№ урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания IV. Календарно-тематическое планирование
| Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
План | Факт |
Глава 1. «Моделирование и формализация» (14 часов) |
1 | 05.09 | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Фундаментальные вопросы информатики. Техника безопасности при работе за компьютером. | познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. | Личностные. Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно- этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью |
2 | 07.09 | |
Моделирование как метод познания |
Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей |
Иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматирования. Знать различия между натуральными и информационными моделями. Уметь различать образные, знаковые и смешанные информационные модели |
Личностные: Смыслообразование Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем. |
3 | 12.09 | | Словесные модели | Словесные модели, математические модели, компьютерные модели | Иметь представление о словесных, информационных, математических и имитационных моделях. |
4 | 14.09 | | Математические модели | Математические модели, компьютерные модели | Иметь представление о математических и имитационных моделях. Уметь моделировать ситуацию в системе массового обслуживания – магазине, полет снаряда, выпущенного из пушки при различных исходных данных |
5 | 19.06 | | Графические модели. Графы | Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево | Иметь представление о графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы). |
6 | 21.09 | | Использование графов при решении задач | Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево | Иметь представление о графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы). Уметь применять графы и таблицы для решения задач |
7 | 26.09 | | Табличные модели | Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект» | Иметь представление о табличных моделях. Уметь использовать таблицы при решении задач. Знать различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект» |
8 | 28.09 | | Использование таблиц при решении задач | Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект» | Иметь представление о табличных моделях. Уметь использовать таблицы при решении задач. Знать различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект» |
9 | 03.10 | | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ | Иметь представление о базах данных. Знать основные способы организации данных в базах данных (иерархический, сетевой, реляционный) | Личностные: Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем. |
10 | 05.10 | | Система управления базами данных | СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Иметь представление о системе управления базами данных (СУБД). Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты) |
11 | 10.10 | | Создание базы данных. | СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Иметь представление о системе управления базами данных (СУБД). Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты) |
12 | 12.10 | | Запросы на выборку данных. | СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Иметь представление о системе управления базами данных (СУБД). Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты) |
13 | 17.10 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей, словесные модели, математические модели, компьютерные модели, схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево, таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект», Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ, СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматирования, словесных, информационных, математических и имитационных моделях о системе управления базами данных (СУБД). Знать различия между натуральными и информационными моделями, графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы), табличных моделях, различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект», о базах данных, основные способы организации данных в базах данных (иерархический, сетевой, реляционный), основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты). Уметь различать образные, знаковые и смешанные информационные модели, использовать таблицы при решении задач. | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. |
14 | 19.10 | | Самостоятельная работа по теме «Моделирование и формализация». | БД: таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). |
Глава 2. «Алгоритмизация и программирование» (18 часов) |
15 | 24.10 | | Этапы решения задачи на компьютере | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, выполнение расчетов | Иметь представление о классах рассматриваемых задач, понимать связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений; уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. | Личностные: формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (тестирование, дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.). Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. |
16 | 26.10 | | Задача о пути торможения автомобиля | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация. | Понимать связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений; уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. |
17 | 07.11 | | Решение задач на компьютере | Программирование, отладка и тестирование, выполнение расчетов | Уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. |
18 | 09.11 | | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | Массив, описание массива, заполнение массива, обработка массива, вывод массива | Иметь представление об одномерных массивах и способах их описания |
19 | 14.11 | | Различные способы заполнения и вывода массива. | Массив, описание массива, заполнение массива, обработка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения и вывода одномерных массивов |
20 | 16.11 | | Вычисление суммы элементов массива | Массив, описание массива, заполнение массива, вычисление суммы элементов массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов |
21 | 21.11 | | Последовательный поиск в массиве | Массив, описание массива, заполнение массива, последовательный поиск в массиве, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов |
22 | 23.11 | | Сортировка массива | Массив, описание массива, заполнение массива, сортировка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов |
23 | 28.11 | | Решение задач с использованием массивов | Массив, описание массива, заполнение массива, обработка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов |
24 | 30.11 | | Проверочная работа «Одномерные массивы» | Массив, описание массива, заполнение массива, обработка массива, вывод массива | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов |
25 | 05.12 | | Последовательное построение алгоритма | Вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм | Иметь представление о методе пошаговой детализации |
26 | 07.12 | | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | Вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм | Иметь представление о методе пошаговой детализации |
27 | 12.12 | | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | Вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм | Иметь представление о методе пошаговой детализации |
28 | 14.12 | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | Подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция | Иметь представление о подпрограммах, процедурах. |
