Тема урока | Особенности скелетных мышц |
Тип урока | урок «открытия» нового знания |
Целевые установки | Личностные: сформировать представление о опорно-двигательном аппарате. Содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения. Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий. Предметные: Формирование представлений о механизмах работы скелетных мышц человека. Изучение процессов утомления и правил гигиены труда и отдыха. |
Основное содержание изучаемой темы | Особенности скелетных мышц. Мышцы головы и шеи, особенности прикрепления, функции. Мышцы туловища, функции. Цели и задачи, организация самонаблюдения |
Ключевые опорные точки темы урока | Мимические, жевательные мышцы, группы мышц туловища, головы, шеи. |
Термины и понятия | Сила мышц, амплитуда движения, мышцы-антогонисты, мышцы синергисты, утомление мышц, работоспособность, динамическая и статическая работа. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Познавательный интерес к изучению биологии. Понимание механизмов процессов сокращения и расслабления мышцы. Представление о движении как результате как о согласованной работе скелета и мышц. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной в другую форму, выделять главное в тексте, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие м6ежду объектами и их характеристиками. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим. Регулятивное УУД: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать. | Давать определения понятиям возбудимость, сократимость, утомление. Описывать механизмы работы скелетных мышц. Различать мышцы - синергисты, антагонисты и приводить примеры. объяснять причины утомления. сравнивать динамическую и статистическую нагрузку. Объяснять значение физических упражнений. |
Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде |
Информационные ресурсы | Формы работы | Демонстрации | Диагностические материалы |
Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. | коллективная (К); индивидуальная (И); парная (П); групповая (Г) | таблица «Схема строения мышечной системы человека», иллюстрированный атлас анатомии человека, макет скелета человека | 1. Типовые задания. 2. Учебно-познавательные задачи. 3. Учебно-практические задачи. 4.Информационный текст. |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивирование к учебной деятельности |
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. | Приветствуют учителя, проверяют готовность. |
II. Актуализация опорных знаний |
1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагаю игру «Верю не верю» устно: антогонисты – мышцы, действующие в противоположных направлениях (+) сухожилия – мышцы, действующие в одном направлении (-). синергисты гиподинамия– способность мышц увеличивать длину при уменьшении толщины. (-) растяжимость возбудимость – способность реагировать на нервные раздражители-импульсы. (+) Большинство мышц работает в парах (+). 2. Решите пару биологических задач: В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно). Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения? (Поступает мало кислорода в клетки. Боли возникают от выработки молочной кислоты, из-за плохого кровообращения она плохо выводится. Потому что нарушается питание мышцы). Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц? (скелетные мышцы крепятся к двум костям). | 1. Слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И). 2.Решают в парах биологические задачи, осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (П). Самооценка. |
II. Выявление затруднения и целеполагание |
Чтобы определить тему урока выясните, о чем идёт речь: из всех более шести ста мышц, этих мышц более четырёх сот. Их работа обеспечивает движение организма и важную часть общения – мимику? (скелетные мышцы). Предлагаю сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке. Составляем устно «опорную схему» плана изучения темы на доске. Что нужно узнать по теме? | 1. Выдвигают гипотезы, определяют и записывают в тетрадь тему, называют цель и задачи урока. (Особенности скелетных мышц.) |
III. Открытие нового знания |
Проблемная ситуация: Объясните, почему, с момента рождения до года, ребёнок вначале начинает держать головку, затем «учиться сидеть», ползать, а уж потом начинает ходить? (так устроена последовательность двигательной активности разных групп мышц). А когда маленький ребенок учится ходить, он шатается, балансирует руками, падает. Чем объясняется такая неточность движений? (Ходьба – это сложное движение, при которой необходима согласованная работа множества групп мышц). Предлагаю в малых группах изучение ключевых опорных точек темы. Раздаю инструкционные карты (приложение). Задача: Выяснить особенности групп, функций скелетных мышц. | Слушают вопросы учителя и отвечают на них . По инструкционным картам выполняют задания в рабочих тетрадях. |
IV. Первичное закрепление нового знания |
1. Организую фронтальную работу: 1. Проверяем работу по инструкционным картам. Задания. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название. (работают икроножная и камбаловидная мышцы.) Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях? (круговая рта) Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17, таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это? (диафрагма и мышцы живота) Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете? (жевательных Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг. Высуньте и покажите свой язык. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)? Язык – это самая сильная мышца, а вот самые быстрые — это мышцы, выполняющие моргание. Поморгайте пожалуйста. | Оценивают свою работу. Встают. Определяют по таблице работают икроножная и камбаловидная мышцы. |
V. Оценочно-рефлексивная деятельность |
Ì. Организую деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает выполнить задание. Работа в парах. Задание «Вставить словечко». Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон). | 1.Обучающиеся выбирают предложения, обсуждают ответы, работая в парах, отвечают на них . 2.Рефлексия. ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. |
Домашнее задание: составить опорный конспект к §10-11, синквейн «мышцы» | |
Информационная карта.
