Русский язык.
1 класс.
Тема урока: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.
Цель урока: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по углублению знаний о шипящих согласных звуках и буквах, совершенствованию умения учащихся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
1) актуализировать знания о шипящих согласных звуках, о написании слов с шипящими согласными буквами;
2) формировать умение писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.
3) работать над развитием орфографической зоркости и обогащением словарного запас учащихся.
4) формировать универсальные учебные действия.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
Посмотри, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ли у тебя в порядке: учебник, ручка и тетрадка?
На урок к нам пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь. Пожелайте друг другу удачной работы на уроке.
2.Актуализация знаний.
Ж
Жи ши ча ща чу щу щу
ж Шш Щщ Чч
(слайд 2) - строчка закрыта
- Посмотрите на доску. Прочитайте буквы.
-Как называются звуки, которые обозначают эти буквы? (шипящие).
-Назовите шипящие звуки, которые всегда мягкие? [ч)], [щ)]
- Назовите шипящие звуки, которые всегда твердые? [ж], [ш]
- Эти шипящие приносят много хлопот.
Давайте вспомним законы письма гласных с этими буквами. (открывается вторая строчка).
Эти сочетания главные на нашем уроке.
3. Постановка учебной задачи. Чистописание
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Сегодня мы закрепим написание слов с сочетаниями жи, ча, ща, чу, щу)
Пальчиковая гимнастика.
– Давайте помассируем пальчики, приготовим их для письма.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик большачок,
А все вместе – кулачок.
Дети выполняют чистописание, записывая эти 2 строчки.
(Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу, сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.)
Учитель обращает внимание на написание элементов букв.
4. Картинный диктант (слайд 3).
- Наши шипящие звуки попали в лесную школу, где учатся животные.
А что за животные мы сейчас узнаем (на слайде появляются изображения, дети пишут слова в тетради, выделяя орфограммы, по 1 человеку выходят к доске).
Учителем в школе был…., а учениками….
В тетради и на доске запись: Ёжик, волчата, бельчата, зайчата, мыши, щука.
- Как назвать одним словом всех, кого мы записали? (животные). Запись этого слова и работа над ним, как над словарным.
- Какие изучаемые орфограммы есть в записанных словах?
1. Жи- ши, жи- ши
С буквой и всегда пиши.
2.Знаем твердо ча и ща
Пишем только с буквой а.
3. В сочетаниях чу, щу
Пишут только букву у.
5. Составление пословиц. Лексический разбор. Запись. (слайд 4-5).
- Ежик приготовил своим ученикам пословицы, а вот мыши растащили их в разные стороны.
- Что такое пословица? (народная мудрость).
-Давайте поможем соберём пословицы из их частей.
Ласковое слово
людей насмеш…шь.
Поспеш…шь -
потёмки.
Ч.жая душа -
гнев укрощ…ет.
Дети составляют пословицы, объясняют их смысл, записывают в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, при проверке буква открывается. Слайд 6.
6.Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре
Мышки дергали за гири,
Вдруг раздался страшный звон,
Разбежались мышки вон.
Вот часы пошли быстрее: тик – так, тик – так
Вот так, вот так.
7.Упражнение в правописании гласных после шипящих. (Слайд 7)
- Ох, уж эти мышки – проказники, никак не угомоняться.
- Слова спокойно жили в книжке,
Вдруг последнее слово отгрызли мышки.
Угадайте последнее слово и запишите его в тетрадь, сочетания подчеркните.
Запись с комментированием.
Не поедет без бензина наша быстрая….(машина).
Ты к обеду положи ложки, вилки и … (ножи).
Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я …(молчу).
Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая …(туча).
Я только нитки отыщу
И змея в небо …(запущу).
Обобщение о шипящих звуках.
Ёжик дал своим ученикам ещё одно задание, а они затрудняются его выполнить. Помогите им. (Слайд 8)
Прочитайте слова: Очки, чижи, чайки, смешить, щавель, ищу.
- Запишите только те, в которых все согласные звуки мягкие.
С одним из записанных слов составляется предложение, подчеркивается грамматическая основа.
Например, Над морем кружились чайки.
8.Работа в парах. (слайд9)
- Ребята, что – то наши ученики забеспокоились. Я поняла в чем дело.
Им в лесную школу пришло письмо от Незнайки посмотрите, беспокойство вызвали ошибки в словах. Давайте поищем и исправим ошибки.
9.Рефлексия.
Наш урок подходит к концу.
- Что повторяли на уроке?
- Кому было легко?
- В чём испытывали трудность?
Оцените свою деятельность
Спасибо за работу! Молодцы!
5