29 | 19.12 | | Функции | характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма | Иметь представление о подпрограммах, функциях. |
30 | 21.12 | | Алгоритмы управления | Управление, алгоритм управления, обратная связь | Иметь представление об алгоритме управления, обратной связи |
31 | 26.12 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица | Иметь представление об объектах алгоритмов (величина). | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. |
32 | 28.12 | | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | Массивы, процедуры, функции | Уметь обрабатывать массивы |
Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (12 часов) |
33 | 09.01 | | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга | Иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, основных режимах работы электронных работ | Личностные: понимание важности логического мышления для современного человека готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества регулятивные определять способы действий умение планировать свою учебную деятельность познавательные делать выводы на основе полученной информации умение структурировать знания владение первичными навыками анализа и критической оценки информации владение основными логическими операциями коммуникативные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. |
34 | 11.01 | | Основные режимы работы ЭТ | Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга | Иметь представление об основных режимах работы электронных работ |
35 | 16.01 | | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках |
36 | 18.01 | | Встроенные функции. | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках |
37 | 23.01 | | Логические функции. | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках |
38 | 25.01 | | Организация вычислений в ЭТ. | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках |
39 | 30.01 | | Сортировка и поиск данных. | Сортировка, поиск и фильтрация | Иметь представление о способах сортировки и поиска данных |
40 | 01.02 | | Диаграмма как средство визуализации данных | Диаграмма, график, ряды данных, категории | Иметь представление о видах диаграмм |
41 | 06.02 | | Построение диаграмм. | Диаграмма, график, ряды данных, категории | Иметь представление о видах диаграмм |
42 | 08.02 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием) | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. |
43 | 13.02 | | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием) |
Глава 4. «Коммуникационные технологии» (11 часов) |
44 | 15.02 | | Локальные и глобальные компьютерные сети | Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть | Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях | Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества регулятивные определять способы действий, умение планировать свою учебную деятельность познавательные умение структурировать знания владение навыками анализа и критической оценки информации коммуникативные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. |
45 | 20.02 | | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР | Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера |
46 | 22.02 | | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР | Иметь представление о доменной системе имён и протоколах передачи данных |
47 | 27.02 | | Всемирная паутина. Файловые архивы. | Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль | Иметь представление о серверах, структуре Всемирной паутины |
48 | 01.03 | | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль | Иметь представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете. Уметь работать с электронной почтой |
49 | 06.03 | | Технологии создания сайта. | Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | Иметь представление о технологии создания сайта |
50 | 13.03 | | Содержание и структура сайта. | Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | Знать содержание и структуру сайта |
51 | 15.03 | | Оформление сайта. | Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | Уметь оформлять сайт |
52 | 20.03 | | Размещение сайта в Интернете. | Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | Уметь размещать сайт в Интернет |
53 | 22.03 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть, Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР, Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль, структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях, о доменной системе имён и протоколах передачи данных, о серверах, структуре Всемирной паутины, представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете, о технологии создания сайта. Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера, содержание и структуру сайта. Уметь работать с электронной почтой, оформлять сайт, размещать сайт в Интернет | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. |
54 | 03.04 | | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». |
Итоговое повторение (14 часов) |
55 | 05.04 | | Информация и информационные процессы | Информация и информационные процессы, кодирование, единицы измерения, количество информации | Иметь представление о кодировании информации, единицах измерения, количестве информации | Личностные: формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. |
56 | 10.04 | | Файловая система персонального компьютера | Файловая система персонального компьютера, размеры файлов | Иметь представление об иерархической файловой системе персонального компьютера, размере файлов |
57 | 12.04 | | Системы счисления и логика | Системы счисления. Перевод из 10 сс в 2 сс. Логика, высказывания и логические операции | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
58 | 17.04 | | Таблицы и графы | Табличная и графическая формы представления информации | Уметь преобразовывать информацию из табличной в графическую форму. Уметь вычислять кратчайшее расстояние по графу и количество дорог |
59 | 19.04 | | Передача информации и информационный поиск. | Расчет количества информации при передаче, поиск информации | Уметь определять размер файла, уметь осуществлять поиск информации по заданным условиям |
60 | 24.04 | | Вычисления с помощью электронных таблиц. | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки, диаграммы. Анализ данных электронных таблиц | Уметь осуществлять поиск, отбор и анализ данных |
61 | 26.04 | | Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки, диаграммы. Анализ данных электронных таблиц | Уметь осуществлять поиск, отбор и анализ данных |
62 | 03.05 | | Алгоритмы и исполнители | Алгоритмы и исполнители (чертежник, делитель, и т. д.) | Уметь анализировать алгоритмы |
63 | 08.05 | | Алгоритмы и исполнители | Алгоритмы и исполнители (чертежник, делитель, и т. д.) | Уметь анализировать алгоритмы |
64 | 10.05 | | Программирование | Язык программирования, программа, структура программы | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль |
65 | 15.05 | | Программирование | Язык программирования, программа, структура программы | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль |
66 | 17.05 | | Итоговое занятие. | Система счисления, логические выражения, алгоритм, программа | Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. |
67-68 | 22.05 24.05 | | Резерв учебного времени. | Система счисления, логические выражения, алгоритм, программа | Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль |