Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Согласована: Утверждена
на заседании ШМО учителей приказом от « »2018г №
коррекционного обучения зам. директора по УВР директор МКОУ
протокол № от « » 2018г. « »2018г. Шелеховской СОШ
руководитель ШМО
/ / Грицкевич И.Д. / / /Туманова А.Г../ / / Валынкина О. Л /
Рабочая программа
по предмету «Речевая практика» для 2-4 классов
обучающихся по АООП В 1
для детей с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2018 – 2021 учебный год
Составитель:
Васюкова Вера Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Шелехово
2018г.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 2 – 4 классов разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 2—4 КЛАССАХ
2 класс
Личностные результаты обучения.
практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя понимать речь, записанную на аудионосителе;
использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;
слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план;
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
знать свои имя и фамилию, адрес дома;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
3 класс
Личностные результаты обучения.
уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и
3-го годов обучения);
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план;
4 класс
Личностные результаты обучения.
закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных
результатов начального обучения);
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
услышанного;
понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В 2 -4 КЛАССАХ
2 класс - 68ч (2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет,
удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми
предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство ,представление ,приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…».Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, …(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето». «Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев». «Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».
3 класс - 68ч (2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов,
предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном
выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных
диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит»
(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы
голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной,
повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:
нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься,
пожалуйста, это…».Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как
хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…,пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник». «Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у
врача», «Отправляюсь в магазин», «Я — зритель», «Какая сегодня погода?».
«Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Весенние поздравления», «Готовим подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!», «Узнай меня!».
«Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».
4 класс - 68ч (2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за
учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или
рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно не…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»:«Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
Тематическое планирование
2 класс (68ч)
№п/п | Темы | К-во часов |
1 | Добро пожаловать. | 4 |
2. | Истории о лете. | 4 |
3. | Три поросёнка. | 3 |
4. | Расскажи мне о школе. | 4 |
5. | Вспоминаем любимые сказки. | 3 |
6. | Алло! Алло! | 4 |
7. | С днём рождения! | 4 |
8. | Новогодняя сказка | 3 |
9. | Новогодний карнавал. | 3 |
10. | Дежурство | 4 |
11. | У меня есть щенок. | 4 |
12. | Пошли в столовую. | 4 |
13. | Красная шапочка. | 4 |
14. | Я поздравляю тебя! | 4 |
15. | Я записался в кружок! | 4 |
16. | Вспоминаем любимые сказки. | 4 |
17. | Скоро лето! | 4 |
18. | Поклонимся памяти Героев | 4 |
| | 68ч |
3 класс (68ч)
№п/п | Темы | К-во часов |
1 | Снова в школу! | 4 |
2. | Мы собрались поиграть. | 4 |
3. | В библиотеке. | 4 |
4. | На приёме у врача. | 3 |
5. | Лисичка со скалочкой. | 3 |
6. | Сказки про Машу. | 4 |
7. | Отправляюсь в магазин. | 4 |
8. | Телефонный разговор. | 4 |
9. | Новогодние поздравления. | 2 |
10. | Я – зритель. | 4 |
11. | Какая сегодня погода? | 4 |
12. | Снегурочка. | 4 |
13. | Весенние поздравления. | 4 |
14. | Готовим подарки к празднику. | 4 |
15. | Весёлый праздник. | 4 |
16. | Учимся понимать животных. | 4 |
17. | Поздравляем с Днём Победы! | 4 |
18. | Узнай меня! | 4 |
| | 68ч |
4 класс (68ч)
№п/п | Темы | К-во часов |
1 | Делимся новостями. | 4 |
2. | Я выбираю книгу. | 4 |
3. | Подскажите, пожалуйста… | 4 |
4. | Я – пассажир. | 3 |
5. | Петушок - Золотой гребешок. | 3 |
6. | Сочиняем сказку. | 4 |
7. | У телевизора. | 4 |
8. | Лисичка – сестричка. | 3 |
9. | Новогодние истории. | 3 |
10. | Знаки – помощники. | 4 |
11. | В гостях у леса. | 4 |
12. | Задушевный разговор. | 4 |
13. | Приглашение. | 4 |
14. | Поздравляю! | 4 |
15. | Жду письма! | 4 |
16. | Извините, меня… | 4 |
17. | Поздравительная открытка. | 4 |
18. | Во саду ли в огороде | 4 |
| | 68ч |
Учитель оставляет за собой право вносить в рабочую программу коррективы.