СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненное предложение. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал представлен на слайдах.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.»

Задание 18  Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Задание 18 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Справочная информация Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

Справочная информация

Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

Запятые ставятся в следующих случаях: Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного: Когда она вошла в комнату, я встал. (Когда…), [ ]. Я встал, когда она вошла в комнату. [ ], (когда…).

Запятые ставятся в следующих случаях:

Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

Когда она вошла в комнату, я встал. (Когда…), [ ].

Я встал, когда она вошла в комнату. [ ], (когда…).

Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного: Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят. [ , (когда…), ]. Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой: Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит . [ ], (что …), ( ), ( ).

Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят. [ , (когда…), ].

Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит . [ ], (что …), ( ), ( ).

Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах: Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит. [ ], (что…), и (что…), и (что …).

Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

[ ], (что…), и (что…), и (что …).

Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения: По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал. (По мере того как…),[ ]. Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал . [ ], (по мере того как…). Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал . [ (по мере того как…) ].

Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал. (По мере того как…),[ ].

Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал . [ ], (по мере того как…).

Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал . [ (по мере того как…) ].

Сложные союзы могут распадаться на две части, если: 1) перед ними есть отрицательная частица не: Она не ответила потому, что испугалась. 2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение: Она ответила только потому, что испугалась.

Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

1) перед ними есть отрицательная частица не:

Она не ответила потому, что испугалась.

2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

Она ответила только потому, что испугалась.

Внимание:  Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются. Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы что, то

Внимание:

Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы что, то

Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город . Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город .

Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

Придаточные определительные с союзным словом который . Запятая после союзного слова который не  ставится . Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота: Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу. Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой. Это правило, узнав которое ты избежишь множества ошибок. (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

Придаточные определительные с союзным словом который . Запятая после союзного слова который не ставится . Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

Это правило, узнав которое ты избежишь множества ошибок.

(Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

Тест 1 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта около Благовещенского моста установлен гранитный обелиск(1) скромная надпись на котором(2) сообщает(3) что от этого места в сентябре 1922 года на так называемом философском пароходе отправились в вечное изгнание высланные Лениным лучшие российские учёные, писатели, философы, историки.

Тест 1

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта около Благовещенского моста установлен гранитный обелиск(1) скромная надпись на котором(2) сообщает(3) что от этого места в сентябре 1922 года на так называемом философском пароходе отправились в вечное изгнание высланные Лениным лучшие российские учёные, писатели, философы, историки.

Тест 2 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Всё больше людей пользуется в России мобильным Интернетом(1) что стало уже явлением(2) которое(3) изучают специалисты .

Тест 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё больше людей пользуется в России мобильным Интернетом(1) что стало уже явлением(2) которое(3) изучают специалисты .

Тест 3 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Показателен рост числа тех(1) кто пользуется планшетами(2) количество(3) которых(4) увеличилось за год более чем на 270% .

Тест 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Показателен рост числа тех(1) кто пользуется планшетами(2) количество(3) которых(4) увеличилось за год более чем на 270% .

Тест 4 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств(1) через которые(2) выходят в Интернет(3) ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно(4) что произошёл переломный момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.

Тест 4

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств(1) через которые(2) выходят в Интернет(3) ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно(4) что произошёл переломный момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.

Тест 5 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди сотен тысяч людей, спасающихся после революции от голода, тюрем и расстрелов, были такие(1) которых(2) на чужбине поджидала невероятная судьба(3) какую ни придумать, ни описать.

Тест 5

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди сотен тысяч людей, спасающихся после революции от голода, тюрем и расстрелов, были такие(1) которых(2) на чужбине поджидала невероятная судьба(3) какую ни придумать, ни описать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!