Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс8(30136)53-3-02
с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол № ________ Руководитель М.О. ___________ от_____________________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____________ З.Б. Бубеева от___________________ | «Утверждено» Директор школы _____________ Е.Г.Сапожникова от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Курс внеурочной деятельности: «Функциональная грамотность»
Класс: 9
Учебный год: 2023-2024
Учитель: Ещенко Валентина Георгиевна
Срок реализации: 1 год
с. Новая Брянь2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», далее – Программа) составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ- 2324/05).
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 9 класса.
Цель: формирование готовности к функциональной грамотности обучающихся 9 класса.
Задачи:
- содействие функциональной грамотности обучающихся 9 класса
-формирование функциональной грамотности в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
- формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
Класс | Грамотность |
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Глобальные компетенции | Креативное мышление |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) врамках предметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания | интерпретирует и оцениваетматематическиерезультаты вконтексте национальной или глобальнойситуации | интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы оличных, местных,национальных,глобальныхестественнонаучныхпроблемах в различномконтексте в рамкахметапредметногосодержания | Оцениваетфинансовыепроблемы,делает выводы,строитпрогнозы,предлагаетпути решения | способен наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. | Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Личностные
Класс | Грамотность |
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Глобальные компетенции | Креативное мышление |
9 класс | Оцениваетсодержаниепрочитанного спозиции нормморали иобщечеловеческихценностей;формулируетсобственнуюпозицию поотношению кпрочитанному | Объясняетгражданскуюпозицию вконкретных ситуацияхобщественнойжизни на основематематическихзнаний с позиции норм морали иобщечеловеческихценностей | Объясняетгражданскуюпозицию в конкретныхситуацияхобщественной жизни на основеестественнонаучных знаний с позиции норм морали иобщечеловеческих ценностей | Оцениваетфинансовыедействия в конкретныхситуациях спозиции нормморали и общечеловеческих ценностей, прави обязанностейгражданинастраны | изучает местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействует с другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. | Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 4 четверть
9 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Электронный текст как источник информации. | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов научного стиля. | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. | Работа в парах, дискуссия |
3 | Работа с текстом | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | Квест, круглый стол. |
4 | Типы текстов | Типы текстов: текст-аргументация(комментарий, научное обоснование). | Деловая игра, круглый стол |
5 | Составление плана на основе исходного текста | Составление плана на основе исходного текста. | Работа в группах, соревнование в формате КВН. |
6 | Типы задач на грамотность | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | Квест, круглый стол. |
7 | Работа со смешанным текстом. | Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). | Деловая игра |
1 | Кир Булычев «Новости будущего века» | Кир Булычев «Новости будущего века» (отрывок) (https://media.prosv.ru/content/situation/145/) | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Практическая работа | Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг). | Тестирование. |
Модуль «Основы математической грамотности» - 1 четверть
9 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Представление данных в виде таблиц | Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
2 | Представление данных в виде диаграмм | Простые и сложные вопросы. | Обсуждение. Исследование. |
3 | Построение мультипликативной модели | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими | Моделирование. Практикум. |
4 | Задачи с лишними данными | Задачи с лишними данными. | Обсуждение. Исследование. |
5 | Решение типичных задач через системулинейных уравнений | Решение типичных задач через системулинейных уравнений. | Исследование. Выбор способа решения. Практикум. |
6 | Количественные рассуждения | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. | Обсуждение. Практикум. |
7 | Решение стереометрических задач | Решение стереометрических задач. | Обсуждение. Практикум. |
8 | Вероятностные, статистические явления и зависимости | Вероятностные, статистические явления и зависимости. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 2 четверть
9 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Ценные бумаги | Ценные бумаги. Векселя и облигации:российская специфика. | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Риски акций и управление ими | Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. | Круглый стол, игра. |
3 | Паевые инвестиционные фонды | Паевые инвестиционные фонды. Риски иуправление ими. | Круглый стол, дебаты |
4 | Инвестиционное профилирование. | Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. | Круглый стол, игра, квест. |
5 | Участники страхового рынка | Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. | Беседы, викторина, квест, квиз |
6 | Государственное и негосударственное пенсионное страхование | Государственное и негосударственное пенсионное страхование. | Дебаты, беседы. |
1 | Комплексное задание «Этичная одежда» | Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях. | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Комплексное задание «Олимпийская команда беженцев» | Содержательный контекст комплексного задания представляет межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер, отражая позиции «традиции и обычаи». | Круглый стол, игра. |
3 | Комплексное задание «Экологичная обувь» | Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях. | Игра, экскурсия. |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»(9ч.) - 3 четверть
9 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
Структура и свойства вещества |
1 | Радиоактивность. | На сцену выходит уран. Радиоактивность. | Демонстрация моделей. Дебаты |
2 | Искусственная радиоактивность. | Искусственная радиоактивность. |
Химические изменения состояния вещества |
3 | Изменения состояния веществ. | Изменения состояния веществ. | Беседа. Демонстрация моделей. |
4 | Физические явления и химические превращения | Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. | Презентация. Учебный эксперимент. Исследование. |
Наследственность биологических объектов |
5 | Размножение организмов | Размножение организмов. Индивидуальноеразвитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. | Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение явлений. |
6 | Вид и популяции | Вид и популяции. Общая характеристикапопуляции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. |
7 | Закономерности изменчивости | Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
Экологическая система |
8 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | Потоки вещества и энергии в экосистеме.Саморазвитие экосистемы. Биосфера.Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. | Демонстрация моделей. Моделирование. |
9 | Антропогенное воздействие на биосферу | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. |
План изучения модулей функциональной грамотности
класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
9 | МГ (9) | ФГ, ГК (6+2) | ЕН (9) | ЧГ, КР (7+2) |
Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностическиеработы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещениеhttps://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISAhttps://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГhttps://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6. МЦКОhttps://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/