Рабочая программа спецкурса «За страницами учебника русского языка» составлена с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 56 часов.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | 1.10 | Дорога к письменности. История письменности от древности до наших дней | 1 |
2 | 1.10 | Кириллица или глаголица. Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга. | 1 |
3 | 8.10 | Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв. | 1 |
4 | 8.10 | Основатели русской грамматики. | 1 |
5 | 15.10 | Особенности русского ударения. Ударение как средство смыслового различения слов. | 1 |
6 | 15.10 | Знаки препинания. История происхождения знаков препинания. Их роль в русской грамматике. | 1 |
7 | 22 10 | Речевой этикет. Золотые слова этикета. | 1 |
8 | 22.10 | Из истории морфем. Роль морфем в грамматике. | 1 |
9 | 29.10 | Лингвистические задачи по словообразованию | 1 |
10 | 29.10 | Составление шарад как способ повторения морфемики | 1 |
11 | 12.11 | Пёстрое семейство синонимов. | 1 |
12 | 12.11 | Тёзки наоборот. Антонимы. | 1 |
13 | 19.11 | Практическое занятие. Составление кроссвордов как способ повторения синонимов и антонимов. | 1 |
14 | 19.11 | Слова двойники. Омонимы. | 1 |
15 | 26.11 | Лингвистические сказки | 1 |
16 | 26.11 | Практическое занятие. Самостоятельное написание лингвистической сказки. | 1 |
17 | 3.12 | Словари. Типы словарей. | 1 |
18 | 3.12 | Практическое занятие. Работа со словарной статьёй. | 1 |
19 | 10.12 | В мире крылатых слов и выражений. | 1 |
20 | 10.12 | Словесные раскопки. Из истории слов. Этимология слов. | 1 |
21 | 17.12 | Стилистическая окраска слов. | 1 |
22 | 17.12 | Словосочетание как материал для построения предложений. | 1 |
23 | 24.12 | Текст-это основная дидактическая единица. | 1 |
24 | 24.12 | Речь. Речевое общение. | 1 |
25 | 27.12 | Речевая ситуация. | 1 |
26 | 27.12 | Речь устная и письменная. Особенности письменной речи. | 1 |
27 | 14.01 | Речь монологическая и диалогическая. | 1 |
28 | 14.01 | Учимся строить диалог и монолог. | 1 |
29 | 21.01 | Создание комиксов. (Отработка диалоговой речи) | 1 |
30 | 21.01 | Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. | 1 |
31 | 28.01 | Речевые ошибки и недочёты. | 1 |
32 | 28.01 | Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты. | 1 |
33 | 4.02 | Стилистика. Разговорная и книжная речь. | 1 |
34 | 4.02 | Виды книжной речи. | 1 |
35 | 11.02 | Создание письменных высказываний разных стилей. | 1 |
36 | 11.02 | Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. | 1 |
37 | 18.02 | Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? | 1 |
38 | 18.02 | Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. | 1 |
39 | 25.02 | Смысловое чтение. Грамотное чтение как способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии. | 1 |
40 | 25.02 | Приёмы развития смыслового чтения. | 1 |
41 | 4.03 | Антиципация. | 1 |
42 | 4.03 | Реципация. | 1 |
43 | 11.03 | Приёмы работы с текстом. Кластер. Инсерт | 1 |
44 | 11.03 | Практическое занятие. Создание кластера. | 1 |
45 | 18.03 | Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы. | 1 |
46 | 18.03 | Говорение как вид речевой деятельности Все виды пересказа: подробный , сжатый, выборочный. | 1 |
47 | 25.03 | Интерпретация текста. | 1 |
48 | 25.03 | Письмо как вид речевой деятельности. | 1 |
49 | 1.04 | Учимся воспроизводить текс с заданной степенью свернутости (сжатое изложение) | 1 |
50 | 1.04 | Что значит говорить и писать на тему? | 1 |
51 | 8.04 | Главное в тексте- идея, основная мысль. | 1 |
52 | 8.04 | Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. | 1 |
53 | 15.04 | План как вид информационной переработки текста. | 1 |
54 | 15.04 | Функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. | 1 |
55 | 22.04 | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. | 1 |
56 | 22.04 | Комплексный анализ текста. | 1 |