ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утвержденной Министерством образования и науки РФ (М.: Просвещение, 2011). УМК «Школа России».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 135 ч, из них в 1-м классе – 25 ч.
Цель: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Задачи:
приобретение основных знаний художественной грамотности;
овладение способами различных видов деятельности использования приобретенных знаний и умений;
освоение компетенции: ценностно-смыслового, ценностно-ориентационного, рефлексивного, коммуникативного, личностного саморазвития.
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Обучение учащихся с задержкой психического развития направлено на использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, коррекцию недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмета, их положения в пространстве; на формирование умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; на развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; на исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно - двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; на формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования; на ознакомление учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитание активного эмоционально - эстетического отношения к ним; на развитие речи, художественного вкуса, интереса к изобразительной деятельности.
2. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Ты учишься изображать. | 8 |
2. | Ты украшаешь. | 8 |
3. | Ты строишь. | 5 |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 4 |
| Всего | 25 |
3. Содержание программы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит в
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
4. Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа
Учащиеся научатся:
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражать в изобразительной деятельности своё отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Учащиеся с ЗПР научатся:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Формы и средства контроля знаний:
самоконтроль - при введении нового материала
взаимоконтроль - в процессе его отработки
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Для учащихся | Для учителя |
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011 Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Рабочая тетрадь для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011 | Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011 Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Немеского/ Л.Ю. Бушкова – М.: Вако, 2012 .«Простые узоры и орнаменты» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2009г «Мезенская роспись» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2011г «Филимоновские свистульки» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2011г «Дымковская игрушка» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2011г « Городецкая роспись» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2011г «Искусство вокруг нас» Л. А. Неменская |
6. Список литературы
ФГОС НОО
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях
9