Изучение нового материала – § 38, стр. 175 - 181 (учебник). 1. Работа с текстом (чтение). Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА Статья 7. Права потребителей Потребители имеют право на: 1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг); 2) просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов; 3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе); 4) приобретение безопасного товара (работы, услуги); 5) свободный выбор товара (работы, услуги); 6) надлежащее качество товара (работы, услуги); 7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; 8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги); 9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги); 10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша; 11) создание общественных объединений потребителей; 12) возмещение морального вреда; 13) защиту прав и законных интересов; 14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения; изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации; исполнитель - физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору; продавец - физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей. Статья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан: 1) предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан"; 2) обеспечить безопасность товара (работы, услуги); 3) обеспечить свободный выбор товара (работы, услуги); 4) обеспечить надлежащее качество товара (работы, услуги); 5) обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; 6) возместить в полном объеме убытки (вред), причиненные жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги); 7) иметь в наличии контрольно-кассовые машины в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан; 8) размещать в месте нахождения контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан", о необходимости получения потребителем контрольного (товарного) чека и о его праве обратиться в орган государственных доходов (с указанием номера телефона соответствующего органа государственных доходов) в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин; 9) обеспечить наличие у физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), нагрудной карточки (бейджа) с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии) и соблюдение им санитарных правил и гигиенических нормативов; 10) при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договор, заключенный при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги); 11) соблюдать заявленный режим работы; 12) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. Продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта, в тенге, а также обеспечить условия хранения товара. Изготовитель (исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в тенге в письменном виде. Изготовитель обязан устанавливать срок годности, срок хранения товара. Продавец в электронной торговле перед заключением договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию о процедуре оплаты товара и его стоимости. Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта. Запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки. 2. Приём «Концептуальная таблица». Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений. Определите механизмы защиты прав потребителей в Республике Казахстан. 3. Стратегия «Лови вопросы». Отвечают на вопросы (в парах): 1) Объясните, что такое механизмы защиты прав потребителей. 2) Раскройте содержание понятия «защита прав потребителей». 3) Кто такой потребитель? 4) Объясните, что такое услуга. 5) Кто такой изготовитель? 6) Объясните, что такое товар. 7) Кто такой продавец? 8) Как вы понимаете термин «потребительская грамотность». 9) Кто такой исполнитель? 4. Заполнить таблицу «Права потребителей и обязанности продавца». Вопросы исследования: 1) Раскройте содержание прав потребителей; 2) Раскройте содержание обязанностей продавца. |