Технологическая карта урока
Учитель: Жонусова А.К.
Школа: МОАУ «СОШ №23 г. Новотроицка»
Класс: 7
Предмет: география
Тема урока: Северная Америка. Население. Политическая карта.
Цель: Сформировать представление об особенностях заселения материка, численности и размещении населения, многообразии расового и этнического состава, а также образ политической карты материка.
Задачи:
Образовательные:
Выявить основные этапы заселения и освоения Северной Америки.
Изучить состав и размещение населения на материке.
Дать характеристику политической карты материка и крупнейших стран.
Развивающие:
Продолжить формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы.
Совершенствовать навыки работы с картами политической и плотности населения
Продолжить работу над развитием познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах
Развитие памяти, воображения, умения сравнивать.
Развитие коммуникативной культуры
Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
Воспитательные:
Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
Воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению народов Земли, к их традицииям, образу жизни и обычаям.
Воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление настойчивости в приобретении знаний, демонстрация умения работать в группах.
Метапредметные:
- уметь работать с атласом, с учебником, составлять опорные схемы, развивать критическое мышление.
Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные: уметь использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, высказывать свою точку зрения;
Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Предметные:
- сформировать представление о коренном и пришлом населении Северной Америки; определять по картам, плотность и размещение населения на материке; показывать и описывать по картам атласа крупнейшие страны, их столицы.
На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок-путешествие.
Технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, метапредметный подход, использование компетентностно-ориентированных заданий, активные формы обучения: спонтанных вопросов, приёмы «Стороны горизонта», «Расставь правильно», «Найди лишнее», «Я - капитан».
Основные понятия: Берингия, Карибский бассейн, Центральная Америка, США, Нью-Йорк, Канада, Мексика, Мехико, афроамериканцы, индейцы, вигвам, резервация, переселенцы, ацтеки, майя, эскимосы.
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с картами, работа в парах.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование: компьютер, мультимдийный проектор, экран, колонки, презентация, учебник, рабочие листы, настенная карта «Природные зоны Северной Америки» физическая и политическая карты «Северная Америка», атлас 7 класс.
СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы |
1. Орг. момент 1 мин. | - Доброе утро, ребята! Сегодня урок географии проведу у вас я - Асылзат Кайрловна – учитель географии школы №23 г. Новотроицка. В процессе урока мы с вами познакомимся. И я надеюсь на плодотворное сотрудничество и положительный эмоциональный настрой во время урока! | Эмоционально настроиться на работу на уроке | |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. 8 мин. | - Ребята, а вы любите путешествовать? Какой материк вы изучаете? Давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке? Для этого выполним небольшую тестовую работу. Прошу подписать каждый листочек и выделить кружочком правильный ответ. Время на выполнение 2 мин.. Прошу обменяться с соседом по парте и провести взаимопроверку работы. Кто получил «5», «4», «3», ну а «2» думаю ни у кого нет. - Итак, мы сегодня с вами продолжим путешествие по Северной Америке. НО, что мы еще не знаем о данном материке? О чем еще не говорили? - Давайте посмотрим на экран, и попробуем определить, где находятся эти замечательные места? (слайды с фото ) Статуя Свободы г. Нью-Йорк (США), Храм Чичен-Ица (майя), п-ов Юкатан (Мексика), Пирамида майя Тикаль, (Гватемала) - О чем сегодня мы будем говорить? Правильно. Население и страны Северной Америки. (СЛАЙД с темой ) | Фронтальная беседа – дети отвечают на вопросы учителя. - слушают и отвечают на вопросы формулируют тему урока | Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы |
