«Согласовано» «Рассмотрено» «Утверждаю»
Заместитель директора на заседании ЦШМО Директор МБОУ«Шелепинская
поУ ВР протокол № СОШ № 27»
_________И.В. Прохорова ____________В.А. Лузгин
«____» ________2015 г. « »_______2015 г. «____» _________2015 г.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Шелепинская средняя общеобразовательная
школа №27»
Рабочая программа Предмет (курс): экология,6-8 классы
Образовательная ступень: основное общее образование Учитель: Милёхина Галина Николаевна
Квалификационная категория: высшая Учебный год: 2015 – 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по экологии в 6 классе «Экология растений» и в 7 классе «Экология животных» составлена на основе авторской программы И.М. Швец, в 8 классе «Экология человека. Культура здоровья» – на основе авторской программы М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина (Источник: Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2004). Данная программа является экологической составляющей курса биологии в основной школе. Программа начинает вводить основные экологические понятия, необходимые в современной жизни. Основная ее цель – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий, о взаимосвязи их с окружающей средой, об их роли в природе и значении в жизни человека. Программа ориентированна на активное познание экологии окружающей среды и мира растений, грибов, лишайников, бактерий. В этой связи в нее включены экскурсии. Данная программа отличается большой экологизацией всего курса; введением знаний о лекарственных и ядовитых растениях, о мерах по охране и сохранению животного мира; о роли бактерий в биосфере, о съедобных и ядовитых грибах наших лесов. Рассматриваются взаимосвязи живых организмов. В 6 классе программа вводит основные экологические понятия как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
В 7 классе программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
В 8 классе основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.
Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).
В данной программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. Программа включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.
Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».
В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:
• о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
• о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
• о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
• об основных условиях сохранения здоровья;
• о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
• о необходимости участия в охране окружающей среды. В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:
• оценивать состояние здоровья;
• находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
• соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
• применять способы закаливания и ухода за кожей;
• уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
• проводить наблюдения и самонаблюдения.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией. Нами разработана последовательность шагов по формированию умений работать с информацией от узнавания ее до выявления личностного к ней отношения. Данная последовательность основана на таксономии когнитивных целей П. Блума с конкретизацией некоторых из них. Развитие умений работать с информацией предполагает последовательную отработку следующих умений:
узнавание информации → описание информации → выделение главного в информации → сопоставление главного и второстепенного в информации (контекст) → анализ информации → синтез информации → характеристика информации → применение информации → оценка информации → личностное отношение к информации.
Такая последовательность шагов работы с информацией обеспечивает совершенствование навыков чтения текстов и письма.
Данная последовательность реализуется в течение учебного года при условии прохождения каждого шага в обычной дидактической триаде: усвоение, усовершенствование, закрепление.
Для формирования каждого умения предполагается серия вопросов и заданий на трех уровнях: воспроизведения, частично-поисковом и творческом. В каждой из представленных экологических программ требования к ученику составлены с учетом выработки умений работать с информацией в предложенной выше последовательности.
Совершенствование этих умений происходит благодаря постижению более глубокого смысла информации, который позволяет установить взаимосвязи с контекстом по следующей схеме:
предметный → общенаучный → социальный
6 класс → 7класс → 8 класс
Такая последовательность отражается не только на требованиях к выпускнику, но и на выборе лабораторных и практических работ. В 6 классе лабораторные и практические работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений).
В 7 классе лабораторные и практические работы составлены таким образом, чтобы сформировать умение экспериментировать: ставить цель эксперимента, выбирать условия, корректировать условия для достижения цели, моделировать эксперимент.
В 8 классе выбор лабораторных и практических занятий основан на важности получаемой информации для учащихся как участников учебно-воспитательного процесса (определение запыленности воздуха, шумового и радиационного фона) и как членов своей семьи (определение влияния сигаретного дыма на легкие курящего человека или выявление индивидуальных биоритмов). Таким образом, в 8 классе отрабатываются в большей степени практические умения по использованию полученной теоретической информации для практических целей различных социальных групп.
Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Обучением по программе охвачены классы с 6 по 8. Программа рассчитана на 3 года обучения (105 часов): в 6 -8 классах – по 35 часов (1 ч в неделю). Реализация данной программы осуществляется за счет введения 1 часа в 6 – 8 классах из школьного компонента образовательного учреждения.
Программы этого цикла реализованы в учебных пособиях, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф»: «Экология растений. 6 класс» (авт.: А.М. Былова, Н.И. Шорина); «Экология животных. 7 класс» (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» (авт. М.З. Федорова, В.С. Кучменко и Т.П. Лукина).
Содержание тем учебного курса «Экология»
Экология растений
6 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Автор И.М. Швец
Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.
