Учитель физики МАОУ «СОШ №19 им. Л.А.Попугаевой» -
Криволапова Д.И. г. Удачный, 2022
Развитие навыков функционального чтения на уроках физики
Основные направления формирования функциональной грамотности
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
В новых ФГОС выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Выпускник основной школы должен научиться:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. (Л. Выготский).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Проблемы школьников при работе с текстом
- Решать задачу , представленную в форме, отличной от типичной для российских учебников .
- Работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой.
- Привлекать информацию , которая не содержится в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт .
- Отбирать информацию , необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию .
- Владеть навыками контроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации.
Любая задача по физике – требует навыков функционального чтения:
- перевод информации из одной формы представления - вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) - в другую;
- анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот;
- на основе анализа информации создание физической модели.
Тексты физического содержания
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе, в повседневной жизни.
- Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.
- Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании законов физики.
- Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.
- Тексты общекультурного содержания
- Сюжетная текстовая задача
Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе, в повседневной жизни
Что проверяют:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;
- умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.
Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.
Что проверяют:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;
- умение определить (или сформулировать) выводы.
В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.
Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании законов физики.
Что проверяют:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;
- умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.
Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.
Что проверяют:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;
- умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.
В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.
Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.
Что проверяют:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;
- умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.
В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.
Тексты общекультурного содержания
Что проверяют:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений учёных, деятелей культуры и искусства для современности;
- умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств и так далее для жизни общества;
- умение определить (или сформулировать) выводы.
В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.
Сюжетная текстовая задача
Что проверяют:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение моделировать описанную ситуацию;
- умение анализировать;
- умение формулировать выводы.
В таких задачах данные и связь между ними включены в фабулу . Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет
собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных
объектов и явлений.
Помогать учащимся лучше осознавать текст
- Чаще использовать задания на демонстрацию «понимания смыслов»: задания типа «приведи пример…», «вырази с помощью графика, формул…», «поясни термин…»;
- Создавать учебную ситуацию инициирующую учебную деятельность школьников: вызвать удивление, давать опережающие домашние практические задания, использовать научные парадоксы, давать полезные задания и т.д.
Уровни грамотности чтения
Работа с текстом
Уровень
Задание
Знание (воспроизведение)
Какова тема текста?
Что отражает заголовок тему или основную мысль текста?
О каких проблемах …
Какое событие ..
Какие явления…?
Понимание
Разделяешь ли ты мнение автора?
Аргументируй свой ответ.
Согласен ли ты с тем, что….
Объясни суть …
Применение
Соотнеси....
Как бы ты поступил в данной ситуации?
Анализ
Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание...
Синтез
Составь инструкцию к одной из иллюстраций …
Выскажите своё отношение к позиции автора/героя
Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?
Оценка
Какой выход из ситуации ты бы предложил? Аргументируй свою точку зрения
Текст: «Микроклимат в музее»
Основой для создания исторических произведений искусства служили обычно бумага, древесина, кожа, текстиль, которые относятся к гигроскопичным материалам, хорошо впитывающим и отдающим влагу. Если относительная влажность воздуха в музее будет меньше 30%, то выставленные экспонаты будут отдавать свою влагу окружающему воздуху.
Например, картина может покоробиться, краска – осыпаться. Поэтому в музеях постоянно поддерживается температура 18–20 °С относительная влажность воздуха 45–50%.
Если влажность воздуха слишком низка (особенно велика эта опасность в период отопительного сезона):
- деформируются и трескаются деревянные экспонаты
- трескаются иконы, с них осыпается красочный слой
- пересыхает холст
- теряет эластичность кожа
- блекнут и исчезают рукописные тексты.
Текст: «Микроклимат в музее»
1. В краеведческом музее собираются установить новое оборудование для поддержания необходимого режима температуры и относительной влажности. Но финансирования хватает лишь на несколько залов. Какие из перечисленных ниже залов музея необходимо оснастить установками для обеспечения микроклимата в первую очередь?
1) зал с экспозицией живописи известных художников края
2) зал с выставкой старинных монет, найденных археологами на территории края
3) зал истории книгопечатания с выставкой старинных книг
4) зал с выставкой фарфора знаменитого завода, находящегося на территории края
5) зал с выставкой оружия времён Великой Отечественной войны, найденного на территории края
Текст: «Микроклимат в музее»
2. На графике представлено изменение влажности воздуха в течение дня, а в таблице – замеры температуры в одном из помещений музея.
