Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей физической культуры Протокол от «__16__»___08_ 2021г. № _3__ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________ Л.И. Мазуренко «__18__»____08___2021г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ«Старокрымский УВК №1«Школа-гимназия» _________ Н.Г. Лысенко Приказ от «__18__ »_08_ 2021г. № __165__ |
Рабочая программа
по внеурочной
спортивно - оздоровительной деятельности по баскетболу
10 класс
Уровень: базовый
Количество часов: 34
Учитель: Эмираджиев Нариман Сеттоптиевич
2021 – 2022 учебный год
Содержание
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Тематическое планирование.
Приложение. Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Направленность программы:
Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.
Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2010г.).
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности, новизна:
В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.
Новизна:
Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Цели и задачи
Обучения игре в баскетбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программный материал предполагает решение следующих основных задач:
- укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников, ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в баскетбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Данная программа рассчитана для обучающихся 11 классов, с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие медицинский допуск врача. Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме урока во второй половине дня.
Форма обучения – групповая, индивидуальная.
Методы обучения – игровой, соревновательный.
Форма контроля – тестирование, контрольные испытания.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
– школьные соревнования среди параллелей своих классов;
– участие в муниципальных соревнованиях;
– участие в окружных и городских соревнованиях.
Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе и в зале. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в баскетбол.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1 .«Теоретическая подготовка»
Правила техники безопасности при проведении занятий.
История рождения и развития баскетбола. Правила соревнований.
2. «Общая физическая подготовка»
Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
Круговая тренировка.
Подвижные игры.
3. «Техническая подготовка»
Стойки баскетболиста. Остановка прыжком. Остановка в два шага. Ловля и передача мяча. Передача мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Бросок мяча одной рукой с места. Броски мяча в корзину в движении; бросок в корзину одной рукой после ведения; броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки. Штрафной бросок.
Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам
4. «Тактическая подготовка»
Групповые и командные действия в нападении.
Групповые и командные действия в защите.
5. Тестирование, контрольные испытания
3.Тематическое планирование
Программный материал | Количество часов |
Теоретическая подготовка | В процессе занятий |
1 | Правила техники безопасности при проведении занятий. |
2 | История рождения и развития баскетбола. |
Общая физическая подготовка | На каждом занятии |
1 | Развитие силы |
2 | Развитие быстроты |
3 | Развитие выносливости |
4 | Развитие ловкости |
5 | Развитие гибкости |
Техническая подготовка | 24 |
1 | Стойки баскетболиста | 2 |
2 | Перемещения по площадке | 2 |
3 | Ведение мяча | 6 |
4 | Передачи мяча | 6 |
6 | Броски мяча | 8 |
Тактическая подготовка | 10 |
1 | Групповые действия в нападении | 2 |
2 | Командные действия в нападении | 2 |
3 | Групповые действия в защите | 2 |
4 | Командные действия в защите | 2 |
Тестирование, контрольные испытания | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование (Приложение)
№ урока | Тематика урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Основные элементы содержания программы | Результаты освоения учебного материала (в соответствии с ФГОС) | Вид контроля, измерители | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
1 | Знания о игре баскетбол | 1 | Урок «открытия» нового знания; | Техника безопасности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения. | | Общие сведения Правила игры | | |
2 | ОФП | 1 | Урок «открытия» нового знания; | обучение передвижению в колонне с мячом; выполнение игрового упражнения. | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: объяснять, для чего нужно построение и перестроение, как оно выполняется, что необходимо для успешного проведения занятий по баскетболу. | | Изучение понятий «шеренга» и «колонна» | | |
3 | Технические действия баскетболиста | 1 | Урок постановки учебной задачи | Стойка и передвижение игрока Разминка в движении; технические действия в игре | Коммуникативные: формировать навыки содействия в достижении цели со сверстниками; слушать и слышать друг друга. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь рассказать и показать технику выполнения | | Стойка игрока Передвижение различным способом | | |
