МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37
Рассмотрено Принято Утверждаю
Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2021 г. Директор МБОУ
________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»
О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________
Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина
«___» _________ 2021 г. В. В. Чаплыгина Приказ ______________ от
«____» ___________ 2021г
Рабочая учебная программа
по русскому языку
8 класс
(базовый уровень)
на 2021 - 2022 учебный год
Программа переработана и адаптирована
Алтуховой Мариной Ивановной,
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Глебово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.06.2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253».
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
6. Примерная программа основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, С.Г.Бархударова и др. (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2020 год);
7. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2021-2022 учебный год.
8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)
Количество часов по учебному плану МБОУ Глебовская СОШ на 2021-2022 учебный год – 102 часа (3 часа в неделю). Уровень - базовый.
Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим
в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цель изучения русского языка в основной школе - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Задачи:
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант. Словарный диктант, комплексный анализ текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
производить фонетический разбор слова;
соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять основу слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
выделять словосочетание в предложении;
определять главное и зависимое слово;
образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ;
определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
определять однородные члены;
определять вводные слова и обращения
различать простое и сложное предложение;
производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать изученные слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
определять стиль текста;
письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Функции русского языка в современном мире. Проект «Язык и культура моего края»
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8 часов)
Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексикология и фразеология. Морфология и синтаксис. Строение текста. Стили речи. Р/Р Устное сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники» (Упр.74). Р/Р Устное описание Триумфальной арки по фотографии (Упр.79). Контрольная работа № 1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (86 часов)
Словосочетание (4 ч.) Строение словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Грамматическое значение словосочетаний. Р/Р Написание сжатого изложения по тексту упр.77
Предложение (3 ч.) Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Р/Р Характеристика человека.
Простое предложение 73 часа
Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Р/Р Описание памятника архитектуры
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (2 ч.) Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Составные сказуемые (4 ч.) Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Контрольная работа №2(диктант) с грамматическим заданием за I четверть
Второстепенные члены предложения (9 ч.) Дополнение. Определение. Мини-проект «Роль эпитета в поэме М.Лермонтова «Мцыри». Приложение. Знаки препинания при нём. Р/Р Написание сочинения-описания местности(упр.224). Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Р/Р Ораторская (публичная) речь. Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения».
Односоставные предложения (14 ч.) Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные. Предложения неопределенно-личные. Безличные предложения. Р/Р Написание сочинения по картине К.Юона «Мартовское солнце». Назывные предложения. Р/Р Написание сжатого изложения по тексту упр.289. Урок-практикум по теме «Односоставные предложения»
Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения». Контрольная работа №4(диктант) с грамматическим заданием за II четверть
Неполные предложения (2 ч.) Понятие о неполных предложениях
Предложения с однородными членами (14 ч.) Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Р/Р Написание сочинения по картине Ф.Васильева «Мокрый луг». Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Урок-практикум по теме «Предложения с однородными членами». Р/Р Рассуждение по тексту упр.343. Контрольная работа № 5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».
Предложения с обособленными членами (12 ч.) Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Р/Р Анализ текста упр.394
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Урок-практикум по теме «Предложения с обособленными членами». Р/Р Cоставление пересказа по плану(упр.396). Контрольная работа № 6(диктант) с грамматическим заданием за III четверть. Обобщение и систематизация изученного по теме «Обособленные члены предложения»
Предложения с уточняющими обособленными членами (3 ч.) Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (11 ч.) Обращение и знаки препинания при нём. Проект «Обращение как живой свидетель истории». Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Знаки препинания при них. Р/Р Написание сжатого изложения по тексту упр.440. Проект «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке». Обобщение и систематизация изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». Проверочная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (6 ч.) Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. Итоговая контрольная работа №7(диктант)с грамматическим заданием
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (7 часов)
Словосочетание. Простое предложение. Двусоставное предложение. Односоставные предложения. Предложения с однородными членами. Обособленные члены предложения. Предложения с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Пунктуация. Текст. Итоги года. Рекомендации на лето.
IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| ВВЕДЕНИЕ | 1 час | | |
| Функции русского языка в современном мире. Проект «Язык и культура моего края» | 1 | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ | 8 часов | | |
| Фонетика и графика. Орфография | 1 | | |
| Морфемика и словообразование | 1 | | |
| Лексикология и фразеология | 1 | | |
| Морфология и синтаксис | 1 | | |
| Строение текста. Стили речи. | 1 | | |
| Р/Р Устное сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники» (Упр.74) | 1 | | |
| Р/РУстное описание Триумфальной арки по фотографии (Упр.79) | 1 | | |
| Контрольная работа № 1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | 1 | | |
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | 86 часов | | |
| Словосочетание | 4 ч | | |
| Анализ диктанта. Строение словосочетаний | 1 | | |
| Виды связи в словосочетании | 1 | | |
| Грамматическое значение словосочетаний | 1 | | |
| Р/Р Написание сжатого изложения по тексту упр.77 | 1 | | |
| Предложение | 3 ч | | |
| Анализ изложения.Строение и грамматическое значение предложений | 1 | | |
| Интонация предложения | 1 | | |
| Р/РХарактеристика человека | 1 | | |
| Простое предложение | 73 ч. | | |
| Порядок слов в предложении. Логическое ударение | 1 | | |
| Р/Р Описание памятника архитектуры | 1 | | |
| Двусоставные предложения. Главные члены предложения | (2 ч.) | | |
| Подлежащее | 1 | | |
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | | |
| Составные сказуемые | (4 ч.) | | |
| Составное глагольное сказуемое | 1 | | |
| Составное именное сказуемое | 1 | | |
| Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | |
| Контрольная работа №2(диктант) с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения» | 1 | | |
| Второстепенные члены предложения | (9 ч.) | | |
| Анализ диктанта. Дополнение | 1 | | |
| Определение. Мини-проект «Роль эпитета в поэме М.Лермонтова «Мцыри» | 1 | | |
| Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | | |
| Приложение. Знаки препинания при нём. Закрепление | 1 | | |
| Р/Р Написание сочинения-описания местности(упр.224) | 1 | | |
| Обстоятельство. Основные виды обстоятельств | 1 | | |
| Анализ сочинения. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств | 1 | | |
| Р/Р Ораторская (публичная) речь | 1 | | |
| Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения». | 1 | | |
| Односоставные предложения | (14 ч.) | | |
| Основные группы односоставных предложений | 1 | | |
| Предложения определённо-личные | 1 | | |
| Предложения определённо-личные. Закрепление | 1 | | |
| Предложения неопределенно-личные | 1 | | |
| Предложения неопределенно-личные. Закрепление | 1 | | |
| Безличные предложения | 1 | | |
| Безличные предложения. Закрепление | 1 | | |
| Р/Р Написание сочинения по картине К.Юона «Мартовское солнце» | 1 | | |
| Анализ сочинения. Назывные предложения | 1 | | |
| Р/Р Написание сжатого изложения по тексту упр.289 | 1 | | |
| Урок-практикум по теме «Односоставные предложения» | 1 | | |
| Анализ изложения. Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения» | 1 | | |
| Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения» | 1 | | |
| Контрольная работа №4(диктант) с грамматическим заданием за II четверть | 1 | | |
| Неполные предложения | (2 ч.) | | |
| Анализ диктанта. Понятие о неполных предложениях | 1 | | |
| Понятие о неполных предложениях | 1 | | |
| Предложения с однородными членами | (14 ч.) | | |
| Понятие об однородных членах | 1 | | |
| Однородные и неоднородные определения | 1 | | |
| Однородные и неоднородные определения. Закрепление | 1 | | |
| Урок-практикум по теме «Однородные и неоднородные определения» | 1 | | |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | | |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Закрепление | 1 | | |
| Анализ сочинения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | | |
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 | | |
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Закрепление | 1 | | |
| Р/Р Написание сочинения по картине Ф.Васильева «Мокрый луг» | 1 | | |
| Анализ сочинения. Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | | |
| Урок-практикум по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | | |
| Р/Р Рассуждение по тексту упр.343 | 1 | | |
| Контрольная работа № 5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | |
| Предложения с обособленными членами | (12 ч.) | | |
| Анализ диктанта. Понятие об обособлении | 1 | | |
| Обособленные определения и приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | | |
| Обособленные определения и приложения. Выделительные знаки препинания при них. Закрепление | 1 | | |
| Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | | |
| Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Закрепление | 1 | | |
| Р/Р Анализ текста упр.394 | 1 | | |
| Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | | |
| Урок-практикум по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | | |
| Р/Р Cоставление пересказа по плану(упр.396) | 1 | | |
| Контрольная работа № 6(диктант) с грамматическим заданием за III четверть | 1 | | |
| Анализ диктанта. Обобщение и систематизация изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | | |
| Обобщение и систематизация изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | | |
| Предложения с уточняющими обособленными членами | (3 ч.) | | |
| Обособление уточняющих членов предложения | 1 | | |
| Обособление уточняющих членов предложения . Выделительные знаки препинания при них | 1 | | |
| Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них. Закрепление | 1 | | |
| Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | (11 ч.) | | |
| Обращение и знаки препинания при нём | 1 | | |
| Обращение и знаки препинания при нём. Закрепление | 1 | | |
| Проект «Обращение как живой свидетель истории» | 1 | | |
| Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них | 1 | | |
| Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Закрепление | 1 | | |
| Вставные конструкции | 1 | | |
| Р/Р Написание сжатого изложения по тексту упр.440 | 1 | | |
| Анализ изложения. Вставные конструкции. Знаки препинания при них | 1 | | |
| Проект «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке» | 1 | | |
| Обобщение и систематизация изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» | 1 | | |
| Проверочная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» | 1 | | |
| Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | 6 ч | | |
| Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них | 1 | | |
| Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Закрепление | 1 | | |
| Р/Р Написание изложения по тексту упр.490 | 1 | | |
| Анализ изложения. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | 1 | | |
| Цитаты и знаки препинания при них | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа №7(диктант)с грамматическим заданием | 1 | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ | 7 часов | | |
| Анализ диктанта. Словосочетание | 1 | | |
| Простое предложение. Двусоставное предложение | 1 | | |
| Односоставные предложения. Предложения с однородными членами. | 1 | | |
| Обособленные члены предложения. | 1 | | |
| Предложения с обращениями и вводными словами | 1 | | |
| Способы передачи чужой речи. Пунктуация. | 1 | | |
| Текст. Итоги года. Рекомендации на лето | 1 | | |