география
10кл
Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира»
Урок
План-конспект
Тема: «Ресурсообеспеченность. Мировые природные ресурсы»( на доске с обратной стороны)
Цели: (дети формулируют сами)
1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению.
2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия. Продолжать развивать навыки работы с картой и статистическими данными.
Тип занятия: изучение нового.
Вид занятия: лекция – практикум.
Оборудование: Настенная политическая карта мира, школьные географические атласы (10-й класс),
мультимедиа оборудование, презентации, карточки с заданиями группам, учебник автор Максаковский В. П. 2015; рабочая тетрадь на печатной основе издательства «Дрофа» автор Сиротин В. И.
На доске эпиграф к занятию: Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет.
Растительности нет. Населена роботами.
(М/ф «Тайна третьей планеты»)
Ход занятия.
1. Вступление. Внимательно прочитайте эпиграф к занятию. Объясните, какую тему занятия он задаёт? Какую проблему обнаруживает? (Тема природные ресурсы; Природных ресурсов осталось мало; ресурсы могут закончиться; Планета может стать пустыней
Учитель задаёт вопрос:
а) тему занятия – называют дети
б) учебную цель – формулируют дети
в) актуальность и зачем значение темы для практической деятельности уч-ся; -называют дети
г) наименования основных вопросов занятия _ на слайде
1) Природные ресурсы и их виды;
2) Ресурсообеспеченность;
3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум);
Учитель: Верно. Данный эпиграф как нельзя больше подходит к теме сегодняшнего занятия, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться
2. Основная часть.
1) Природные ресурсы и их виды. ( слайды в презентации)
- Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение). В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?
- Давайте попробуем вспомнить , что такое «Природные ресурсы» ( самостоятельно дают определение термину). Обсуждение.
Слайд
отвечают: Природные ресурсы, это компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления., ая открываю слайд
2) Ресурсообеспеченность.
- Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Обсуждение, формулировка термина).
Слайд 7
Вспомним: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.
Учитель: Назовите формулы вычисления ресурсообеспеченности.
Учитель: Рассмотрим несколько видов классификаций природных ресурсов.
Слайд
Природные ресурсы по происхождению (под запись).
Слайд
Природные ресурсы по видам хозяйственного использования (под запись).
- Природные ресурсы по исчерпаемости (под запись).
Физминутка
Учитель: Попробуем определить ресурсообеспеченность нефтью для России. Запасы таблица стр. 403 учебник Итак, считаем: 12 млрд тонн : 517млн = 23 года (округляем до тысячных).
12млрд : 146млн = 82 тонн на душу населения.
3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум).
Учитель: А сейчас мы рассчитаем ресурсообеспеченность нефтью для некоторых зарубежных стран, и попробуем выделить наиболее обеспеченное государство (работа по группам).
Определяем наиболее обеспеченную нефтью страну, делаем вывод, проверяем результаты.
Учитель: А сейчас вы будете самостоятельно выполнять практическую работу.
Практическая работа
«Оценка ресурсообеспеченности… отдельных стран мира» используем все группы: атлас стр. 14-15
Стр. 9табл. 6 в ртпо
Каждая подгруппа получает карточки с заданиями. Проведение инструктажа.
Оценка ресурсообеспеченности нефтью отдельных стран мира (вариант 1)
Задания: используем атлас стр. 14-15
Используя таблицу 3 на странице 403 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами нефти. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу №6 стр. 9 тетради на печатной основе
(см. ниже).
2. Используя картосхему 21 на странице 137 учебника географии определите количество добычи нефти (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность нефтью для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное нефтью государство;
Б) наименее обеспеченное нефтью государство.
Государства | Разведанные запасы, млрд. тонн | Добыча нефти (млн. тонн в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Оценка ресурсообеспеченности газом отдельных стран мира (вариант 2)
Задания: используем атлас стр. 14-15
1. Используя таблицу 4 на странице 403 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами газа. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).
2. Используя картосхему 23 на странице138 учебника географии определите количество добычи газа (в млрд. метров кубических) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность газом для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное газом государство;
Б) наименее обеспеченное газом государство.
Государства | Разведанные запасы, трлн. м. кубических | Добыча газа (млрд. м. кубических в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Оценка ресурсообеспеченности углем отдельных стран мира (вариант 3)
Задания: используем атлас стр. 14-15
1. Используя таблицу 5 на странице 403 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами угля. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу №6 стр. 9 тетради на печатной основе
2. Используя картосхему 24 на странице138 учебника географии определите количество добычи угля (в млн. тонн) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность углем для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное углем государство;
Б) наименее обеспеченное углем государство.
Государства | Разведанные запасы, млрд. тонн | Добыча угля (млн. тонн в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Оценка ресурсообеспеченности железной рудой отдельных стран мира (вариант 4)
Задания: используем атлас стр. 14-15
1. Используя таблицу 5 на странице 384 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами железных руд. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат оформите в виде таблицы (см. ниже).
2. Используя картосхему 28 на странице136 учебника географии определите количество добычи железной руды (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность железной рудой для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное железной рудой государство;
Б) наименее обеспеченное железной рудой государство.
Государства | Разведанные запасы, млрд. тонн | Добыча железной руды (млн. тонн в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
4.Выступление групп.
5. Заключение.
1) Подведение итогов. Выставление оценок.
2) Рефлексия.
6. Домашнее задание.
1). Письменно задание таблицу №6 стр. 9 тетради на печатной основе – заполнить до конца – всем.
2). Группы готовят сообщения по теме «Мировые природные ресурсы» (земельные, водные, биологические;
3).инд.: 5 –ка новостей)