Тема: «Русский алфавит, или Азбука»
Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 1 класс. УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Цель: познакомиться с русским алфавитом.
Задачи:
1.Ознакомить учащихся с русской азбукой, объяснить её предназначение.
2.Формировать практические навыки пользования алфавитом.
3.Развивать речь, мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
4.Воспитывать интерес к русскому языку, старательность и активность на уроках.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;
Научатся применять знание алфавита при выполнении практических заданий
Личностные:
Понимать причины успеха в учебной деятельности;
Регулятивные:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Познавательные:
Делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
Слушать и понимать речь других;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Ход урока:
Орг.момент.
-Ребята, проверим глазками всё ли у нас есть для работы на уроке: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебники, словарики.
-Находим в тетрадях точки. Подписываем число, классная работа.
Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, как называется «Город», в котором живут все буквы? (алфавит)
-Сколько жителей в этом «городе»? (33)
-В каких домиках они живут? (в красных, синих, белых)
-Какие жители живут в красных домиках? (гласные)
-Какие жители живут в синих домиках? (согласные)
-Какие жители живут в белых домиках? (не обознач. зв.)
-Ребята, открываем учебники на стр.54 упр.5
-Рассмотрите рисунки и догадайтесь, почему же наши буквы спускаются на разных парашютиках? Посмотрите на подсказки.
-Давайте повторим отличие букв от звуков? (буквы мы видим и пишем, звуки произносим и слышим)
Объяснение нового материала.
-Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы в тетрадях будете писать отгадки.
-Первое слово с большой буквы, через запятую.
-Под кл.раб. найдите новую рабочую строчку и поставьте точку.
-Итак, 1 загадка:
У него 15 братьев,
Все они любят вместе кататься.
Самый старший из них с трубой,
Он всех остальных ведёт за собой. (Поезд)
На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый,
Среди военных кораблей
Известен ловкостью своей. (катер)
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами
Отливает серебром. (самолет)
-Записали? Возьмем зеленый карандаш и подчеркнем во всех словах первую букву.
-Вернемся к нашему городу букв. (алфавит)
-Какое слово должно быть первым у нас? (автобус)
-Вверху над словом простым карандашом поставьте цифру 1.
-Какое слово должно быть 2? (катер) 3? (поезд) 4? (самолет)
Постановка цели.
-Дети, а чем мы пользовались, когда расставляли цифры над словами? (алфавитом)
-Значит слова стоят в каком порядке? (в алфавитном)
-Какая же у нас сегодня цель на уроке? Кто попробует сформулировать? (научиться писать слова в алфавитном порядке)
-А что нам нужно для этого знать? (алфавит)
Первичное закрепление изученного материала.
-Давайте посмотрим на доску, читаем слова по слогам вместе, на счет раз, два, три:
Берёза, баран, брелок, бумага, боль.
-Что общего в этих словах? Сравните. (начинаются с буквы Б)
-А как же тогда расположить эти слова в алфавитном порядке, если все они начинаются с одной буквы?
-Мы, ребята, смотрим на вторую букву и тогда располагаем слова в алфавитном порядке.
-Какое же тогда слова будет первым? (баран)
-Вторым? (береза) Третьим? (боль) Четвертым? (брелок) Пятым? (бумага)
Физминутка.
-А теперь немножко отдохнем. Встаем из-за парт.
(Рисуем правым локтем букву а строчную, теперь о. Теперь левым локтем букву с, букву в, ш. Теперь правым коленом букву о.
Массаж пальчиков. А потом, как будто моем руки. Вдох-выдох…)
-Отдохнули? Садимся!
Продолжение закрепления изученного материала.
-Открываем стр.55 упр.6
-Я вам прочитаю диалог, а вы запомните героев диалога, подчеркните в книге карандашом.
-А кто мне напомнит, что такое диалог? (диалог – разговор двух ли более лиц)
-А теперь в парах попробуйте расставить имена учеников в алфавитном порядке, в книге. Даю вам минутку.
-Подписываем в тетрадях упр.6 и с большой буквы, через запятую запишем имена учеников в алфавитном порядке, мы с вами проговорили сейчас это.
-Приступаем к работе.
-Ребята, в каком порядке вы сейчас писали имена учеников? (в алфавитном)
-А что нужно знать, чтобы писать правильно в алфавитном порядке? (алфавит)
-Ребята, посмотрите на доску, проверьте, у меня слова записаны в алфавитном порядке? (да)
Ученик Ученица Учитель
-Куда мы с вами запишем эти слова? (в словарики)
-Да, это словарные слова, их нужно запомнить.
-Давайте поговорим о значении этих слов: Ученик – это? (мальчик, который учится). Ученица – это? (девочка, которая учится). Учитель – это? (учит ученика и ученицу).
-Откроем словарики и запишем в столбик эти слова, поставим ударение, выделим зеленым цветом букву, которую нужно запомнить.
-Кто записал, сядьте правильно.
Рефлексия.
-Итак, ребята, какая у нас была цель на уроке? (научиться писать слова в алфавитном порядке)
-Для этого мы с вами что использовали? (алфавит)
-Ребята, а мы достигли этой цели? (да)
-Хлопните, кому понравился урок.
-Топните, у кого были какие-то трудности на уроке.
-А мне понравилось, как активно работали вы!
-Урок окончен.