Тема 2. Свет в жизни растений (Зч)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.
Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)
Тема 3. Тепло в жизни растений (Зч)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.
Тема 4. Вода в жизни растений (Зч)
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.
Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.
Тема 5. Воздух в жизни растений (Зч)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.
Лабораторная работа. Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)
Тема 6. Почва в жизни растений (Зч)
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.
Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.
Тема 7. Животные и растения (2ч)
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.
Лабораторные работы.
№1. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.)
№2. Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)
Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.
Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.
Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.
Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.
Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.
Тема 12. Разнообразие условий существования
и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.
Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.
Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)
Тема 14. Растительные сообщества (4ч)
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.
Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)
Экскурсия. Строение растительного сообщества.
Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.
Практическая работа. Охраняемые растениями своей местности.
Экология животных
7 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Автор И.М. Швец
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.
Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
Тема 2. Условия существования животных (4ч)
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.
Тема 3. Среды жизни (5ч)
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.
Тема 4. Жилища в жизни животных (1ч)
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (Зч)
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
Тема 6. Свет в жизни животных (1ч)
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.
Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.
Тема 8. Температура в жизни животных (2ч)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.
Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.
Тема 11. Численность животных (3 ч)
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Основные понятия: область распространения, неоднородность
среды, плотность населения, численность популяции, динамика
численности.
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч)
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.
Экскурсия. Экскурсия в краеведческий музей.
Экология человека. Культура здоровья
8 класс (35ч, 1 ч в неделю) Авторы: М.З. Федорова, В.С. Кучмепко, Т.П. Лукииа
Введение (1 ч)
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (23 ч)
1. Опорно-двигательная система (2 ч)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.
2. Кровь и кровообращение (5ч)
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
3. Дыхательная система (1ч) Правильное дыхание. Горная болезнь.
4. Пищеварительная система (4ч)
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).
Проектная деятельность. Рациональное питание.
5. Кожа(Зч)
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Практическая работа. Развитие утомления.
7. Анализаторы (2ч)
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
Лабораторная работа. Острота слуха и шум.
III. Репродуктивное здоровье (3 ч)
Половая система. Развитие организма (3 ч)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Заключение (1 ч)
Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЭКОЛОГИЯ» 6 КЛАСС.
№ урока | Наименование разделов и тем урока | Дата | ЭОР | Дом. задание |
План | Факт |
1.Экология растений: раздел науки и учебный предмет - 2 часа |
1. | Экология как наука. Среда обитания и условия существования. | 7.09 | | | *1 |
2. | Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет. | 14.09 | | | *2 |
2. Свет в жизни растений – 3 часа |
3. | Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. | 21.09 | | | *3,*4 |
4. | Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Л.р.№1 « Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом». | 28.09 | | | *5,*6 |
5. | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. | 5.10 | | | *7,*8 |
3. Тепло в жизни растений - 3 часа |
6. | Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. | 12.10 | | | *9,*10 |
7. | Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. | 19.10 | | | *11,*12 |
8. | Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. | 26.10 | | | *13 |
4. Вода в жизни растений - 3 часа |
9. | Вода как необходимое условие в жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. | 9.11 | | | *14,*15 |
10. | Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. | 16.11 | | | *16,*17 |
11. | Приспособление растений к различным условиям влажности. | 23.11 | | | *18,*19,*20 |
5. Воздух в жизни растений - 3часа |
12. | Газовый состав как экологический фактор в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | 30.11 | | | *21,*22 |
13. | Движение масс воздуха как экологический фактор в жизни растений. Приспособление растений к опылению и распространению ветром. | 7.12 | | | *23,*24 |
14. | Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Л.р.№2 «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха». | 14.12 | | | *25 |
6. Почва в жизни растений - 3часа |
15. | Почва как необходимое условие жизни растений. Состав почвы. Виды почв. | 21.12 | | | *27 |
16. | Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв. Плодородие почв. | 28.12 | | | *28 |
17. | Действия человека, влияющие на качество почв. | 11.01 | | | *29,*30 |
7. Животные и растения – 2 часа |
18. | Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Л.р.№3 «Способы распространения плодов и семян» | 18.01 | | | *31,*32 |
19. | Значение растений для животных. Растения – хищники. Л.р. №4 «Изучение защитных приспособлений растений». | 25.01 | | | *33,*34 |
8. Влияние растений друг на друга – 1 час |
20. | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. | 1.02 | | | *35,*36 |
9. Грибы и бактерии в жизни растений – 2 часа |
21. | Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. | 8.02 | | | *37,*38 |
22. | Бактериальные и грибные болезни растений. | 15.02 | | | *39 |
10. Сезонные изменения растений -2 часа |
23. | Приспособленность растений к сезонам года. Осень и зима в жизни растений. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые однолетники. | 22.02 | | | *40 |
24. | Весна и лето в жизни растений. Яровые однолетники. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. | 29.02 | | | *41,*42 |
11. Изменение растений в течение жизни – 1 час |
25. | Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений. | 7.03 | | | *43,*44,*45 |
12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений – 2 часа |
26. | Разнообразие условий существования растений. | 14.03 | | | *46 |
27. | Жизненное состояние растений как показатель условий и жизни. Уровни жизненного состояния растений. | 21.03 | | | *47 |
13. Жизненные формы растений – 1 час |
28. | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке | 28.03 | | | *48,*49 |
14. Растительные сообщества – 4 часа |
29. | Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. | 4.04 | | | *50,*51 |
30. | Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. | 11.04 | | . | *52,*53,*54 |
31. | Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. | 18.04 | | | *55,*56 |
32. | Экскурсия. Строение раститель-ного сообщества. | 25.04 | | | |
15. Охрана растительного мира – 3 часа |
33. | Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. | 2.05 | | | *57 |
34. | Охраняемые территории. | 16.05 | | | *58 |
35. | Редкие и охраняемые растения своей местности. Практическая работа. Охраняемые растениями своей местности. | 23.05 | | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЭКОЛОГИЯ»7 КЛАСС.
