Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Листопадовская средняя общеобразовательная школа Грибановского муниципального района Воронежской области 397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета«28 » августа 2020 года (протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №1 от «01» сентября 2020 года. |
ПРОГРАММА
учебного курса по русскому языку
«Русский язык в «реке времени» 9 класс
УМК: 1.Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс / сост. Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2008.
2.Произведения древнерусской литературы.
Составила: Слабженинова Л.В.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
с. Листопадовка
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Русский язык в «реке времени» рассчитан на 17 часов для учащихся 9 класса. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познания в этой области:
-лекции учителя с различными видами заданий;
-доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
-беседы;
-работа в больших и малых группах;
-самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями и выводы об изменениях;
-упражнения с языковым материалом;
-самостоятельный отбор материала;
-проведение деловых игр и т.д.
Основными целями данного курса являются:
-формирование коммуникативных умений и навыков учащихся;
-создание предпосылок заинтересованности учащихся в свободном владении языком и его ресурсами.
Содержание учебного курса
1. Цели, задачи курса.
История языка и история общества. Язык – средство социализации человека. Язык и его роль в обществе.
Работа со словом «грамота».
2. Как жили наши предки-славяне?
Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне)
3. Как жили наши предки-славяне?
Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне)
4. Развитие письменности на Руси(несколько историй из жизни букв).
Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История её реформ.
5. Славянский алфавит и его особенности. Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и её реформ.
6. Как учили грамоте на Руси.
Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1754г). М.В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов.
7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем…». Язык «Повести временных лет». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет».
8. Русский язык в кругу славянских народов.
«Общеславянский язык - прародитель славянских языков». «Языки - братья».
«Слово о полку Игореве» - один из древнейших текстов славянской письменной речи. «Из истории славянской письменности», «Первоучители Кирилл и Мефодий», «Славянский праздник в нашей стране», «Первые книги на Руси.
9. «Дыхание времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка).
Изменение в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, изменение в системе гласных (падение редуцированных) и согласных) за несколько столетий.
Как появились беглые гласные? Какой рифмой пользовался А.С. Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой Ь). Процесс перехода Е в О. Изменение качества шипящих и Ц. Появление вторично смягчённых согласных. Сокращение количество гласных фонем и увеличение количества согласных.
10. « Первородные и усыновлённые слова» (Л.Козловский).
Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.
11. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский).
Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Словари местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.
12. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Л. Козловский).
Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари.
13. С какого времени начинался современный русский литературный язык?
Понятие нормы. Её динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменение норм. Литературный язык.
14-15.Что? Как? Почему? Истории частей речи.
История имён существительных: почему в языке есть несклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по типам склонения? Почему у некоторых существительных в одном и том же падеже есть разные окончания( из леса - из лесу)? Хорошо ли знал Грибоедов русский язык? («У вдове, у докторше крестить»).
Как обратиться к собеседнику (о звательной форме)?
История имён прилагательных: какие прилагательные возникли раньше - полные или краткие? Как появилась превосходная степень?
История имён числительных. Как считали славяне в древности? Почему пишем пятнадцать, но пятьдесят?
История местоимений.
История глаголов.
История наречий.
16. Из истории русской пунктуации.
17. «Русский язык «в реке времени» ( история языка и история общества)»
Подготовка и презентация устного журнала.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема и содержание занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | История языка и история общества. Язык – средство социализации человека. Язык и его роль в обществе. | 1 | | |
2. | Как жили наши предки-славяне? Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского языка. | 1 | | |
3. | Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Важнейшие памятники письменности. | 1 | | |
4. | Развитие письменности на Руси. Формирование принципов орфографии. История её реформ. | 1 | | |
5. | Славянский алфавит и его особенности. Сравнение с современным алфавитом. Краткие сведения из истории русской графики. | 1 | | |
6. | Как учили грамоте на Руси. Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. | 1 | | |
7. | Язык «Повести временных лет». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет». | 1 | | |
8. | Русский язык в кругу славянских народов. «Общеславянский язык - прародитель славянских языков». «Языки - братья». | 1 | | |
9. | «Дыхание времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка). | 1 | | |
10. | « Первородные и усыновлённые слова» (Л.Козловский). Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова. | 1 | | |
11. | «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский). Диалект, наречие, говор. Диалекты русского языка. | 1 | | |
12. | «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Л. Козловский). Лексикография. Типы словарей. | 1 | | |
13. | С какого времени начинался современный русский литературный язык? Понятие нормы. Изменение норм. Литературный язык. | 1 | | |
14-15. | Что? Как? Почему? Истории частей речи. | 2 | | |
16. | Из истории русской пунктуации. | 1 | | |
17. | «Русский язык «в реке времени» (история языка и история общества)» Подготовка и презентация устного журнала. | 1 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
анализировать содержание и проблематику прочитанного текста ;
комментировать проблемы исходного текста, позицию автора ;
выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать свои мысли ;
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка ;
продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Литература
1.Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс / сост. Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2008.
2.Произведения древнерусской литературы.
3.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М.:ООО «Изд-во Оникс» : ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2008.
4.Школьный этимологический словарь / сост. Г.А.Крылов. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.
5.Школьный словообразовательный словарь/ сост.Б.Н.Круковер.-Ростов н/Д: Феникс, 2010
6.Школьный словарь иностранных слов /сост.А.А.Медведев. – М.:Центрполиграф, 2009.
7.Современный орфографический словарь русского языка./ Б.З.Букчина. –М.: АСТ: Астрель, 2009.