Прочитав информацию о строении и работе скелетных мышц (параграф 19. стр. 52,) в учебнике выполните задания.
1. Запишите в тетради схему строения скелетной мышцы (вместо линий вставить части, образующие мышцу):
Мышца = ____________поперечнополосатых __________ + ____________ сосуды + нервы + ________(соединительно-тканевая оболочка) + ___________.
2. Задание запишите в рабочую тетрадь.
Функции скелетных мышц:
1) удерживают положение тела и его частей в пространстве;
2) обеспечивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);
3) перемещают части тела друг относительно друга;
4) осуществляют дыхательные и глотательные движения;
5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;
6) вырабатывают тепло;
7) преобразуют химическую энергию в механическую.
3. Задание: перечертите в тетрадь и самостоятельно заполните оставшуюся графу таблицы
(при заполнении используйте рисунки 3.14 -3.16 параграфа 20).
Основные группы мышц человека
Группы мышц | Виды | функции |
Мышцы головы | мимические | |
жевательные | |
Мышцы глаз | |
Мышцы шеи | |
Мышцы туловища | спины | |
груди | |
живота | |
Мышцы верхних конечностей | дельтовидная мышца, двуглавая(бицепс), трёхглавая(трицепс) мышцы, мышцы предплечья и кисти. | |
Мышцы нижних конечностей | портняжная мышца, четырёхглавая мышца, двуглавая мышца, мышца стопы. | |
4. Задание: «Вставьте словечко»
Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон.
Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).
Дополнительный материал.
Знаете ли вы, что…
• Тело человека состоит более чем из четырёхсот мышц. Все они выполняют свои строго определённые функции. На мышечную ткань приходится до 40% от общего веса человека, т.е. это в среднем 20-30 кг.
• Для своей работы мышцы используют химическую энергию, выделяемую клетками при расщеплении молекул. Для работы мышц требуется от 20% до 40% всей вырабатываемой химической энергии.
• В теле человека мышцы или группы мышц отделены друг от друга фасциями, т.е. плёнкой. Фасция представляет собой соединительно – тканевую оболочку, которая защищает мышцы от ненужного трения между собой, ограничивает смещение групп мышц в стороны. Большая ягодичная мышца самая крупная. Её длина составляет 20 см. Стременная мышца самая маленькая, длина её 1,27 мм. Язык – это самая сильная мышца, а вот самые быстрые — это мышцы, выполняющие моргание. Челюстные мышцы, расположенные на коренных зубах, могут развить усилие до 72кг. Тем, кому за 40, теряют до 2% своей мышечной массы ежегодно.
• До 25% всех мышц сосредоточены на лице и шее человека, благодаря чему наша мимика так разнообразна и красноречива.
• Как утверждают французские невропатологи, плачущий человек приводит в движение 43 мышцы лица, смеющийся же всего 17 мышц. Просто разговаривая друг с другом, мы включаем в работу до 100 мышц груди, шеи, языка, челюстей и губ.
• Вам будет интересно знать, что после нагрузки на мышцы, трицепсы восстанавливаются быстрее других групп мышц, в отличие от мышц нижней части спины, которые восстанавливаются медленнее всех. Изнурительные нагрузки могут повысить температуру тела до 40˚С. Следует учесть, что после тренировок потребуется около двух суток для полного восстановления мышц. Мышцы живота после родов способны восстановиться в течение двух-трёх лет.