7 класс. Урок 19. Дата ______
Тема Растительный и животный мир Земли
Цели урока:
образовательная
• сформировать представление о биоразнообразии и биомассе;
• выявить значение биоразнообразия и необходимости его сохранения;
• сформировать знания о влиянии природных условий на распространение растительного и животного мира;
• выявить причины различий флоры и фауны материков;
• раскрыть значение охраны природы для сохранения растительного и животного мира.
Развивающая
-формировать умения смостоятельно решать учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы
Воспитывающая
-воспитывать толерантность, коммуникативную культуру, экологическую культуру
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о биоразнообразии и биомассе, о значении биоразнообразия и необходимости его сохранения, о связи растений и животных с природными условиями, об особенностях и причинах различий
флоры и фауны материков; формирование представлений о необходимости географических знаний для решения задач охраны окружающей среды.
Метапредметные: формирование умений: 1) самостоятельно решать учебные задачи; 2) осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; 3)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; 4)работать в группе; 5) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 6)создавать схемы; 7) определять понятия; 8) владеть устной и письменной речью; 9)формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе выполнения самостоятельных заданий; формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; формирование основ экологической культуры и ценностных установок по отношению к живой природе; формирование осознанного бережного отношения к природе.
Основное содержание: биоразнообразие, биомасса, флора, фауна, охрана флоры и фауны планеты.
Деятельность обучающихся: сравнивать приспособленность растений и животных разных природных зон к среде обитания; высказывать мнение о причинах различия флоры и фауны на разных материках; осуществлять планирование учебной деятельности и работу в группе.
Ценностный компонент урока: значение биоразнообразия для биосферы; сохранение биоразнообразия на Земле — важный фактор устойчивого функционирования экосистем.
Тип урока: изучение нового материала.
УМК. карта «Природные зоны мира, тематические карты, презентация, учебник географии 7 класс – серия «Полярная звезда» А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, - Москва «Просвещение», компьютерная презентация.
Методы, формы и приемы: наглядный, дискуссионный, практический, ИКТ, прием «творческая лаборатория» (работа в группах), проблемно- исследовательский, информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации)технологии, технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, дифференцирование
Ход урока
. Организация класса на проведение урока. Эмоциональный настрой. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
На уроке мы будем рассуждать, мыслить, решать, раскроем секрет географии. Помните слова. Урок сопровождается компьютерной презентацией. Использование ИКТ.
Я – человек
Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать
Я – могу ошибаться
Я – умею учиться
Я – хочу учиться. И так вперед к новым знаниям.
Актуализация опорных знаний.Дифференцирование.
Минутка- разминка. «Знание карты» Показать реки и озера на карте»
Работа с карточками заданиями индивидуально.
Мотивация. Подведение учащихся к новой теме и ее значимости. Определение совместно с обучающимися целей урока .Проблемно-исследовательская технология.
Задание. Разделите предложенные слова на две группы. Что это за группы. Ель, бегемот, медведь-коала, дуб, пихта, баобаб, верблюд, кактус, жираф, носорог, лемминг, кедр, лианы, лама.
По весне до самого рассвета
Соловьи залётные не спят.
Все поют,
А как настанет лето,
Соловьят без устали растят.
Сколько им таланта и раденья
Надо, чтоб из робкого птенца
Вышел мастер колдовского пенья,
Песнями пленяющий сердца
Днём подсолнух в огороде улыбается погоде.
По орбите круговой
вертит рыжей головой.
-Я, -хвалился он пырею, -
вместе с Солнцем землю
грею!
Как одним словом назвать первую группу, как – вторую (флора, фауна)
Определяем тему урока. Затем учитель предлагает сформулировать цель и определить значимость темы.
4.Изучение нового материала. Проблемно-исследовательская технология.
Проблемный вопрос. «Известно. Что животный мир обладает большим биоразнообразием, а растительный мир – большей биомассой.»
Прием «чтение молча».
Заполнить схему.
Биоразнообразие -
_____ видов животных
_______видов растений
Биомасса –
Всего ________
____ приходится на растения
_____ приходится на животных
Взаимопроверка. Сделайте вывод о роли живых организмов в Мировом океане.
В мире существует большое разнообразие животных и растений, которые распространены по всему миру. Изменение климата вызывает зональное размещение растительности и животных. Проанализируйте карту «Природные зоны мира» и докажите, что распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон? Как растения и животные приспасабливаются к условиям существования, на эти вопросы вы ответите поработав в составе «творческой лаборатории».
Прием «творческая лаборатория» работа в группах. Технология обучение в сотрудничестве. Учащиеся объединяются в группы ( 6 групп по 4 человека) и выполняют работу, самостоятельно изучает свой фрагмент текста и заполняя таблицу:
Природная зона | Климатические условия | Растения | Животные | Приспособления к условиям жизни |
| | | | |
1-я группа — «Как приспасабливаются растения и животные к жизни во влажных экваториальных лесах», 2-я группа — «Как связаны животные и растения с природными условиями в саваннах?», 3-я группа — «Как связаны животные и растения с природными условиями в пустынях?», 4-я группа - «Как связаны животные и растения с природными условиями в степях?», 5-я группа - «Как связаны животные и растения с природными условиями в умеренных широтах, в зонах смешенных и широколиственных лесов, зоне тайги?», 6-я группа - Слабоуспевающим учащимся «Как связаны животные и растения с природными условиями в тундре?»
