Прежде, чем выстраивать работу по экологическому просвещению родителей, я пыталась понять с кем мне предстоит работать: образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, статус семьи, ее микроклимат. При выборе форм общения с родителями я решила отказаться от поучений и назиданий, а стала привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов, давать задания на дом. Планирую весной провести КВН между детьми и родителями. Предложила провести серию наблюдений в природе: прислушайтесь к голосу птиц, полюбуйтесь красками заката, рассмотрите красоту цветка.
Я считаю, что нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Пример домашнего задания: родителям совместно с детьми должны составить правила поведения в природе и придуманные правила должны соблюдаться. В работе с родителями стараюсь использовать решение экологических ситуаций: например, 1. Дети принесли ежика. Хорошо ли это для ежика. 2.На ваших глазах ребенок взял камень и бросил в птиц. Дайте оценку этому поступку. Как бы вы поступили? Что надо делать, когда встречаете птиц? Надо ли помогать птицам? Как? В итоге нужно сделать вывод: надо не только знать, как вести себя в природе, но и принимать участие в добрых делах. Взрослый, своим примером, оказывает большое влияние наличность ребенка. Стараюсь давать шпаргалки, рекомендации, в которых даю родителям четкие конкретные, практические советы по узкой теме. Провожу анкетирование. По ответам на предложенные вопросы оцениваю знания, экологическую культуру родителей.
Затем, так-как, почти все мои воспитанники проживают в частных деревенских домах, предложила создать экологическую тропу моей семьи в каждом отдельном взятом доме. Рассказала, что тропа должна проходить там, где есть интересные объекты для наблюдений за живой и не живой природой: деревья, кустарники, многолетние и однолетние цветы, грядки с овощами, кормушки для птиц, искусственные водоемы, флюгер для определения направление ветра и многое другое.
Предложила украсить тропу фигурой самодельного огородного чучела и садовыми скульптурами: журавля, уточки т.п. Каждый день, проходя с ребенком по семейной экологической тропе в разное время суток, отмечать изменения (вот появился бутон, вот он открылся, вот созрела коробочка с семенами и т.д.).
Предложила родителям свозить детей в Ряжский зоопарк, где приставлены многие виды животных и птиц жарких стран и служители зоопарка с удовольствием рассказывают о повадках, образе жизни и кормлении своих питомцев.
Также имею картотеку дидактических игр по экологии и знакомлю с ней родителей. Экологические игры развивают у детей и взрослых интерес к природе, дают знания, желание беречь природу.
В ноябре провела консультацию: «Формирование начал экологической культуры у дошкольников». В течении года собираюсь провести следующие консультации: «Как научить ребенка любить живое», «Экологическое воспитание дошкольников в семье», «Зеленый мир на окне». В конце года планирую провести развлечение на экологическую тему «Друзья природы».
В конце года буду проводить диагностику элементарных экологических знаний у детей и знакомить с ним родителей.
В нашей группе в течение года будут проводиться разнообразные экологические акции: «Закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан», «Берегите лес, не рубите ели», «Подари почемучкам книгу о природе», «Принеси корм для птиц», «Поможем птицам-сделаем кормушки», «Поделись семенами цветов» и др. Оформила в своей группе макет «Животные Крайнего Севера», а также макет «Подводный мир».
Я надеюсь, что моя работа принесет положительные результаты, и дети станут более добрыми и отзывчивыми, будут помогать природе.