№ урока | Наименование разделов и тем урока | Дата | ЭОР | Дом. задан |
План | Факт |
1. Роль животных в природе - 5 часов |
1. | Влияние растительноядных животных на растения. Растительноядные паразиты. Хищные растения. | 7.09 | | | *1 |
2. | Роль животных в опылении и распространении растений. Нектароядные птицы. | 14.09 | | | *2 |
3. | Растения – укрытия и жилища для животных. Маскирующая окраска. | 21.09 | | | *3 |
4. | Роль животных в образовании горных пород и почвы. Осадочные породы. | 28.09 | | | *4 |
5. | Влияние животных друг на друга. Пищевые связи. Взаимное приспособление. Сожительство. Взаимопомощь. | 5.10 | | | *5 |
2. Условия существования животных -8 часов |
6. | Среда обитания и условия существования. Предельные условия существования животных. | 12.10 | | | *6,*7 |
7. | Пища животных. Гетеротрофы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофаги. | 19.10 | | | *8 |
8. | Способы добывания пищи. Пассивное, активное и паразитическое питание. | 26.10 | | | *9 |
9. | Вода в жизни животных. Потери воды. Поступление воды в организм. | 9.11 | | | *10 |
10. | Воздух в жизни животных. Дыхательные и окислительные процессы. | 16.11 | | | *11 |
11. | Температура среды обитания. Холоднокровные и теплокровные животные. Двигательная активность. Спячка. Оцепенение. | 23.11 | | | *12 |
12. | Свет в жизни животных. Дневные и ночные животные. Световой режим. | 30.11 | | | *13 |
13. | Жилища животных: нора, логово, лежбище, гнездо, дупло. | 7.12 | | | *14 |
3. Животный мир суши - 6 часов |
14. | Животные тундры. Птичьи базары. | 14.12 | | | *15 |
15. | Животные лесов умеренной зоны. Смешанные и широколиственные леса. Тайга. | 21.12 | | | *16 |
16. | Животные степей, саванн и прерий. | 28.12 | | | *17 |
17. | Животные пустынь. | 11.01 | | | *18 |
18. | Животные тропических лесов. Видовое разнообразие. | 18.01 | | | *19 |
19. | Животные горных областей. | 25.01 | | | *20 |
4. Животный мир морей и рек -2 часа |
20. | Водоем как многоэтажное жилище. Бентос. Планктон. Нектон. Литораль. | 1.02 | | | *21 |
21. | Взаимосвязи морских животных. Животные пресных водоемов. | 8.02 | | | *22,*23 |
5. Животный мир почвы -1 час |
22. | Свойства почвы как среды обитания животных. Животные – землерои. | 15.02. | | | *24,*25 |
6. Сезонные изменения в жизни животных – 1 час |
23. | Спячка и оцепенение животных. Миграции животных. | 22.02 | | | *26,*27 |
7. Взаимоотношения между животными одного вида – 3 часа |
24. | «Своя» территория. Территориальное поведение. | 29.02 | | | *28 |
25. | Встреча будущих родителей. Взаимодействие между родителями и детенышами. | 7.03 | | | *29,*30 |
26. | Групповой образ жизни. «Начальники» и «подчиненные» в группах животных. Жизнеспособность группы. | 14.03 | | | *31 |
8. Отношения между животными разных видов – 2 часа |
27. | Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные - нахлебники. | 21.03 | | | *32,*33,*34 |
28. | Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными: питание, защита, передвижение, маскировка. | 4.04 | | | *35,*36 |
9. Численность животных – 1 час |
29. | Популяции животных. Рост и сокращение популяций. Как и почему меняется численность животных. | 11.04. | | | *37,*38 |
10. Изменения в животном мире Земли -2 часа |
30. | Почему некоторые животные становятся редкими. Многочисленные и малочисленные виды животных. | 18.04 | | | *39 |
31. | Животные, истребленные человеком. Красная книга. Охрана животных. | 25.04 | | | *40 |
11. Человек и животные – 2 часа |
32. | Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Марикультура. | 2.05 | | | *41,*42 |
33. | Животные в населенных пунктах. Животные в доме человека. | 16.05 | | | *43,*44 |
12. Охрана животных – 1 часа |
34. | Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. | 23.05 | | | *45,*46 |
35. | Экскурсия. Экскурсия в краеведческий музей. | 30.05 | | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЭКОЛОГИЯ» 8 КЛАСС.
