Текст к презентации Современный урок биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
1слайд
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Поэтому, сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют у обучающих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
2 слайд
Дети на вопрос «Что такое современный урок? Какой он?» ответили так.
3 слайд
Для самореализации необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан.
Цели не могут быть ученику просто переданы. Цели ученика сопрягают его с внешним миром, в том числе и заказом на образование. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Тогда востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения.
4 слайд
Психологи всё чаще говорят о мотивационном кризисе. Большинство школьников в свой возрастной период между 10-13 лет сталкиваются с мотивационным кризисом в учебной деятельности, который связан с негативным отношением к школе в целом, к обязательности ее посещения, нежеланием выполнять учебные задания, конфликтные ситуации с учителями, родителями и сверстниками.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
5 слайд Приемы мотивации
При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами: возбудить интерес, пробудить желание, побудить к действию, придумать изюминку урока, урок должен удивлять. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.
• Существует несколько приёмов мотивации:
1. Парадоксальные факты
1. Создание проблемной ситуации
– Из каких растений сделаны крупы: саго, перловка, манная крупа, гречка, кус-кус и др. Все ли они из семян ?
– Как вы думаете можно ли употреблять в пищу плоды растений нашего кабинета?
– Почему в огороде не на всех растениях есть цветы, хотя растения относятся к покрытосеменным?
У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.
2. Использование художественной литературы
Оцените правдоподобность следующего утверждения Б. Заходера: «Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и извёстку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирк чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щётки и электро-лампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..». Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
4.Анализ жизненных ситуаций
• Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина D значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
• Давно подмечено: для того чтобы не чихнуть, надо сильно надавить на носовую перегородку над верхней губой или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?
• На улицах мы встречаем людей с различной окраской волос: блондины,
брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
5.Использование произведений искусства
• Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было бы вылечить Лукерью в наши дни?
• Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Оле Лукойе, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка и другие коротышки, хоббиты).
6.Черный ящик
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца).
7.Использование загадок, пословиц, поговорок
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
• «От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»).
• «Достанется тебе ухо от селёдки» (тема «Рыбы»).
8. Разъяснение значимости знаний
• Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устаёт больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
• Объясните, почему нередко мочёные яблоки, солёные огурцы теряют форму?
9. Найди ошибку в тексте
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желёз притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на лёгкое прикосновение к коже дельфина у него открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях».
Ошибка: притупила.
Верный ответ: не притупила.
10.Смысловые пары
Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить предложение или сконструировать вопрос:
• устьица - газообмен;
• листья - фотосинтез;
• птицы - дыхание;
• сердце - кровообращение.
11. Кто лишний
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
12. Экскурс в историю
• Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?
• Одна знатная дама, узнав об исследованиях учёными процесса фотосинтеза,
приказала поставить в свою спальную комнату много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была её ошибка?
• Известно, что Петр I запретил звонить в колокола во время нереста рыб.
Почему?
13. Изречения знаменитых людей
• Сократ: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
• Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами,
а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».
14. Знаете ли вы, что...
• Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - уда-
рять ногами. В. Даль в своём знаменитом словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, но и каждый этап деятельности учеников (поскольку первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин.)
6 слайд
Одним из методов повышения мотивации к изучению биологии является привлечение внимания учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения , способные пробудить интерес.
Для этого я использую ИКТ.
Мне это позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
дифференцировать процесс обучения вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире; представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
осуществлять контроль, самоконтроль;
проводить лабораторные и практические работы.
https://biouroki.ru/
7 слайд
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Выявление неполноты знаний учащихся
Определяют тему урока «Витамины». Для помощи в определении целей учащимся предлагается , опираясь на субъективный опыт , заполнить таблицу
Что знаем о витаминах Что хотим узнать о витаминах
В начале заполняется левая колонка ( что мы знаем о витаминах). При заполнении правой колонки ученики обнаружат дефицит своих знаний
Учащимися формулируются цели, которые записываются в тетрадях и на доске. Например: дать определение понятию «витамины» назвать значение витаминов для организма перечислить факты истории открытия витаминов назвать группы витаминов определить роль отдельных витаминов в жизни человека назвать разновидности изменения состояния организма от количества витаминов назвать продукты, содержащие различные группы витаминов перечислить правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов
Опорные глаголы
Формирование цели при помощи опорных глаголов. Учитель называет тему урока и
предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов (изучить, знать,
уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать
вывод, разобраться, систематизировать...).
5 класс 9 класс
изучить строение растительной клетки;
уметь работать с микроскопом и готовить
микропрепарат;
уметь представить результат выполнения л.р. в
виде модели клетки;
уметь работать с текстом и иллюстрациями
учебника;
сравнить объекты под микроскопом и их
изображения на рисунке в учебнике
Знать признаки растительной и животной
клетки;
уметь рассматривать биологические объекты на
готовых микропрепаратах и описывать их;
сравнить биологические объекты и заносить
данные в таблицу;
делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск
биологической информации в тексте учебника и
дополнительной литературе
15 слайд
Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии:
Познавательная активность на уроке;
Использование дополнительной литературы;
Умение активно работать с учебным материалом;
Самостоятельность в решении задач;
Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
Понимание значимости биологических знаний;
Интерес к профессии типа «Человек – Природа».