10
Г осударственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Рабочая программа
дисциплины «Основы учебно - исследовательской
деятельности студентов »
для группы специальностей:
050709 Преподавание в начальных классах
050303 Иностранный язык
2012 г.
Одобрена предметной (цикловой) комиссией гуманитарных дисциплин Протокол № от Председатель ПЦК Крючкова И.А. | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям: 050709 Преподавание в начальных классах 050303 Иностранный язык |
| |
Заместитель директора
по учебной работе
Хамулина Е.И.
Автор: Бойко И.В.
Рецензенты:
Махиня Н.Ю., заместитель директора МОУ ДОД ГДДТ по научно-методической работе первой квалификационной категории.
Пояснительная записка
Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических аспектов образования, пересмотра ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Одной из тенденций модернизации развития российского образования является переход от учебно - образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществить организацию исследовательской работы студентов.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения учащиеся должны: быть способными к самостоятельному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности.
Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Это объясняется, во-первых, тем, что учебные занятия, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. Во-вторых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. В-третьих, меняются методы работы школы, среднего специального учебного заведения, вуза, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. В-четвертых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
За период обучения в колледже каждый студент самостоятельно пишет ряд различных научных работ, в том числе доклады, рефераты, контрольные, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студента в период педагогической практики, третьи представляют собой результат творческого решения научной проблемы.
Дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» призвана помочь студентам в выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Студенты знакомятся с особенностями языка научной литературы, со структурой научного произведения, с правилами аннотирования и цитирования, оформления библиографического аппарата.
В результате изучения данного курса студент должен уметь:-
- работать с источниками, применяя различные виды чтения, уметь систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности;
- знать порядок пользования реферативными, периодическими, справочно-информационными изданиями по профилю работы;
- описывать библиографический аппарат литературы и источников;
- владеть навыками участия в научной дискуссии;
- кратко, логично и аргументировано излагать материал;
- выполнять различные виды исследовательских работ;
- уметь составлять описание экспериментов, обзоры, отчеты по результатам исследований.
Программа предполагает проведение как теоретических, так и практических занятий.
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
- о современном состоянии науки как социкулътурном феномене и ее значении для жизнедеятельности; знать:
-методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы»;
-способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов; -методы научного познания; -общую структуру и научный аппарат исследования;
-приемы и способы поиска и накопления необходимой научной информации уметь:
-применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
-определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполненного исследования;
-осуществлять сбор, изучение и обработку информации; формулировать выводы и делать обобщения;
-работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного стиля мышления как важного фактора успеха в познавательной и практической деятельности в условиях глобальной информатизации общества.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и исследовательские навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Изучение курса учебной дисциплины предусматривает 34 часа.
Содержание дисциплины
Введение.
Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными дисциплинами повышенного уровня. Специфика организации учебного труда студентов на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня образованности выпускника.
Студент должен
иметь представление:
-о взаимодействии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с другими дисциплинами;
знать:
-перспективы использования и защиты интеллектуальной собственности.
Раздел I. Общие рекомендации при подготовке исследовательских работ.
Тема 1.
Основные понятия научно- исследовательской деятельности человека.
Наука и научное познание. Методология и методика психолого-педагогического исследования: его сущность и особенности. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Учитель и педагогическая наука. Методы педагогического исследования, логика, структура и содержание этапов исследовательского процесса. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ. Классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации.
Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика.
Студент должен
иметь представление:
-об исследованиях и их роли в практической деятельности человека,
знать:
-классификацию методов исследования;
- этапы исследовательского процесса.
Основные понятия: анализ, синтез, моделирование, методология.
Раздел II. Научный стиль современного научного русского языка.
Тема 1
История возникновения научного стиля в России. Функциональные стили русского языка.
Основные черты научного стиля. Лексика научного стиля. Подстили и подъязыки.
Понятие о тексте. Виды текстов. Понятие о жанре. Жанры научной речи. Единицы текста. Анализ научного текста: построение разделов, композиция, основные свойства. Смысловой анализ предложения, абзаца. Типы связи предложений в абзаце.
Способы изложения в научном тексте: описание, повествование, рассуждение. Композиция научного текста.
Составление плана к тексту. Разные типы плана.
Тезирование. Конспектирование. Цитирование.
Основные понятия: стиль, цитата, жанр, подстили.
Раздел III.
Тема 1. Планирование и организация учебно – исследовательской работы студентов.