№ урока | Наименование разделов и тем урока | Дата | ЭОР | Дом. задан |
План | Факт |
1. Окружающая среда и здоровье человека 7 часов |
1. | Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно научного цикла. Значимость и практическая направленность курса. | 7.09 | | | * 1 |
2. | Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Л.р.№1 «Оценка состояния здоровья». | 14.09 | | | *2, проектная деятельн. |
3. | Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни. | 21.09 | | | *3 |
4. | История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой. | 28.09 | | | *4, проектная деятельн. |
5. | Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография. | 5.10 | | | *5 |
6. | Климат и здоровье. Биометеорология. | 12.10 | | | *6 |
7. | Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. | 19.10 | | | *7 |
2. Влияние факторов среды на системы органов – 23 часа |
8. | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). | 26.10 | | | *8 |
Опорно- двигательная система – 2 часа |
9. | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. | 9.11 | | | *9 |
10. | Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений. Л.р.№2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культуры» | 16.11 | | | *10, проектная деятельн. |
Кровь и кровообращение – 5 часов |
11. | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. | 23.11 | | | *11 |
12. | Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД. Л.р.№3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета». | 30.11 | | | *12 |
13. | Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Л.р.№4 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку». | 7.12 | | | *13 |
14. | Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения. | 14.12 | | | *14. |
15. | Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья). | 21.12 | | | |
Дыхательная система – 1 час |
16. | Правильное дыхание. | 28.12 | | | *15 |
Пищеварительная система – 4 часа |
17. | Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. | 11.01 | | | *16 |
18. | Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Пр.р. «О чем может рассказать упаковка» | 18.01 | | | *17 |
19. | Рациональное питание. Режим питания. Диета. | 25.01 | | | *18. |
20. | Проектная деятельность. Рациональное питание. | 1.02 | | | |
Кожа – 3 часа |
21. | Воздействие солнечных лучей на кожу. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. | 8.02 | | | *19 |
22. | Закаливание. Роль кожи в терморегуляции. | 15.02 | | | *20 |
23. | Проектная деятельность. Профессия – косметолог. | 22.02 | | | *21,. |
Нервная деятельность. Высшая нервная деятельность – 5 часов Анализаторы – 2 часа |
24. | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Пр.р. «Развитие утомления». | 29.02 | | | *22 |
25. | Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора. | 7.03 | | | *23 |
26. | Профилактика нарушений функционирования органов слуха и равновесия. Л.р.№8 «Воздействие шума на остроту слуха». | 14.03 | | | *24 |
27. | Стресс как негативный биосоциальный фактор. | 21.03. | | | *25 |
28. | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. | 4.04 | | | *26 |
29. | Биоритмы и причины их нарушений. | 11.04 | | | *27. |
30. | Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. | 18.04 | | | *28,. |
Железы внутренней секреции- 1 час |
31. | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию). | 25.04 | | | *29 |
3. Репродуктивное здоровье – 3 часа |
32. | Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. | 2.04 | | | *30, 31. |
33. | Беременность. Факторы риска внутриутробного развития. | 16.04 | | | *32 |
34. | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. | 23.04 | | | *34 |
35. | Обобщающий урок курса «Экология человека. Культура здоровья». | 30.04 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»
1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.
2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»
1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение раз-личных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по курсу «Экология человека. Культура здоровья»
Учащихся должны знать:
о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
об основных условиях сохранения здоровья;
о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
о необходимости участия в охране окружающей среды.
Учащихся должны уметь:
соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
применять способы закаливания и ухода за кожей;
уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
проводить наблюдения и самонаблюдения.
Список литературы:
А.М. Былова, Н.И. Шорина «Экология растений. 6 класс» «Вентана-Граф»,2010
В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин «Экология животных. 7 класс» «Вентана-Граф»,2010
М.З. Федорова, В.С. Кучменко и др «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» «Вентана-Граф»,2010
2