Выступление групп. Формулировка общего вывода. Распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
Предлагается решить проблемные вопросы, используя текст учебника, дополнительные источники знаний. 1,3,5 группам – Определить на каком материке обитают следующие животные: коала, кенгуру, утконос, ехидна. Почему эти животные встречаются только на этом одном материке. Что оказывает влияние на изменения растительного и животного мира. 2,4,5 группам – Определить почему на материках Евразия и Северная Америка распространены близкие виды животных и растений. Зачем нужно охранять природу, растения и животных.
Подведение итогов работы каждой из групп. Обсуждение выполненной работы.
5.Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Распределите предложенные растения и животные в начале урока по природным зонам.
Тестовая технология. Решить тест.
Разнообразие видов живых организмов в биосфере: а)биомасса; б)биоразнообразие; в) биосфера
Общая масса живых организмов: а)биосфера; б) биоразнообразие; в) биомасса
Большим биоразнообразием обладает: а) океан; б)суша; в)растения, г)животные
Продолжите предложение. Распространения растений и животных подчинено закону __________ __________
На изменение растительного и животного мира Земли влияет _______
Взаимопроверка. 1-б; 2-В; 3- б,в; 4- закон географической зональности; 5 –хозяйственная деятельность человека
Подведение итогов. Выставление отметок
Домашнее задание: 1) изучить § 18; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—4, 6 на с. 69 учебника; 3) подготовить сообщение (презентацию) «Я хочу рассказать об этом растении (животном) потому,
что…» (по желанию).
Задача обучающихся — рассказать, почему то или иное растение (животное) их заинтересовало, показать его уникальность.
8. Рефлексия.
1.Сегодня я узнал.......... 2.Было интересно........ 3.Теперь я могу...........
4.Я научился …..................... 5.У меня получилось..........
Материал к уроку
Ель Бегемот
медведь-коала,
дуб пихта
баобаб верблюд
кактус жираф
носорог лемминг
кедр лианы
лама
Заполнить таблицу. 1-я группа — «Как приспасабливаются растения и животные к жизни во влажных экваториальных лесах»
Распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
Природная зона | Климатические условия | Растения | Животные | Приспособления к условиям жизни |
| | | | |
Решить проблемные вопросы, используя текст учебника, дополнительные источники знаний. Определить на каком материке обитают следующие животные: коала, кенгуру, утконос, ехидна. Почему эти животные встречаются только на этом одном материке. Что оказывает влияние на изменения растительного и животного мира.
Заполнить таблицу. 2-я группа — «Как связаны животные и растения с природными условиями в саваннах?» Формулировка общего вывода. Распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
Природная зона | Климатические условия | Растения | Животные | Приспособления к условиям жизни |
| | | | |
Определить почему на материках Евразия и Северная Америка распространены близкие виды животных и растений. Зачем нужно охранять природу, растения и животных.
Заполнить таблицу.
3-я группа — «Как связаны животные и растения с природными условиями в пустынях?»
Природная зона | Климатические условия | Растения | Животные | Приспособления к условиям жизни |
| | | | |
Формулировка общего вывода. Распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
Решить проблемные вопросы, используя текст учебника, дополнительные источники знаний. Определить на каком материке обитают следующие животные: коала, кенгуру, утконос, ехидна. Почему эти животные встречаются только на этом одном материке. Что оказывает влияние на изменения растительного и животного мира.
Заполнить таблицу.
4-я группа - «Как связаны животные и растения с природными условиями в степях?»
Природная зона | Климатические условия | Растения | Животные | Приспособления к условиям жизни |
| | | | |
Формулировка общего вывода. Распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
Определить почему на материках Евразия и Северная Америка распространены близкие виды животных и растений. Зачем нужно охранять природу, растения и животных.
Заполнить таблицу.
5-я группа - «Как связаны животные и растения с природными условиями в умеренных широтах, в зонах смешенных и широколиственных лесов, зоне тайги?»
Формулировка общего вывода. Распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
Природная зона | Климатические условия | Растения | Животные | Приспособления к условиям жизни |
| | | | |
Решить проблемные вопросы, используя текст учебника, дополнительные источники знаний. Определить на каком материке обитают следующие животные: коала, кенгуру, утконос, ехидна. Почему эти животные встречаются только на этом одном материке. Что оказывает влияние на изменения растительного и животного мира.
6-я группа - «Как связаны животные и растения с природными условиями в тундре?»
Природная зона | Климатические условия | Растения | Животные | Приспособления к условиям жизни |
| | | | |
Формулировка общего вывода. Распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
Решить проблемные вопросы, используя текст учебника, дополнительные источники знаний. 2,4,5 группам – Определить почему на материках Евразия и Северная Америка распространены близкие виды животных и растений. Зачем нужно охранять природу, растения и животных.