Время, ч
Температура, ºС
6
10
16
14
18
18
20
20
22
18
1) В какие промежутки времени в помещении музея был нарушен рекомендованный микроклимат?
2) Сформулируйте предположение, которое объясняло бы описанные изменения температуры и влажности в помещении музея в течение дня.
Текст: «Микроклимат в музее»
3. Ниже представлены таблицы мониторинга данных об относительной влажности воздуха в двух разных залах музея.
Время, ч.
Относительная влажность, %
зал 1
8.00
45
зал 2
9.30
46
46
10.00
46
11.30
46
46
46
12.30
46
13.30
46
15.00
45
47
50
16.00
44
44
50
17.00
48
18.00
43
19.00
42
47
47
43
20.00
44
46
45
- Удовлетворяют ли данные мониторинга требованиям к микроклимату в музее?
- Сформулируйте одно предложение-рекомендацию работникам музея по результатам мониторинга.
Текст: «Микроклимат в музее»
4. В зале музея располагается термогигрометр – прибор для измерения температуры и относительной влажности воздуха (см. фотографию).
Ниже в таблицах приведены технические данные прибора.
Измерение температуры
Диапазон измерений
Абсолютная погрешность
– 10…+50 °С
Разрешение
Измерение относительной влажности
±0,5 °С
Диапазон измерений
0,1 °С
0…95%
Абсолютная погрешность
±2%
Разрешение
0,1%
- Может ли этот прибор показать температуру 6,43 °С? Ответ поясните.
- По прибору определите показания относительной влажности воздуха. Каковы при этом минимальное и максимальное возможные значения относительной влажности воздуха в помещении с учётом абсолютной погрешности измерения прибора?
Графические задачи
Работа с графиками позволяет:
- объяснять физический смысл зависимости, особых точек графика; проводить операцию сравнения зависимостей, объяснять физический смысл их отличия и сходства; давать математическую интерпретацию зависимости, делать расчет постоянных коэффициентов по графику; выяснять физический смысл площади под графиком.
- объяснять физический смысл зависимости, особых точек графика;
- проводить операцию сравнения зависимостей, объяснять физический смысл их отличия и сходства;
- давать математическую интерпретацию зависимости, делать расчет постоянных коэффициентов по графику;
- выяснять физический смысл площади под графиком.
Графические задачи
- скорость в любой момент времени;
- скорость в начальный момент времени;
- среднюю и среднюю путевую скорости за некоторый промежуток времени;
- момент времени, когда скорость тела равна нулю;
- направление движения тела в любой момент времени;
- по тангенсу угла наклона знак и модуль ускорения;
- уравнение скорости и уравнение перемещения;
- по площади под графиком найти перемещение (путь) тела.
Тема: Агрегатные состояния вещества
Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?
Рекомендации учителям по повышению уровня читательской грамотности обучающихся:
- На каждом уроке организовывать деятельность школьников по трем направлениям читательской грамотности - “Находить и извлекать информацию”, “Осмысливать и оценивать содержание и форму текста”, “Интегрировать и интерпретировать информацию”.
- Изучать литературу по методологии и методики формирования уровня функциональной грамотности;
- Развивать у учащихся умение понимать основную мысль любого текста;
- Развивать умение находить информацию в разных частях текста , представленных разными способами;
- Критически относиться к любой информации, определять ее достоверность;
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, аргументировать свою позицию.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Ресурсы для формирования и развития функциональной грамотности
- «Школьный портал» (ФизиконЛаб) - https://mosreg.physicon.ru/
- платформа «Медиатека» («Просвещение») - https://media.prosv.ru/
- портал «Российская электронная школа» - https://fg.resh.edu.ru/
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности - https://fg.resh.edu.ru/
- сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» - http://www.centeroko.ru/
- сайт ОЭСР - https://www.oecd.org/
- сайт ЦНППМ ПР Московской области - https://cppm.asou-mo.ru/
- Сайт ФИПИ - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
- поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
- поиск в тексте информации по множественным критериям;
- поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
- поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
- понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.