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации мин. | - Для работы на уроке мы используем рабочие листы, учебник, карты атласа, а также контурные карты, размещенные в рабочих листах. - Запишите тему урока в рабочих листах - Ребята, а вы знаете, кто является коренным населением Северной Америки? (индейцы, верно). Благодаря какому путешественнику они были так названы? (Х. Колумб) - На территории Северной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Северной Америки? (население материка – пришлое). (слайд ) | Отвечают на вопрос. | Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы |
4. Открытие новых знаний 13 мин. Динамическая пауза 1 мин | Рассказ учителя: откройте пожалуйста, стр. 159 учебника, посмотрите на рис 331 Считается, что люди в Северную Америку попали через имевшийся когда-то сухопутный мост между Евразией и Северной Америкой. Этот мост назывался Берингией. Большинство ученых считает, что Берингия возникала дважды: 35 и 25 тысяч лет назад. Примерно около 10 тыс. лет назад суша снова погрузилась в море. Первым возникновением Берингии воспользовались предки индейцев, а при втором пришли алеуты и эскимосы. В 15в. данный материк открыли европейцы, и постепенно началась колонизация территории СА. Какие страны колонизировали СА? (Великобритания, Франция, Испания) А вы знали, что у России были также колонии на территории СА? Что же произошло с этими территориями? (в 1867г. данные территории были проданы США за 7,2 млн. долларов). - Задание 1. Просмотрите видеофрагмент (3,51мин.) заполните пропуски в тексте. Коренное население Северной Америки: эскимосы, _______________ и ______________, Эти народы относятся к американской ветви __________________ расы. Индейцы занимались промыслом лесной дичи, охотой на __________, а ацтеки и майя сумели создать могучие _______________. На севере племена эскимосов занимались ____________, _________________, промыслом морского зверя. Основную часть населения Северной Америки составляют представители _____________________ расы. __________________- потомки рабов, насильственно привезенных их Африки для работы на плантациях. В результате смешанных браков появились: _____________ и ____________. ( всего 6 мин. + 1 мин. на проверку) 2. - Обратите внимание на карту плотности населения (слайд ) - С чем связана такая неравномерная заселенность материка? (история заселения, природные условия – климат) Предлагает уч-ся встать выполнить гимнастику для глаз: Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! | 1.Слушают учителя, просматривают слайды Работа с учебником – стр. 170. Работа в рабочих листах – обозначение заселения материка СА Работа в рабочих листах – заполнение пропусков в таблице Отвечают на вопрос учителя Выполняют физминутку | Анализ карт учебника, индивидуальная работа Работа с информационными картами (индивидуальная и фронтальная форма работы) |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 5 мин | Ребята, откройте в атласе стр. 38, давайте рассмотрим какие страны находятся на материке. Их на материке 23 независимых государства. Все они имеют выход к морям или океанам. Самой большой страной по территории является Канада (назовите ее столицу), далее США и Мексика. Крупными городами являются – Мехико, Нью-Йорк и Лос – Анджелес. Давайте найдем их на карте и подпишем. Рассмотрите задание 3 в рабочих листах: вам необходимо найти соответствие «страна - столица» Мексика А) Тигусигальпа Канада Б) Мехико Гондурас В) Оттава США Г) Манагуа Куба Д) Гавана Никарагуа Е) Вашингтон | Работают с политической картой атласа Работа в к/к (рабочий лист | Организация информации с помощью текста, карт атласа, выявление причинно-следственных связей. |
5 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2 мин. | - Ребята, мы очень плодотворно с вами поработали. Вы молодцы! А теперь посмотрите на экран и определите лишний географический объект и объясните почему (прием «Найди лишнее»). 1) Гватемала, Панама, Боливия 2) Алеуты, чукчи, эскимосы, индейцы 3) Куба, Мексика, Ямайка | Выполняют задание с экрана – находят лишнее, логически объясняя - почему? | Индивидуальная и фронтальная работа Беседа |
6. Домашнее задание 2 мин. | Дифференцированное домашнее задание. (1 мин) Базовый уровень - Параграф 47,48 читать, стр. 165 вопросы 1,2 письменно Повышенный уровень - Параграф 47,48 читать, стр. 165 «От теории к практике» письменно Творческое задание - разработать маршрут путешествия по Северной Америке, записав все увиденные географические объекты и достопримечательности | Определяют для себя д/з. | Знакомятся с домашним заданием |
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин. | - Ребята что мы сегодня узнали? - Что мы использовали для того чтобы это узнать? - Для чего мы это узнали? | Проводят рефлексию, отвечая на вопросы | Фронтальная работа |