Структура целей изучения истории на базовом уровне предполагает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представленные цели равноценны:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию, по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли Родины во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Формирование исторического мышления у учащихся очень актуально в наши дни, когда западными политиками предпринимаются активные попытки исказить многие исторические факты и события, по существу переписать историю.
На уроках истории я очень часто использую компьютерные технологии.
Существует несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе:
1. Контроль знаний.
2. Лабораторный практикум.
3. Иллюстративное средство при объяснении нового материала.
4. Самообразование.
5. Эффективное формирование познавательного интереса.
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:
1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация, презентация.
2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого.
3. Выдавать большой объем информации по частям, в связи с этим изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.
4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
5. Мобилизовать внимание обучаемого;
6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
7. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.
Результат применения ИКТ.
ИКТ помогают:
1.усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;
2.организовать деятельностный подход в обучении;
3.достичь привлекательности уроков;
4.дифференцировать процесс обучения;
Этот год на территории ЛНР главой нашего государства Л. Пасечником назван годом «Молодой гвардии». И нам, землякам героев – молодогвардейцев, очень важно знать о их вкладе в разгром фашистских оккупантов во время ВОВ. Жизненный путь будущих молодогвардейцев, история создания организации «Молодая гвардия», их мученическая смерть – всё это должно стать предметом пристального изучения на уроках истории в 10 классе.
В героической летописи Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков немеркнущей страницей сияет подвиг юных подпольщиков Краснодона - членов комсомольской организации "Молодая гвардия".
В суровую пору тяжелых испытаний, молодогвардейцы мужественно сражались с врагом и до конца выполнили свой священный долг.
Молодогвардейцы... Не меркнут в десятилетиях их воинский подвиг, отвага, мужество. Но возникает вопрос: что дало им силы? Откуда в этих юных людях, почти мальчиках и девочках, такая исполинская мощь духа? Ответ таков: они горячо любили свою Родину, свой народ, гордились ими. Ученик 10 класса Анатолий Попов, который через несколько месяцев вступит в "Молодую гвардию", написал в школьном сочинении: "Советский народ предпочитает умереть стоя, чем жить на коленях. Такова воля моего народа и такова моя воля. И когда нужно будет принести себя в жертву Родине, я не задумываясь, отдам жизнь..."
1941-й год. На нашу землю пришел враг. В жестокую схватку с ним вступили все советские люди, от мала до велика. 20 июля 1942 года немцы вступили в Краснодон. По безлюдным улицам притихшего городка проносилась мотопехота, гремели сапоги оккупантов. Слёзы и горе, унижения и жестокую расправу с мирными жителями принесли завоеватели.
Бороться! Эта мысль возникла одновременно у многих юношей и девушек, оказавшихся в оккупированном Краснодоне. Но как? У ребят не было ни оружия, ни опыта... Будущие молодогвардейцы начинают действовать в одиночку и маленькими группами. На помощь комсомольцам пришло партийное подполье. С его помощью юные мстители создали подпольную организацию "Молодая гвардия".
Молодогвардейцы хорошо понимали, что борьба с врагом будет трудной, каждый из них рискует жизнью. В клятве молодогвардейцев есть такие слова: "И если... потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебаний. Если же нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты и меня самого покарает суровая рука моих товарищей".
А что же современные девчонки и мальчишки? Как воспитывать у них чувства глубокого патриотизма, веры в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину? Ответ простой: без прошлого нет и будущего. Вот почему современным детям необходимы герои, на которых они могли бы равняться. Образы юных подпольщиков вдохновляют современную молодёжь на любовь к Родине, воспитывают чувство ответственности за всё, что происходит в мире.
В последнее время можно всё чаще заметить, что дети стали примерять на себя подвиг молодогвардейцев, начали задавать вопросы: "А смогу ли я вынести все те испытания, которые пронесли через свою короткую жизнь юные краснодонцы? Как бы поступил я на их месте?" Ответы разные, но объединяет всех ребят одно: чувство гордости за своих земляков.
Вот уже 75 лет подвиг молодогвардейцев живёт в памяти и сердцах миллионов людей. Именами молодогвардейцев названы школы, улицы, города, корабли. Пусть их имена напоминают нам о той цене, которой была завоёвана мирная жизнь для последующих поколений. Пусть имена мальчишек и девчонок, отдавших свои жизни во имя свободы своей страны и всего человечества, навсегда останутся в истории.