4 | Технические действия баскетболиста | 1 | Урок постановки учебной задачи | Стойка и передвижение игрока Разминка в движении; технические действия в игре | Коммуникативные: формировать навыки содействия в достижении цели со сверстниками; слушать и слышать друг друга. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь рассказать и показать технику выполнения | | Ведение мяча Правила игры | | |
5 | Специальная физическая подготовка | 1 | урок отработки умений | Ведение мяча на месте с разной высотой отскока | Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | | Ведение мяча Правила игры | | |
6 | Техническая и тактическая подготовка | 1 | урок отработки умений | Стойка и передвижение игрока | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: объяснять, для чего нужно построение и перестроение, как оно выполняется, что необходимо для успешного проведения занятий по баскетболу. | | приемы игры развитие тактического мышления, быстроты реакции, ориентировки, высокой сообразительности, творческой предприимчивости и способности предсказывать решения различных баскетбольных задач. | | |
7 | Техническая и тактическая подготовка | 1 | Урок отработки умений | Стойка и передвижение игрока | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: объяснять, для чего нужно построение и перестроение, как оно выполняется, что необходимо для успешного проведения занятий по баскетболу. | | Тактическое мышление, быстрота реакции, ориентировки, высокой сообразительности, творческой предприимчивости и способности предсказывать решения различных баскетбольных задач. | | |
8 | Техническая и тактическая подготовка | 1 | Урок отработки умений | Ведение мяча правой и левой рукой на месте | Коммуникативные - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий. Регулятивные: - содержательная наполненность и конкретность целей; - определенность временного интервала достижения целей; - проявление активности в достижении поставленных целей. способность личности к полноценному решению задач | | Эстафета Пробежка Ведение | | |
9 | Ведение мяча | 1 | урок отработки умений | Ведение мяча на месте и в движении. Остановка прыжком | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: объяснять, для чего нужно построение и перестроение, как оно выполняется, что необходимо для успешного проведения занятий по баскетболу. | | приемы игры развитие тактического мышления, быстроты реакции, ориентировки, высокой сообразительности, творческой предприимчивости и способности предсказывать решения различных баскетбольных задач. | | |
10 | Ведение мяча | 1 | Урок отработки умений | Ведение мяча с разной высоты отскока. Остановка прыжком | Коммуникативные - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий. Регулятивные: - содержательная наполненность и конкретность целей; - определенность временного интервала достижения целей; - проявление активности в достижении поставленных целей. способность личности к полноценному решению задач | | Эстафета Пробежка Ведение | | |
11 | Ведение мяча | 1 | Урок открытия нового знания | Ведение мяча с изменением направления движения | Коммуникативные готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности Регулятивные: Развитие степени уверенности в своей возможности осуществить определенную деятельность | | Направление движения Правила Ведение | | |
12 | Индивидуальная работа с мячом | 1 | Комбинированный | Различные способы ведения мяча. Стойки и перемещения. Эстафеты с мячом. | Коммуникативные Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы Регулятивные: Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого, контролировать свою деятельность по результатам Познавательные Уметь повторить упражнения с мячом в одиночку | | Ведение Правила эстафеты | | |
13 | Технические и тактические действия | 1 | Подвижные игры с мячом | Различные способы ведения мяча. Подвижные игры с элементом баскетбола. | Коммуникативные Формировать навык речевых действий – использования адекватных языковых средств для отображения в речевых высказываниях своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь повторить упражнения с мячом как в парах, так и одиночку | | Правила игры Ведение | | |
14 | Техническая и тактическая подготовка | 1 | Урок отработки умений | Передача мяча одной рукой от плеча. Различные способы ведения мяча. | Коммуникативные Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы определение цели и функций участников, способов взаимодействия планирование общих способов работы Регулятивные: Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого, контролировать свою деятельность по результатам Познавательные Уметь выполнять разминку и упражнения | | Техническая и тактическая подготовка Передача | | |
15 | Общефизическая подготовка | 1 | Урок контроля умения и навыков | Техника выполнения | Коммуникативные Сохранять доброжелательное отношение друг к другу Устанавливать рабочие отношения Регулятивные: Формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников Познавательные Уметь рассказать о проведении тестирования упражнений | | Подтягивание прыжок в длину с места челночный бег | | |
