«Развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях полиязычия»
В современной школе работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
В государственной образовательной политике на разных уровнях приняты программы инновационного типа,которые реализуют данную программу и добивается хороших результатов.
Современный учитель, работая творчески, сумеет привить детям навыки и умения к самостоятельному добыванию знаний, исследовательской работе по предмету, постоянному самосовершенствованию.
Живое слово учителя, эмоциональное и образное, высокая культура общения, умение каждому этапу работы придать смысл делают задания, интересными и запоминающимися. Он любит и знает искусство и до каждого ученика старается донести не только знания, умения, навыки по русскому языку, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой.
Школьник нового поколения должен постоянно испытывать информационный и эмоциональный голод, а утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья.
Поэтому работа с группой одарённых учащихся:
1) повышает познавательный интерес школьников к предмету;
2) развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
3) учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
4) развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и областным), а также поступлению и обучению в вузах. Занятия проводятся как с разновозрастной группой учащихся (9-11 класс), так и с отдельными учениками.
При планировании занятий учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий, который она считает первостепенно важным. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяется внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми используют разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся безусловно требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.
В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в Казахстанской школе», интернет-ресурсы), текстов художественной литературы.
Айтбенбетов О.О.
Просмотр содержимого документа
««Развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях полиязычия»»
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях полиязычия»
В современной школе работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
В государственной образовательной политике на разных уровнях приняты программы инновационного типа,которые реализуют данную программу и добивается хороших результатов.
Современный учитель, работая творчески, сумеет привить детям навыки и умения к самостоятельному добыванию знаний, исследовательской работе по предмету, постоянному самосовершенствованию.
Живое слово учителя, эмоциональное и образное, высокая культура общения, умение каждому этапу работы придать смысл делают задания, интересными и запоминающимися. Он любит и знает искусство и до каждого ученика старается донести не только знания, умения, навыки по русскому языку, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой.
Школьник нового поколения должен постоянно испытывать информационный и эмоциональный голод, а утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья.
Поэтому работа с группой одарённых учащихся:
1) повышает познавательный интерес школьников к предмету;
2) развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
3) учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
4) развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и областным), а также поступлению и обучению в вузах. Занятия проводятся как с разновозрастной группой учащихся (9-11 класс), так и с отдельными учениками.
При планировании занятий учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий, который она считает первостепенно важным. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяется внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми используют разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся безусловно требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.
В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в Казахстанской школе», интернет-ресурсы), текстов художественной литературы.
Айтбенбетов О.О.