протокол от « 29 » августа 2018 г. № 1
Введено приказом № 96 от« 13.09. 2018г.
по предмету Биология (2ч. в неделю, в год 70 ч.)
На заседании МО, протокол от « 24 «.08.2018 г. № 1
2018/2019 г.
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Часть 1. Царство Животные | 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы; осуществлять элементарные биологические исследования; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; перечислять свойства живого; выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение; различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные); сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; составлять элементарные пищевые цепи; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека; различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. 2. В ценностно-ориентационной сфере: 3. В сфере трудовой деятельности: демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями. 5. В эстетической сфере: уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. | проводить естественно-научные и социальные измерения; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов; сформировать интеллектуальные, гражданские, коммуникационные, информационные компетенции; овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни; сформировать научное мировоззрение, освоить общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование). | Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам. |
Часть 2. Вирусы | —общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; —пути проникновения вирусов в организм; —этапы взаимодействия вируса и клетки; —меры профилактики вирусных заболеваний. | выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; —объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; —характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД,гепатит С и др.); —осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний. | Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: | |
Часть3. Экосистема. Среда обитания | определение науки экологии; —абиотические и биотические факторы среды; —определение экологических систем; —определение биогеоценоза и его характеристики; —учение В. И. Вернадского о биосфере; —биотические круговороты; —характер преобразования планеты живыми организмами. | характеризовать взаимоотношения между организмами; —анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом; —выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения; —приводить примеры цепей и сетей питания; —давать определение понятия «экологическая пирамида»; —характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления; —описывать круговороты основных химических элементов и воды; —сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; —устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов; —приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов; —выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей. | - самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы; —находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; —находить значения терминов в словарях и справочниках; —выделять тезисы и делать конспект текста; —делать выводы из непосредственного наблюдения. | Проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; —осознание ответственности и долга перед Родиной;—проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;—формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;—построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;—формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;—соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;—осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;—умение реализовывать теоретические познания на практике;—осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;—проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;—привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, |
Раздел | Краткое содержание | Кол-во часов |
Часть 1. Царство Животные (53 часа) |
Введение | Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Практическая работа №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана". | (2 часа) |
Подцарство Одноклеточные | Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки". | (4 часа) |
Подцарство Многоклеточные (47 часов) |
1.2.1.Тип Губки | Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок. | (2 часа) |
1.2.2. Тип Кишечнополостные | Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры". | (2 часа) |
1.2.3. Тип Плоские черви | Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний. Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня". | (2 часа) |
1.2.4. Тип Круглые черви | Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза. Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды". | (2 часа) |
1.2.5. Тип Кольчатые черви | Особенности организации кольчатых червей (на при мере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя". | (2 часа) |
1.2.6. Тип Моллюски | Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков". | (2часа) |
1.2.7. Тип Членистоногие | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих". | (6 часов) |
1.2.8. Тип Иглокожие | Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение. | (1 час) |
1.2.9. Тип Хордовые Подтип Бесчерепные | Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения. | (29 часов) |
Подтип Черепные (27 часов) |
Надкласс Рыбы | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни". | 4 часа |
Класс Земноводные | Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обита ния и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни". | (4 часа) |
Класс Пресмыкающиеся | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи". | (4 часа) |
Класс Птицы | Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни". | (4 часа) |
Класс Млекопитающие | Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные). Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих". Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека". | (7 часов) |
Основные этапы развития животных | Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древ них плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных. Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные". | (4 часа) |
Часть 2. Вирусы (2 часа) |
Вирусы | Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. | (2 часа) |
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов) |
Экосистема. Среда обитания | Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения. Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы. Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд. Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания". | (9 часов) |
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
план | факт |
Часть 1. Царство Животные (53 часа) Введение (2 часа) |
1 | Общая характеристика животных. Организм животных как целостная система | 1 | 01.09 | | перечислять свойства живого; понимать смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в клетках, органах и системах органов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; выделять существенные признаки живых клеток; анализировать и делать выводы и умозаключения на основе сравнения; понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы; описывать типы взаимоотношения животных в биоценозах; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты |
2 | Систематика животных. Взаимоотношения животных в биогеоценозах. Пр/р №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана | 1 | 03.09 | |
Подцарство Одноклеточные (4 часа) |
3 | Общая характеристика Простейших | 1 | 08.09 | | характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; различать на рисунках, таблицах основные группы простейших, сравнивать делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
4 | Особенности организации клеток Простейших. Л/р №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки | 1 | 10.09 | |
5 | Разнообразие Простейших. | 1 | 15.09 | | понимать смысл биологических терминов; сравнивать биологические объекты и процессы, протекающие в них; определять роль в природе различных групп организмов; рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. |
6 | Роль Простейших в биогеоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 1 | 17.09 | |
7 | Контрольная работа №1 по разделу "Подцарство Одноклеточные» | 1 | 22.09 | |
Подцарство Многоклеточные (47 часов) Тип Губки (2часа) |
8 | Общая характеристика Многоклеточных животных | 1 | 24.09 | | характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение живых организмов в природе и хозяйственной деятельности человека |
9 | Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология, значение. | 1 | 29.09 | |
Тип Кишечнополостные (2 часа) |
10 | Тип Кишечнополостные. Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Регенерация. Л/р №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры". | 1 | 01.10 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в клетках и организмах изучаемых животных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. |
11 | Многообразие и распространение Кишечнополостных. | 1 | 06.10 | |
Тип Плоские черви (2 часа) |
12 | Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. | 1 | 08.10 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение плоских червей в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
13 | Многообразие ресничных червей и их роль в биогеоценозах. Л/р №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня". | 1 | 13.10 | |
Тип Круглые черви (2 часа) |
14 | Тип Круглые черви. Л/р №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды". | 1 | 15.10 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение круглых червей в жизни и хозяйственной деятельности человека; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. |
15 | Особенности круглых червей | 1 | 20.10 | |
Тип Кольчатые черви (2 часа) |
16 | Тип Кольчатые черви. Л/р №5 "Внешнее строение дождевого червя". | 1 | 22.10 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; объяснять значение кольчатых червей в жизни и хозяйственной деятельности |
17 | Особенности кольчатых червей. | 1 | 27.10 | |
18 | Контрольная работа № 2, по темам: « Тип Губки,Кишечнополостные, Плоские,Круглые,Кольчатые черви» | 1 | 29.10 | |
Тип Моллюски (2часа) |
19 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски | 1 | 10.11 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение моллюсков в жизни и хозяйственной деятельности человека; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. |
20 | Особенности моллюсков. Л/р №6 "Внешнее строение Моллюсков". | 1 | 12.11 | |
Тип Членистоногие (6 часов) |
21 | Тип Членистоногие. Происхождение и особенности членистоногих | 1 | 17.11 | | Понимать и пояснять смысл биологических терминов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. |
22 | Многообразие Членистоногих Л/р №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих". | 1 | 19.11 | |
23 | Класс Ракообразные | 1 | 24.11 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение ракообразных в жизни и хозяйственной деятельности человека; делать выводы и умозаключения на основе сравнения. |
24 | Класс Паукообразные | 1 | 26.11 | | описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. |
25 | Общая характеристика Класса Насекомых | 1 | 01.12 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов, систематических единиц; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение паукообразных в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
26 | Многообразие Насекомых. Размножение и развитие. | 1 | 03.12 | | различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. характеризовать многообразие изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов. |
27 | Контрольная работа № 3 по разделу:"Тип Членистоногие") | 1 | 08.12 | |
Тип Иглокожие (1 час) |
28 | Тип Иглокожие. Общая характеристика | 1 | 10.12 | | различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; характеризовать многообразие изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов. |
Тип Хордовые (28 часов |
Подтип Бесчерепные (1 час) |
29 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика | 1 | 15.12 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение хордовых в жизни и хозяйственной деятельности человека |
Подтип Черепные (27 часов) |
. Надкласс Рыбы (4 часа) |
30 | Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | 1 | 17.12 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности внешнего строения рыб, связанные с ее образом жизни; показывать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение рыб в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
31 | Особенности строения Рыб. Л/р №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни". | 1 | 22.12 | | |
