СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Урок "Три среды обитания" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Тема

Три среды обитания

Цели

Образовательные: изучить особенности различных сред обитания живых организмов и их приспособления к обитанию в этих средах

Планируемый результат

Предметные: уметь характеризовать приспособленность организмов к среде обитания

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы

Коммуникативные: способность передавать содержание текста в сжатом виде или развернутом виде в соответствии с целью задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Регулятивные: умение ставить перед собой задачу, планировать свою деятельность, устранять причины возникших трудностей

Метапредметные: уметь структурировать материал, работать с разными источниками и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Ход урока

Проверка домашнего задания в виде теста.

Слайд №2-4

Учитель. Что такое биосфера.

Жизнь про­те­ка­ет на боль­шом про­стран­стве раз­но­об­раз­ной по­верх­но­сти зем­но­го шара.

Био­сфе­ра – это обо­лоч­ка Земли, где су­ще­ству­ют живые ор­га­низ­мы.

Био­сфе­ра вклю­ча­ет в себя:

- Верх­няя часть ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли),

- Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли),

- Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли).

Каж­дая из этих обо­ло­чек Земли имеет осо­бые усло­вия, со­зда­ю­щие раз­ные среды жизни. Раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми сред жизни по­рож­да­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм живых ор­га­низ­мов.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.

Слайд №5

Работа с учебником, стр.104-105.

Учитель.  Предлагает нарисовать три природных домика.

Дети вместе с учителем  выделяют особенности каждой среды обитания, вписывают  в домик.

Анализ.

Воздушно-наземная среда.

До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

Водная среда.

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет.

Почвенная среда.

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

Слайд №6

Учитель предлагает детям побывать в каждом природном домике и познакомиться с его жителями. Первый природный домик- наземно –воздушная среда.

Работа с учебником, стр. 106.

Из всех живых организмов выбираем жителей наземно - воздушной среды.

ШМЕЛЬ, ДЕЛЬФИН, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ, РЕЧНОЙ РАК, СТРАУС,ЖУК ПЛАУНЕЦ, СТРИЖ, МАЙСКИЙ ЖУК, АКУЛА, КРОТ, КЕНГУРУ, ЦОКОР, СТРЕКОЗА, ГЕПАРД, КОЛИБРИ,

МУХА,КОМАР.

Слайд №7

Учитель.

Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния, за­па­са­ния и эко­но­мич­но­го рас­хо­до­ва­ния воды.

В рай­о­нах с хо­лод­ной зимой в те­че­ние года за­мет­но ме­ня­ет­ся вся жизнь ор­га­низ­ма. Осен­ний ли­сто­пад, отлет пе­ре­лет птиц в теп­лые края, смена шер­сти у зве­рей на более гу­стую и теп­лую - все это при­спо­соб­ле­ние живых су­ществ к се­зон­ным из­ме­не­ни­ям в при­ро­де.

В на­зем­но-воз­душ­ной среде можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху. И жи­вот­ные этим поль­зу­ют­ся. Ноги одних при­спо­соб­ле­ны к бегу: стра­ус, ге­пард, зебра. Дру­гих – к прыж­кам: кен­гу­ру, туш­кан­чик. Из каж­дых 100 оби­та­ю­щих в этой среде жи­вот­ных 75 умеют ле­тать. Это боль­шин­ство на­се­ко­мых, птиц и неко­то­рые звери, на­при­мер, ле­ту­чая мышь.

Вопросы  детям.

  1. Какая птица чемпион по скорости полета? (стриж, 120 км. В час)

  2. Сколько взмахивают крыльями птички колибри в 1 секунду? (70 раз)

  3. Сколько взмахивают крыльями комары в 1 секунду? (до 600 раз)

  4. Скорость полета у златоглазки? (2км/ч.)

  5. Скорость полета у комнатной мухи? (7км/ч.)

  6. Скорость полета майского жука? (11км/ч.)

  7. Крупные стрекозы развивают скорость  до ... ( 90 км/ч.)

  8. Кто самый быстроногий из зверей (гепард)

Слайд №8                                                                                                                                              Сообщение ученика.  «Приспособление птиц к полету».

Птиц от всех дру­гих су­ществ от­ли­ча­ет спо­соб­ность ле­тать. К по­ле­ту при­спо­соб­ле­но все тело птицы. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти птиц пре­вра­ще­ны в кры­лья. Так что птицы стали дву­но­ги­ми. Опе­рен­ное крыло на­мно­го более при­спо­соб­ле­но к по­ле­ту, чем ле­та­тель­ная пе­ре­пон­ка ле­ту­чих мышей. По­вре­жден­ное опе­ре­ние крыла быст­ро вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Удли­не­ние крыла до­сти­га­ет­ся за счет удли­не­ния пе­рьев, а не ко­стей. Длин­ные тон­кие кости ле­та­ю­щих по­зво­ноч­ных могут легко ло­мать­ся. Как при­спо­соб­ле­ние для по­ле­та на гру­дине птиц раз­вил­ся кост­ный киль. Это опора для кост­ных ле­та­тель­ных мышц. Неко­то­рые со­вре­мен­ные птицы ли­ше­ны киля, но од­но­вре­мен­но они утра­ти­ли спо­соб­ность ле­тать. Все лиш­ние тя­же­сти в стро­е­нии птиц, ме­ша­ю­щие по­ле­ту, при­ро­да по­ста­ра­лась устра­нить. Мак­си­маль­ный вес всех круп­ных ле­та­ю­щих птиц до­сти­га­ет 15-16 кг. А у неле­та­ю­щих, на­при­мер стра­у­сов, он может пре­вы­шать 150 кг. Кости птиц в про­цес­се эво­лю­ции ста­но­ви­лись по­лы­ми и лег­ки­ми. При этом они со­хра­ни­ли проч­ность.

Пер­вые птицы имели зубы, но затем тя­же­лая зуб­ная си­сте­ма пол­но­стью ис­чез­ла. У птиц по­явил­ся ро­го­вой клюв. Во­об­ще полет – несрав­нен­но более ско­рост­ной спо­соб пе­ре­дви­же­ния, чем бег или пла­ва­ние в воде. Но за­тра­ты энер­гии при­мер­но вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при пла­ва­нии. По­это­му птицы долж­ны по­гло­щать до­воль­но много пищи.

Полет, может быть:

- Ма­шу­щий

- Па­ря­щий

Па­ря­щий полет в со­вер­шен­стве осво­и­ли хищ­ные птицы. Они ис­поль­зу­ют теп­лые по­то­ки воз­ду­ха, под­ни­ма­ю­щи­е­ся от на­гре­той земли.

Слайд №9

Второй природный домик- водная среда.

Работа с текстом учебника , стр107.

Знакомство с жителями водной среды. (выбрать )

ДЕЛЬФИН, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ,РЕЧНОЙ РАК, ЖУК ПЛАУНЕЦ, АКУЛА, КРОТ, ЦОКОР

Слайд №10

Учитель.

Какие приспособления у живых организмов для дыхания в водной среде? (жабры)

Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми. Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из воды рас­тво­рен­ный в ней кис­ло­род, необ­хо­ди­мый для ды­ха­ния.

Ля­гуш­ка, на­хо­дясь под водой, дышит кожей. Осво­ив­шие воду мле­ко­пи­та­ю­щие дышат лег­ки­ми, им необ­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски под­ни­мать­ся к по­верх­но­сти воды для вдоха.

По­доб­ным об­ра­зом ведут себя и вод­ные жуки, толь­ко у них, как и у дру­гих на­се­ко­мых, не лег­кие, а осо­бые ды­ха­тель­ные тру­боч­ки – тра­хеи.

Слайд №11

Учитель.

Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде.  Сазан, ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой, когда мно­гие во­до­е­мы ско­ва­ны льдом, может на­сту­пить замор рыб, т. е. мас­со­вая ги­бель их от уду­шья. Чтобы кис­ло­род по­сту­пал в воду, во льду про­ру­ба­ют лунки. В вод­ной среде мень­ше света, чем в на­зем­но-воз­душ­ной. В оке­а­нах и морях на глу­бине 200 мет­ров – цар­ство су­ме­рек, а еще ниже – веч­ная тьма. Со­от­вет­ствен­но, вод­ные рас­те­ния встре­ча­ют­ся лишь там, где до­ста­точ­но света. Глуб­же могут жить толь­ко жи­вот­ные. Глу­бо­ко­вод­ные жи­вот­ные пи­та­ют­ся па­да­ю­щи­ми из верх­них слоев мерт­вы­ми остан­ка­ми раз­лич­ных мор­ских оби­та­те­лей.

