Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена Согласована: Утверждена:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /
Протокол № 1 от .08.2020г. ____________ /Лайпанова Е.А. / Приказ № от .2020 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Биология в экспериментах».
для 6 классах
на 2020-2021 учебный год
количество недель 35, количество часов в неделю 1 час количество часов в год - 35 часов,
учитель: Шаяхметова Нажия Джиганшевна
г. Нефтеюганск
Программа курса внеурочной деятельности по предмету
«Биология» 6 классы
« Биология в экспериментах»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».
Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.
Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».
Направление: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшейценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 6 классов.
Среди отличительных особенностей данной программы можно назватьследующие:
охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии.
Цель и задачи
Цель: формирование у учащихся интересакизучению живых организмов, так как много интересной информации остается за страницамиучебника.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурногочеловека.
Способствовать популяризации у обучающихся биологическихзнаний.
Знакомить с биологическимиспециальностями.
Развивающие
Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами,сравнения.
Развитие навыков общение икоммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живыхсуществ.
Воспитывать ответственное отношение к порученномуделу.
Отличительные особенности
Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенностидетей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкойинформации;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видамдеятельности.
Возраст обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Биология в экспериментах » предназначена для обучающихся 11-15лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана для обучающихся 6 классов, 35 часов
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, опыты, эксперименты, практические работы, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живойприроде;
познавательный интерес к изучению живойприроды;
интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делатьвыводы).
Метапредметные результаты:
Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы вдругую.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать своюпозицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной)сфере:
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,размножение).
Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами ивирусами.
Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематическойгруппе.
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранениябиосферы.
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основесравнения.
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение ихрезультатов.
В ценностно-ориентационнойсфере:
Знание основных правил поведения вприроде.
Анализ и оценка последствий деятельности человека вприроде.
В сфере трудовойдеятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинетебиологии.
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальной иглой, лупой,микроскопом).
В эстетическойсфере:
Возможные результаты: составление памяток, листовок, буклетов, альбомов, газет, коллажа, коллекций, макетов, моделей, плакатов, серий иллюстраций, фотоальбомов,рисунков.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
6 класс |
1 | Вводное занятие | Правила поведения в кабинете, правила работы с лабораторным оборудованием | 1 | Устный зачет |
2-4 | Я - ботаник | Творческая мастерская. Изготовление простейшего гербария цветкового растения | 3 | Гербарий цветкового растения |
5-8 | Я - фенолог | Лабораторная работа «Составление макета этапов развития семени фасоли или гороха» | 4 | Макет |
9-12 | Я - орнитолог | Подкармливание птиц зимой, правила. Изготовление самодельных кормушки. Проведение заготовок корма. | 4 | Фотоотчет |
13-14 | Я - библиограф | Великие естествоиспытатели | 2 | Альбом |
15 | Я - эколог | Игра - домино «Кто, где живет» | 1 | Игра |
16 -18
Я - сказочник
Растения в мифах, легендах и сказках
3
Иллюстрирован ный словарь
19-21
Я-ботаник
Растения в государственной символике
3
Презентация
22-34
Я - цветовод
Проект «Школьная клумба»
13
Проект
35
Итоговое занятие
Отчеты обучающихся
Защита проекта
итого
35
Содержание курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Физиология - наука о жизненных процессах. Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.Дендрология
раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология - наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Анатомия - наука о строении тела организмов и ихчастей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Формы подведенияитогов
Участие в конкурсныхмероприятиях;
Выступления детей назанятиях;
Контрольныезанятия;
Создание различных творческихработ;
Защита исследовательских работ, проектов.
Техническое оснащение занятий
Для реализации программы имеется:
Список используемой учебно-методической литературы
Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ ЭНАС,2003.
В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: Вако,2014.
В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015.
М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель,2005