I. Актуализация опорных знаний. | Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования | Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - В чем заключаются главные особенности эндокринной регуляции? (осуществляется с помощью биологически активных веществ через кровь, длительность воздействия, действуют только на органы мишени, скорость воздействия невелика) ‒ Что такое гиперфункция железы? Чем она отличается от гипофункции? (Гиперфункция характеризуется избыточной выработкой гормонов. Гипофункция, в свою очередь, – недостаточной выработкой гормона. Оба нарушения пагубно влияют на процессы обмена веществ в организме.) Проводит тестирование по теме «Гуморальная регуляция организма»( Тематические тестовые задания для подготовки ГИА 8 кл. авт С.Б. Циклова) | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников работают самостоятельно с КИМами, выполняют разноуровненвые задания | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, осуществляют выбор ответа из | Вопросы учителя, тестирование |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. | Вводная беседа | Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. ‒ Вы уже знаете, что для правильной работы всего организма необходима регуляция его работы. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ. Не менее важную роль в регуляции играет нервная система. Кроме того, она отвечает за такие процессы, как мышление, память, речь, поведение. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: ‒ Какой тип регуляции организма более важен? Гуморальный или с помощью нервной системы? | Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи | Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. ‒ Нервная система (НС) ‒ совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. По анатомическому признаку (то есть по месту расположения) нервная система делится на ЦНС (центральную нервную систему) и периферическую нервную систему. К ЦНС относят головной и спинной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном канале, головной мозг располагается в черепе. Какую роль играют позвоночник и череп? (Защищают ЦНС от повреждений.) ‒ Как и у всех позвоночных, головной и спинной мозг развиваются из нервной трубки. К периферической нервной системе относятся нервные узлы, нервы, нервные окончания. В состав периферической нервной системы входят 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пара спинномозговых нервов, нервные узлы (ганглии) и нервные сплетения. Нервами называют покрытые оболочкой структуры, состоящие из пучков нервных волокон, образованных в основном отростками нервных клеток. Нервные сплетения ‒ это совокупность нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный покров, скелетные мышцы и внутренние органы. По анатомо-функциональному принципу нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. Благодаря работе соматической нервной системы мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры (передвигаться, делать определенные движения). Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Она управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, а также желез, координируя их деятельность. Кроме того, эта система управляет реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может командовать работой этой системы, то есть она, в отличие от соматической нервной системы, работает непроизвольно | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию | Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
Работа в тетради | Объясняет новый материал, используя учебник. Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями в презентации, рисунками из учебника: ‒ Основу нервной системы составляют нейроны – это клетки нервной системы. Они имеют большое количество отростков. Нейрон состоит из тела, отростков и нервных окончаний. Короткие отростки нейронов называются дендритами, по ним нервное возбуждение двигается к телу нейрона. Длинные отростки называются аксонами. По аксонам нервное возбуждение двигается от тела нейрона к месту его соединения с другой нервной клеткой. Некоторые отростки нервных клеток имеют разветвления, на конце которых располагаются рецепторы. Эти структуры способны реагировать на раздражители и преобразовать их в нервные импульсы. Отростки нервных клеток покрыты специальным веществом – миелином. Миелиновая оболочка, словно изолирующая лента (изолента), покрывает отростки и не дает нервному возбуждению покинуть отросток. Так как цвет этой электроизолирующей миелиновой оболочки белый, нервные окончания кажутся белыми. Отростки нейронов, находящихся в ЦНС, а также за ее пределами, называют белым веществом, а тела нейронов, не покрытые белой оболочкой, – серым веществом | Записывают основные определения в тетрадь | Выделяют главную информацию, записывают ее, отбирают наиболее важные определения | Рассказ учителя |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Фронтальная работа | Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу об осуществлении постоянной и эффективной регуляции физиологических процессов в организме нервным и гуморальным способом, о их тесной взаимосвязи между собой, то есть о нейрогуморальной регуляторной системе. ‒ Так давайте попробуем ответить на проблемный вопрос. Можно ли однозначно определить, какая регуляция (гуморальная или нервная) важнее для организма? (Необходима согласованная работа нервной и гуморальной систем регуляции.) ‒ Итак, в основе согласованной работы организма лежат два механизма: нервный и гуморальный, которые тесно связаны между собой в единое целое – нейрогуморальную регуляторную систему. Именно она обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | |
V. Рефлексия учебной деятельности | Закрепляющая беседа | ‒ Что нового вы узнали на уроке? ‒ Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Как сможете применить знания? | Отвечают на вопросы | Формулируют выводы | Устные ответы |
VI. Подведение итогов. | Фронтальная работа | Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Устные ответы |
Домашнее задание | Учебник, с. 54–58 Выучить новые термины и их определения | Записывают задание | Читают задание. Задают вопросы | Наблюдение |