16 | Бросок мяча одной рукой от плеча | 1 | Урок открытия нового знания | Повторение и закрепление ведения, передачи мяча | Коммуникативные Сохранять доброжелательное отношение друг к другу Устанавливать рабочие отношения Регулятивные: Формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников Познавательные Уметь выполнять броски и ведение мяча | | Высота отскока Бросок Передача | | |
17 | Эстафеты | 1 | Урок отработки умений | Повторение и закрепление элементов баскетбола | Коммуникативные - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий. Регулятивные: - содержательная наполненность и конкретность целей; - определенность временного интервала достижения целей; - проявление активности в достижении поставленных целей. способность личности к полноценному решению задач | | Эстафета Пробежка Передача Бросок в прыжке | | |
18 | Штрафной бросок | 1 | Урок открытия нового знания | Освоение приемов игры | Коммуникативные Сохранять доброжелательное отношение друг к другу Устанавливать рабочие отношения Регулятивные: Формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников Познавательные Уметь выполнять броски и ведение мяча | | Штрафной бросок | | |
19 | Бросок в кольцо | 1 | Урок отработки умений и навыков | Закрепления навыков | Коммуникативные Регулятивные: Познавательные | | Штрафной бросок | | |
20 | Броски в кольцо в движении | 1 | Урок отработки умений и навыков | Закрепления навыков бросков мяча в кольцо в движении | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь выполнять броски в движении | | Штрафной бросок Бросок в движении | | |
21 | ОФП | 1 | Урок отработки умений и навыков | Учет знаний по техническим приемам в баскетболе | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство Регулятивные: Сохранять доброжелательное отношение друг к другу Устанавливать рабочие отношения Познавательные: Уметь повторить упражнения с мячом как в парах, так и одиночку | | Ведение Передача Броски | | |
22 | Взаимодействие игроков в нападении | 1 | Урок открытия нового знания | Закрепления навыков нападения | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь выполнять разминку и упражнения Техники защиты | | Нападение | | |
23 | Взаимодействие игроков в защите | 1 | Урок открытия нового знания | Закрепление навыков защиты | Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | | Защита | | |
24 | Взаимодействие игроков в защите | 1 | Урок открытия нового знания | Закрепление навыков защиты | Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | | Защита | | |
25 | Взаимодействие игроков в нападении и защите | 1 | Урок отработки умений и навыков | Закрепление навыков защиты и нападения | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Знать правила игры баскетбол | | Нападение Защита Правила | | |
27 | Мини-баскетбол | 1 | Урок отработки умений и навыков | Закрепления навыков нападения и защиты | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь выполнять разминку и упражнения Техники защиты | | Штрафной бросок Помеха попаданию мяча Перехват Бросок мяча | | |
28 | Мини-баскетбол | | Урок отработки умений и навыков | Закрепление технических и тактических приемов | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь выполнять разминку и упражнения Техники защиты | | Штрафной бросок Помеха попаданию мяча Перехват Бросок мяча | | |
29 | Учебная игра | 1 | Урок отработки умений и навыков | Освоение приемов игры | Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные: знать правила игры баскетбол | | Броски мяча Нападение Защита | | |
30 | Тестирование | 1 | Урок контроля и оценки | Тестирование подтягивание метание челночный бег | Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | Тестирование | Прыжки в длину Метание Подтягивание | | |
31 | Мини-баскетбол | 1 | Урок отработки умений и навыков | Закрепления навыков нападения и защиты | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь выполнять разминку и упражнения Техники защиты | | Штрафной бросок Нападение быстрым прорывом Помеха попаданию мяча Перехват Бросок в прыжке | | |
32 | Взаимодействие игроков в нападении и защите | | Урок отработки умений и навыков | Закрепление навыков защиты и нападения | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Знать правила игры баскетбол | | Нападение Защита Правила | | |
33 | Мини-баскетбол | 1 | Урок отработки умений и навыков | Закрепления навыков нападения и защиты | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь выполнять разминку и упражнения Техники защиты | | Штрафной бросок Помеха попаданию мяча Перехват Бросок мяча | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | Урок отработки умений и навыков | Закрепления навыков нападения и защиты | Коммуникативные Формировать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формировать умение контролировать свою деятельность по результату Познавательные Уметь выполнять разминку и упражнения Техники защиты | | Штрафной бросок Помеха попаданию мяча Перехват Бросок мяча | | |
7