Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
закрытого административно-территориального образования
г. Радужный Владимирской области
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №2 ЗАТО г. Радужный Владимирской области ______________ /Т.В. Борисова/ «__» «____________» 20__г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса дополнительного образования с применением ДОТ
«ЗНАТОК»
(название)
17 часов
для учащихся 1 - 4 классов
Ф. И.О. учителей, ответственных за реализацию программы:
Абутина Ирина Михайловна,
Журавлёва Елена Николаевна,
Носова Наталья Васильевна,
Панина Ольга Владиславовна,
учитель начальных классов
РАССМОТРЕНО: на заседании ТГУ «Дистанционные образовательные технологии» Протокол № ____ от «___» __________ 20__ г. Руководитель ТГУ: ______________ /Есипова О.А./ | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УР ______________ /Баланцева Ю.И./ «___» «________» 20__ г. | ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета Протокол №___от «___»______ 20__г. |
ЗАТО г. Радужный
2014-15 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;
Закона РФ «Об образовании»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Рабочая программа по дистанционному курсу «Знаток» для учащихся начальных классов предусматривает обучение в объёме:
1 час в две недели; в учебном году –17 часов.
Форма обучения: очно-заочная (с применением ДОТ)
На каждом занятии осуществляется текущий контроль. Итоговым контролем является участие в олимпиадах, играх, конкурсах, марафонах различных уровней.
Общая характеристика курса
Работа с одарёнными детьми – одно из направлений модернизации образования. В процессе обучения в начальной школе важно уделять внимание детям с интеллектуальной одаренностью, с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. На начальном этапе обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления выявляются те ребята, которые имеют более высокие по сравнению с остальными интеллектуальные способности, восприимчивость к учению; творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Очно-заочный курс «Знаток» с применением дистанционных образовательных технологий разработан с целью реализации индивидуального подхода к развитию личности интеллектуально одарённых учеников. Выбор объёма учебной нагрузки и форм работы по данному курсу обусловлен плотным расписанием урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Основная цель – развитие личности ребёнка через формирование умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечение становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Требования к результатам освоения курса:
Личностные: обучающийся должен
быть самостоятельным и ответственным в осуществлении информационной деятельности;
понимать личностный смысл учения;
иметь целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты: обучающийся должен уметь
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Предметные результаты: обучающийся должен уметь
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи;
находить закономерность в различных предметных областях;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях.
Основную часть курса составляют дистанционные занятия посредством электронной почты и других электронных ресурсов.
Программа предусматривает очные занятия в начале и по завершении очно-дистанционного курса.
Форма организации занятий: самостоятельное выполнение заданий в дистанционном режиме, чередующееся с дистанционным общением с учителем.
Время проведения занятий:
самостоятельное выполнение заданий - по выбору учащегося;
общение с учителем посредством электронной почты – по мере необходимости;
очные занятия – сентябрь, май (1 раз в две недели по 40 минут).
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Анкетирование учащихся и их родителей, проведение инструктажа по технике безопасности при работе с компьютером, формирование навыков работы с электронной почтой.
Раздел 2. Математика. Информатика. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике дистанционных конкурсов-игр «Кенгуру», «КИТ», «СЛОН», «Инфознайка» и др. Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Выполнение заданий для игр-конкурсов «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Муравейник», «ЧИП», «Познание и творчество», интеллектуального конкурса «Перспектива» и др. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
Раздел 4. Итог. Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Учебно-методические материалы |
Раздел 1. Введение (3 часа). |
1 | Анкетирование учащихся и их родителей. | 1 | https://docs.google.com/forms/d/1z2ms9vJCTxVwC1hWdVtLVyrEB15AnKgREA54gHe6a7o/viewform?c=0&w=1&usp=mail_form_link https://docs.google.com/forms/d/1ztGRbOjJL-eWNXVmToRdGw4TYG55Z94jhuIQNjciUUY/edit https://docs.google.com/forms/d/1RWcesnOonuUXAa05Z20ndccRHVVsHw7ur-_RniA3bHM/edit |
2 | Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером. | 1 | http://www.myshared.ru/slide/465665/ http://www.myshared.ru/slide/268747/ |
3 | Электронная почта. | | |
Раздел 2. Математика. Информатика (6 часов). |
4-5 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | 2 | http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16 |
6 | Решение задач Международной игры-конкурса «Кенгуру». | 1 | http://mathkang.ru/ |
7 | Решение задач игры-конкурса по информатике «Инфознайка». | 1 | http://co1495.edusite.ru/p207aa1.html |
8 | Решение задач Международной игры по математике «Слон». | 1 | http://www.nic-snail.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=258&Itemid=62 |
9 | Решение задач для Всероссийской игры-конкурса по информатике «КИТ– компьютеры, информатика, технологии». | 1 | http://konkurskit.org/ |
Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир (5 часов). |
10 | Выполнение заданий по русскому языку Всероссийской игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 1 | http://www.rm.kirov.ru/ |
11 | Выполнение заданий по русскому языку Всероссийского дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 1 | http://wkonkurs.ru/ |
12 | Выполнение заданий Всероссийской дистанционной мультиолимпиады-марафона «Муравейник». | 1 | http://irc43.ru/materialy-olimpiady.html |
13 | Выполнение заданий по Всероссийскому игровому конкурсу по естествознанию «ЧИП». | 1 | http://www.konkurs-chip.ru/ |
14 | Выполнение заданий Эрудит-марафона учащихся «ЭМУ». | 1 | http://www.cerm.ru/ |
15 | Выполнение заданий Всероссийских заочных конкурсов-олимпиад "Познание и творчество". | 1 | http://www.future4you.ru/ |
Раздел 4. Итог (2 часа). |
16 | Анкетирование учащихся. | 1 | https://docs.google.com/forms/d/1aEdoQxscD5lj5zo1feibs5-_93IEXsRe2iFB3jB4hjU/edit |
17 | Итоговое занятие. | 1 | Создание презентации. https://docs.google.com/presentation/d/1R2cXDTb9DFKzywjEdpL01IFMJvIQpPQQw6ieKRlqhr0/edit#slide=id.p |
Всего | 17 | |
Условия реализации программы
- компьютер, подключённый к сети Интернет;
- проекционное оборудование;
- установленный на компьютере интернет-браузер (любой).
Список Интернет-ресурсов
ГБОУ Центр образования №1495 | http://co1495.edusite.ru/p1aa1.html |
Официальный сайт Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «ЧИП (Человек и природа)» | http://www.konkurs-chip.ru/ |
Официальный сайт конкурса «КИТ – Компьютеры Информатика Технологии» | http://konkurskit.org/ |
Официальный сайт конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | http://www.rm.kirov.ru/ |
Официальный сайт Центра развития молодёжи | http://www.cerm.ru/ |
«Первый учитель.ru» | http://nachalka.ucoz.ru/ |
"Перспектива" Центр интеллектуального гуманитарного развития | http://wkonkurs.ru/ |
Портал Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» | http://future4you.ru/ |
Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» | http://mathkang.ru/ |
Центр дополнительного образования Снейл | http://nic-snail.ru/ |
Центр инновационных ресурсов | http://irc43.ru/zadaniya-olimpiady-muravejnik.html |
Myshared.ru (сайт презентаций) | http://www.myshared.ru/ |
7