Учебно-исследовательские умения студентов как часть их профессиональной подготовки. Способы получения и переработки информации. Методика обработки полученной информации, ее систематизация и хранение.
Аннотирование и реферирование. Виды аннотаций, их структура. Формальные текстовые признаки аспектов содержания и сопутствующие им маркеры.
Справочно-библиографический аппарат научного произведения. Библиографический поиск, примеры библиографического описания аппарата литературы.
Научная рецензия и научная дискуссия.
Студент должен
знать:
-методику разработки программы исследований; -порядок планирования исследований,
уметь:
-прогнозировать результаты исследования; -систематизировать знания и умения; -работать с учебной и научной литературой; -вычленять нужную информацию, правильно ее обрабатывать;
- вести библиографический поиск, правильно описывать библиографический аппарат.
Основные понятия: аннотация, умение, навыки, дискуссия.
Раздел IV. Виды учебно- исследовательских и научно – исследовательских работ.
Тема 1. Этапы организации научно- исследовательской работы.
Этапы работы над учебным рефератом. Примерная структура учебного реферата. Библиографические и научно – учебные рефераты. Функциональное назначение рефератов, жанры. Критерии оценки учебного реферата.
Курсовая работа. Требования к курсовой работе, примерная структура курсовых работ в зависимости от их типа.
Введение, требования к его содержанию. Знакомство с научным аппаратом, его отработка на конкретных примерах.
Разработка практической, опытно-экспериментальной части. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Способы математической обработки и стандартизации полученных данных.
Написание заключения. Оформление приложений. Критерии оценки курсовой работы.
Выпускная квалификационная работа. Сходство и различие курсовых и дипломных работ. Требования к ВКР, ее структура в зависимости от типа.
Введение, отработка научного аппарата, формулировка гипотезы. Гипотезы описательные и объяснительные. Формальные текстовые признаки аспектов содержания и сопутствующие им маркеры. Стандартизированные единицы нетерминологического характера в научном тексте.
Составление индивидуального плана подготовки ВКР. Выбор методов исследования.
Критерии оценки ВКР. Подготовка к защите. Изложение и оформление научного материала.
Студент должен
Знать:
- требования к реферату, докладу, курсовой, выпускной квалификационной работе, применять их при выполнении разных видов исследовательских работ.
уметь:
- выбирать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследования;
- написать реферат, статью, курсовую работу, выпускную квалификационную работу;
- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями.
Основные понятия: план, конспект, эксперимент, реферат.
Литература.
Основная литература:
1. Пастухова И.П. Основы учебно- исследовательской деятельности студентов.- М.: «Академия», 2010.- 160с.
Дополнительная литература:
Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. - М., 1999.
Болдышева Т.Н. Культура учебного труда студента. - Томск, 1976.
Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу - М., 2000.
Веревкина А.Н. Как оформить библиографию к научной работе. - М., 1988.
Галагузова Ю.Н., Штинова Т.Н. Азбука студента. - М., 2000.
Занина Л.В. Основы исследовательской деятельности - Ростов н/Д,1999.
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. - М.,2002.
Методические рекомендации к выполнению курсовых, дипломных, выпускных квалификационных работ студентами Донского педагогического колледжа / Сост.Т.Б,Потапенко,М.А.Попова. - Ростов н/Д,1999.
Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт-сост.И.Н.Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск, 2000.
Пискунов А.И., Воробьев Г.В. Методы педагогических исследований. -М., 1979.
Тематический план учебной дисциплины
«Основы педагогического мастерства»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка студента | Количество часов аудиторных | Самостоятельные работы студентов |
всего | теор. | практ. занят. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Введение | | | | | |
| Раздел I. Общие рекомендации при подготовке исследовательских работ Тема1. Основные понятия научно – исследовательской деятельности человека | 6 | 6 | 6 | | |
| Раздел II. Научный стиль современного русского языка. Тема 1. Виды работ с научным текстом | 10 | 8 | 5 | 3 | 2 |
| Раздел III. Тема 1. Планирование и организация учебно – исследовательской работы студентов | 14 | 12 | 8 | 4 | 2 |
| Раздел IV. Виды учебно – исследовательских и научно- исследовательских работ Тема1. Этапы организации научно – исследовательской работы | 8 | 8 | 8 | | |
| Итого: | 38 | 34 | 27 | 7 | 4 |
Виды самостоятельной работы:
Реферат, подготовка к практическим занятиям; самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем; исследовательская учебная работа; работа с книгой; самостоятельные работы на основе наблюдений.