32 | Костные рыбы. | 1 | 24.12 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение хрящевых рыб в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
33 | Многообразие и значение рыб. | 1 | 12.01 | |
34 | Контрольная работа № 4, по теме "Надкласс Рыбы" | 1 | 14.01 | |
Класс Земноводные (4 часа) |
35 | Класс Земноводные. Происхождение земноводных | 1 | 19.01 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; объяснять значение приспособленности внешнего строения лягушки к среде обитания. |
36 | Общая характеристика класса Земноводные. Л/р №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни". | 1 | 21.01 | |
37 | Размножение, среда обитания и экологические особенности Земноводных | 1 | 26.01 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения изученных групп позвоночных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение земноводных в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
38 | Многообразие и роль Земноводных в природе и жизни человека | 1 | 28.01 | |
Класс Пресмыкающиеся (4 часа) |
39 | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика Пресмыкающихся. Особенности строения. | 1 | 02.02 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; объяснять значение чешуйчатых в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
40 | Многообразие Пресмыкающихся. | 1 | 04.02 | |
41 | Внутреннее строение Пресмыкающихся. Л/р №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи". | 1 | 09.02 | | понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения скелетов изученных групп позвоночных; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты |
42 | Роль Пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 1 | 11.02 | |
43 | Контрольная работа №5 , по Темам "Класс Земноводные" и "Класс Пресмыкающиеся") | 1 | 16.02 | |
Класс Птицы (4 часа) |
44 | Класс Птицы. Общая характеристика птиц. | 1 | 18.02 | | понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
45 | Особенности строения Птиц. Л/р №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни". | 1 | 23.02 | |
46 | Экологические группы Птиц | 1 | 25.02 | | понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
47 | Роль птиц в природе и жизни человека. | 1 | 02.03 | |
48 | Контрольная работа №6 , по Теме "Класс Птицы"). | 1 | 04.03 | |
Класс Млекопитающие (7 часов) |
49 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика КлассМлекопитающие. | 1 | 09.03 | | характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; понимать смысл биологических терминов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. |
50 | Особенности внутреннего строения Млекопитающих. | 1 | 11.03 | |
51 | Особенности внутреннего строения Млекопитающих. Л/р №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих". | 1 | 16.03 | | находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение |
52 | Размножение и развитие Млекопитающих. | 1 | 18.03 | |
53 | Многообразие Млекопитающих | 1 | 01.04 | | понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение плацентарных в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
54 | Многообразие Млекопитающих. Л/р №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека". | 1 | 06.04 | |
55 | Роль Млекопитающих в природе и жизни человека. | 1 | 08.04 | |
56 | Контрольная работа № 7,по Теме "Млекопитающие"). | 1 | 13.04 | |
Основные этапы развития животных (2часа) |
57 | Основные этапы развития животных. Л/р №14 "Анализ родословного древа царства Животные | 1 | 15.04 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать процесс возникновения изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; делать выводы и умозаключения на основе анализа и сравнения; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты |
58 | Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных. Значение с/х производства | 1 | 20.04 | | Понимать и характеризовать историю возникновения взаимоотношений человека и животных; приводить примеры сельскохозяйственных животных; находить черты, свидетельствующие об одомашнивании живых организмов, давать им объяснение; .различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение животных в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
| Часть 2. Вирусы (2 часа) |
59 | Вирусы. Общая характеристика Вирусов. | 1 | 22.04 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов; определять роль вирусов в природе; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение вирусов в жизни и хозяйственной деятельности человека. |
60 | Значение Вирусов | 1 | 27.04 | |
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов) |
61 | Экосистема. Среда обитания. Экологические факторы | 1 | 29.04 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать процессы взаимодействия организмов между собой и средой обитания; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; |
62 | Экосистема. Структура экосистемы. | 1 | 04.05 | | характеризовать особенности экосистем; определять роль БГЦ в природе; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; понимать и пояснять смысл биологических терминов; объяснять значение продуцентов, консументов и редуцентов в экосистемах. составлять элементарные пищевые цепи и сети |
63 | Пищевые связи в экосистемах. Л/р №15 "Анализ цепей и сетей питания". | 1 | 06.05 | |
64 | Биосфера. Структура биосферы. | 1 | 11.05 | | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать компоненты биосферы и физические особенности сфер Земли; описывать процессы, происходящие в биосфере; определять роль в природе различных компонентов биосферы; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения. |
65 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 1 | 13.05 | |
66 | Биосфера - глобальная экосистема | 1 | 18.05 | |
67 | Контрольная работа, в рамках промежуточной аттестации | 1 | 20.05 | |
68 | Круговорот веществ в биосфере. Значение круговоротов для существования жизни. Роль живых организмов в биосфере | 1 | 25.05 | | понимать смысл биологических терминов; описывать процессы круговорота веществ в природе; анализировать и делать выводы на основе сравнения; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; роль физико-химических процессов в круговороте веществ в природе. |
69 | Контрольная работа №8 , по теме "Экосистема"). | 1 | 27.05 | |
70 | Обобщающее повторение по курсу « Биология 8 класс» | 1 | 27.05 | | |
| | 70ч | | | |