Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – По учебнику: Понятие права (§ 1, стр. 5-11). 1. Работа с текстом (чтение). Право создано с целью соблюдения общественных соглашений и сохранения мира и безопасности в государстве. В правовых актах установлены нормы, соблюдение которых должно приносить пользу людям. В них же указываются последствия в случае их нарушения. Право является средством социального контроля, которым государством устанавливаются четкие рамки для членов общества, контролируется абсолютная свобода людей и предоставляется людям необходимая помощь государства. Право создает не только обязывающие запреты, но и оправдания для поведения людей определенным образом (правомерного поведения). Право действует в социальной среде, развиваясь и изменяясь, а также приспосабливаясь к обстоятельствам общества таким образом, чтобы правовое решение было всегда справедливым. Право как явление характеризуется рядом факторов: Право является совокупностью норм поведения общего характера. Право формально охватывает всех индивидов, которые находятся в сфере воздействия права. Нормы поведения предусмотрены для всех. Система правовых норм основана по четким принципам. Правовые нормы по систематическим основам сведены в разделы права и правовые акты. Государство должно обеспечивать исполнение права, при необходимости по принуждению государства. Если правовая норма не обеспечена по принуждению государства, то речь идет не о правовой норме, а, например, норме морали. Общество развивается, и вместе с этим повышается необходимость правового регулирования различных отношений. Закон и следование ему являются важнейшими предварительными условиями цивилизованного общества и развивающейся экономической среды. Общество развивается, и вместе с этим повышается необходимость правового регулирования различных отношений. Закон и следование ему являются важнейшими предварительными условиями цивилизованного общества и развивающейся экономической среды. Каким образом обеспечивается действие права? Поскольку в отношении права речь идет об общих правилах поведения, то это означает, что правовая норма предусмотрена для всех людей. Государство должно создавать эффективные нормы, чтобы люди выполняли их. С одной стороны, это означает, что выполнение правовых норм должно быть обеспечено соответствующим принуждением. Люди должны знать, что соответствующее нормам поведение для них более выгодно, чем неправомерное поведение. С другой стороны, правовые нормы должны соответствовать общей логике жизни. Правовая норма устанавливает разумные рамки, определенные для поведения попадающего под ее влияние человека, тем, что определяет права и обязанности каждого лица. Если соответствующие обязанности не выполняются или нарушаются, то к нарушителю применяются принуждения или санкции. Таким способом государство гарантирует выполнение соглашения, содержащегося в правовой норме. Однако принуждение государства и санкции сами по себе не являются целью – их целью является влиять на людей для их правомерного поведения, Соответственно, свою задачу они выполняют лучше всего тогда, когда их не приходится применять. 2. Чтение и анализ. Отвечают на вопросы (в парах): 1. Раскройте понятие права. 2. Какова роль права в системе социальных норм? 3. В чём отличие права от других социальных норм? 4. Назовите функции права. 5. Что такое мораль? 6. Как право влияет на общественные отношения? 2. Приём «Концептуальная таблица». Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений. Определите основные функции права и дополнительные функции права. 3. Заполнить таблицу «Признаки права». Вопросы исследования: 1) нормативность- 2. системность – 3. формальная определенность права – 4) волевой характер – 5) регулятивность – 6) связь права с государством - | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: Ибраева А.С., Гончаров С.Б. Основы права. Учебник для 9 кл. общеобразовательных школ. ЕМН. / – Алматы: Мектеп, 2019 – 160 с. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 1 учить, выполнить задания по уровням сложности. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |