Рабочая программа по географии для 9 класса.
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение географии в 9 классе отводится 2 час в неделю, всего 68 ч. в год.
Цели и задачи реализации рабочей программы являются:
- освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
-приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
-изучение природно-ресурсного потенциала России;
-анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
-изучение отраслевой структуры экономики России;
-знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
-изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования.
Результаты освоения предмета географии 9 классе.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.
Предметными результатами
объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
определять причины и следствия геоэкологических проблем;
приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
использование географических умений:
прогнозировать особенности развития географических систем;
прогнозировать изменения в географии деятельности;
составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
использование карт как моделей:
пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Регионы России (10 часов)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.
Практическая работа: №1. «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ»
Практическая работа: №2 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России» Оценка экологической ситуации в различных регионах России» (32 ч)
Раздел 2. Европейская Россия (34 часа)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии. Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой).
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
Практическая работа: №3 «Оценка природно- ресурсного потенциала района на основе тематических карт»
Практическая работа: №4 «Составление туристического маршрута по природным и туристическим местам»
Практическая работа: №5 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт»
Практическая работа: №6 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства»
Практическая работа: №7 «Оценка проблем Поволжья по различным источникам географической информации»
Практическая работа: №8 «Оценка ресурсов региона на основе карт»
Раздел 3.Азиатская Россия (17ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».
Практическая работа: №9 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири»
Практическая работа: №10 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири»
Практическая работа: №11 «Оценка географического положения Дальнего Востока»
Россия в мире (7 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Сфера влияния России. Присоединение Крыма к России. Геополитическое и экономическое влияние.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовим реферат. Изучаем свой край.
Календарно - тематическое планирование по географии России 9 класс
№ | Тема | Практические работы | Дата по плану | Дата фактич. |
1 | Учимся с "Полярной звездой" (1) | | | |
2 | Районирование России | | | |
3 | Административно- территориальное устройство России | Практическая работа №1 Характеристика географического района. | | |
4 | Учимся с "Полярной звездой" (3) | Практическая работа №2 Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков. | | |
5 | Великие равнины России | | | |
6 | Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири | | | |
7 | Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь | | | |
8 | Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток | | | |
9 | Экологическая ситуация в России | | | |
10 | Экологическая безопасность России | | | |
11 | Учимся с "Полярной звездой" (3) | Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати | | |
12 | Тест по теме "Регионы России" | | | |
13 | Пространство Центральной России | Практическая работа №4 Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа | | |
14 | Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России | | | |
15 | Центральная Россия: освоение территории и население | | | |
16 | Центральный район | | | |
17 | Волго - Вятский район | | | |
18 | Центрально- Черноземный район | | | |
19 | Учимся с "Полярной звездой" (4) | Практическая работа №5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. | | |
20 | Москва и Подмосковье | Пр. раб № 5 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования | | |
21 | Учимся с "Полярной звездой" (5) | | | |
22 | Обобщение темы Центральная Россия. Тест | | | |
23 | Пространство Северо-Запада | | | |
24 | Северо-Запад: хозяйство "окно в Европу" | | | |
25 | Северо-Запад: хозяйство | Пр. раб. №6 Подготовка сообщения « Санкт- Петербург в системе мировых культурных ценностей» | | |
26 | Санкт-Петербург – вторая столица России | | | |
27 | Учимся с "Полярной звездой" (6) | | | |
28 | Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной звездой" (6) | | | |
29 | Европейский Север: освоение территории и население | | | |
30 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | Пр. раб. №7 Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт | | |
31 | Учимся с "Полярной звездой" (7) | Пр. раб. №8 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района | | |
32 | Обобщение темы Европейский Север. Тест | | | |
33 | Пространство Северного Кавказа | | | |
34 | Северный Кавказ: освоение территории и население | | | |
35 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | Практическая работа №9 Оценка природно- ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт | | |
36 | Учимся с "Полярной звездой" (8) | Практическая работа №10 Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа | | |
37 | Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест | | | |
38 | Пространство Поволжья | | | |
39 | Поволжье: освоение территории и население | | | |
40 | Поволжье: хозяйство и проблемы | Практическая работа № 11 Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства | | |
41 | Учимся с "Полярной звездой" (9) | | | |
42 | Обобщение темы Поволжья. Тест | | | |
43 | Пространство Урала | Практическая работа № 12 Оценка ресурсов региона | | |
44 | Урал: освоение территории и население | | | |
45 | Население и города. Уровень урбанизации | | | |
46 | Современное хозяйство и проблемы Урала | | | |
47 | Анализ ситуации "Специфика проблем Урала" | Практическая работа №13 Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала | | |
48 | Обобщение темы Урал. Тест | | | |
49 | Пространство Сибири | | | |
50 | Сибирь: освоение территории и население | | | |
51 | Сибирь: хозяйство | | | |
52 | Западная Сибирь | Практическая работа №14 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири | | |
53 | Восточная Сибирь | Пр. раб. №15 Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт) | | |
54 | Озеро Байкал - объект Всемирного наследия | Пр. раб. №16 Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт | | |
55 | Крупные города Западной и Восточной Сибири | | | |
56 | Учимся с "Полярной звездой" (11) | | | |
57 | Обобщение темы Сибирь. Тест | | | |
58 | Пространство Дальнего Востока | | | |
59 | Дальний Восток: освоение территории и население (1) | | | |
60 | Дальний Восток: освоение территории и население (2) | | | |
61 | Дальний Восток: хозяйство | Пр. раб.№17 Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона | | |
62 | Учимся с "Полярной звездой" (12) | | | |
63 | Обобщение темы Дальний Восток. Тест | | | |
64 | Итоговый тест | | | |
65 | Соседи России | | | |
66 | Сфера влияния России | | | |
67 | Учимся с "Полярной звездой" (13) | | | |
68 | Учимся с "Полярной звездой" (14) | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Учебники: 1. «География России». Учебник для'8-9 классов общеобразовательных учреждений а двух книгах/ под редакцией А.И.Алексеева. Книга вторая «Хозяйство и географические районы» - М.. Дрофа. 2006
2. «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ 2008 Атлас: «Экономическая и социальная география России. 9 класс». - М : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2000
Рабочая тетрадь для учащихся:
Баринова И.И., В Г.Суслов «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт Р.-тгоио vnaofrcfqcwэкономические районы - М.: Экзамен, 2009
Соловьев А.Б.. Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. В 2 частях. Часть вторая. - М.: Изд-во МГУ, 2008
Методическое пособие для учителя: Евдокимов М.Ю., Сиротин В. И, Терещенкова В.Г «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева - М.: Дрофа, 2004
Хрестоматия: «За страницами учебника географии, 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.И.Сергеева. - М.: Просвещение, 1997
Учебные электронные издания: «География России. Хозяйство и регионы» -