя прилагательное? Отметьте + , что вы хотите узнать о прилагательных во 2 столбике Ставит проблемный вопрос: -склоняются ли имена прилагательные? Сформулируйте тему урока: цель урока и задачу | Отвечают на вопрос Заполняют 1 столбик таблицы Заполняют 2 столбик таблицы Формулируют тему урока: Изменение имен прилагательных по падежам. цель урока: - научиться склонять им. прилагательные задача: узнать, как склоняются имена прилагательные. | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; Личностные: оценивание собственной деятельности. Регулятивные: определить тему, цель и задачу урока |
V. Построение проекта выхода из затруднения 6 мин | Выявление места и причины затруднения, | | Работа в группах | Предлагает просклонять слово внимательный Задает вопрос: а как вы склоняете имена существительные, можем ли мы использовать их при склонении прилагательного Предлагает просклонять - Внимательный ученик Приходят к решению, что в этом будет помогать имя существительное. Выводят алгоритм определения падежа у имён прилагательных. | Склоняют слово внимательный Отвечают на вопрос Склоняют словосочетание внимательный ученик Выводят алгоритм: 1шаг-найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным 2шаг-определить падеж у имени существительного. 3шаг-по падежу имени существительного определить падеж прилагательного | Личностные: желание решать проблему, используя приобретённые знания Предметные: дать представление об изменении имён прилагательных по падежам; объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного определения падежа прилагательных Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе; |
VI.Физминутка(1 мин) | | | | Организует детей | Выполняют условия учителя | Личностные: установка на здоровый образ жизни |
VII. Первичное закрепление с проговариванием (5мин) | Включение «открытия» в систему знаний, обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Беседа, диалог, работа с учебником. | Фронтальная | Предлагает поработать с определением, данным в уч. на с.160, сделать вывод выполнить упражнение 9. С.160 (работаем вместе с проговариванием | Работают по учебнику: читают правило Выполняют упр. 9 вместе с учителем | Предметные: уметь правильно находить словосочетания и определять падеж прилагательного. Познавательные: развивать умения применять правило и действовать по алгоритму; |
VIII.Этап закрепления и применения полученных знаний. 6 мин | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | | Работа в группах | Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. 1 группа 1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц. Летним утром (Т.п.) приятно побродить по лесу, подышать свежим (Т.п.) воздухом. 2. С раннего(Р.п.) утра и до поздней(Р.п.) ночи слышится чудесное (И.п.) пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный. 2 группа 1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи. Наступило жаркое, знойное (И.п.) лето. 2. Только в зеленом (Пп.) лесу сквозь высокие, могучие (Вп.) деревья пробивались редкие, солнечные (И.п.) лучи. Прилагательные: жаркий, знойный, зеленый, высокий, могучий, редкий, солнечный. Взаимопроверка между группами Предлагает сравнить с образцом на доске и оценить свою работу Оцените себя | Выполняют задание в группе Проводят взаимопроверку Сравнивают с образцом на доске и оценивают свою работу Оценивают себя | Предметные: уметь правильно находить в предложении словосочетания и определить падеж прилагательного; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе; |
IX.Самостоятельная работа с самопроверкой 5мин. | Применение нового знания в типовых заданиях | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Просклонять словосочетание мудрая сова Оцените себя по образцу | Склоняют словосочетание мудрая сова Оценивают себя | Регулятивные: выполнять учебное действие, используя алгоритм; Предметные: осознавать правильность выполнения задания. Познавательные: развивать умения применять правило и действовать по алгоритму; Личностные: оценивание собственной деятельности. |
X.Рефлексивно-оценочный этап 3 мин | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока | | фронтальная | Какая перед нами стояла учебная задача? Заполните третью часть таблицы «Узнал» -Приготовьте свои ладошки Мизинчик - мыслительный процесс. То нового мы узнали? Что сегодня делали? Безымянный - близость цели. Добились ли желаемого результата? Средний состояние духа. Каким было настроение на уроке? Указательный – помощь. Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь? Большой –благодарность. Поблагодарите друг друга за урок. | Отвечают Заполняют Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. | Личностные: осознание собственных достижений при освоении учебной темы; оценивание собственной деятельности. |
XI.Домашнее задание, 1 мин | Умение работать с дневником. | Беседа | Фронтальная | Объясняет выбор домашнего задания | Дети выбирают задание. | Регулятивные: - выбирать задания для индивидуальной работы по силам и интересам. |