Осо­бен­ность мно­гих мор­ских жи­вот­ных – это при­спо­соб­ле­ние для пла­ва­ния. У рыб, дель­фи­нов и китов – это плав­ни­ки. У тю­ле­ней  и мор­жей – ласты. У боб­ров, выдр, во­до­пла­ва­ю­щих птиц есть пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми. У жука пла­вун­ца есть пла­ва­тель­ные ножки, по­хо­жие на весла.

Слайд №12-14

Учитель предлагает детям посетить третий домик с  жителями почвенной среды.

Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и сле­пы­ша го­во­рит о том, что все они оби­та­те­ли поч­вен­ной среды. Пе­ред­ние ноги у крота и цо­ко­ра – глав­ный ин­стру­мент для рытья. Они плос­кие, как ло­па­ты, с очень боль­ши­ми ког­тя­ми. А у сле­пы­ша ноги обыч­ные. Он вгры­за­ет­ся в почву мощ­ны­ми пе­ред­ни­ми зу­ба­ми. Тело у всех этих зверь­ков оваль­ное, ком­пакт­ное, для более удоб­но­го пе­ре­ме­ще­ния по под­зем­ным ходам.

Об­ра­зо­ва­ние почвы на­ча­лось толь­ко с по­яв­ле­ни­ем на Земле живых су­ществ. С тех пор в те­че­ние мил­ли­о­нов лет идет непре­рыв­ный про­цесс её об­ра­зо­ва­ния. Твер­дые гор­ные по­ро­ды в при­ро­де по­сто­ян­но раз­ру­ша­ют­ся. По­лу­ча­ет­ся рых­лый слой, со­сто­я­щий из мел­ких ка­меш­ков, песка, глины. В нем почти нет пи­та­тель­ных ве­ществ, необ­хо­ди­мых для рас­те­ний. Но все же непри­хот­ли­вые рас­те­ния и ли­шай­ни­ки се­лят­ся здесь. Из их остат­ков под воз­дей­стви­ем бак­те­рий об­ра­зу­ет­ся пе­ре­гной. Те­перь в почве могут по­се­лить­ся рас­те­ния. От­ми­рая, они также дают пе­ре­гной. Так по­сте­пен­но почва пре­вра­ща­ет­ся в среду для оби­та­ния. В почве се­лят­ся раз­лич­ные жи­вот­ные. Они по­вы­ша­ют ее пло­до­ро­дие. Таким об­ра­зом, почва не может по­явить­ся без живых су­ществ. В то же время и рас­те­ни­ям и жи­вот­ным необ­хо­ди­ма почва. По­это­му в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.

1 см почвы об­ра­зу­ет­ся в при­ро­де за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот по­че­му нель­зя до­пус­кать раз­ру­ше­ние и уни­что­же­ние почвы. Там, где люди уни­что­жи­ли рас­те­ния, почву раз­мы­ва­ет вода, вы­ду­ва­ет силь­ный ветер. Почва мно­го­го бо­ит­ся, на­при­мер, ядо­хи­ми­ка­тов. Если их вно­сить боль­ше нормы, они на­кап­ли­ва­ют­ся в ней, за­гряз­няя её. В ре­зуль­та­те гиб­нут черви, мик­ро­бы, бак­те­рии, без ко­то­рых почва те­ря­ет пло­до­ро­дие. Если в почву вно­сит­ся слиш­ком много удоб­ре­ния или её слиш­ком обиль­но по­ли­ва­ют, в ней на­кап­ли­ва­ет­ся из­бы­ток солей. А это вред­но для рас­те­ний и для всего жи­во­го. Чтобы за­щи­тить почву, на полях необ­хо­ди­мо са­жать лес­ные по­ло­сы, пра­виль­но рас­па­хи­вать на скло­нах, а зимой про­во­дить сне­го­за­дер­жа­ние.

Слайд №15

Сообщение ученика. 

Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не видит. Как зем­ле­коп, он не знает себе рав­ных. Всё у него для рытья при­спо­соб­ле­но наи­луч­шим об­ра­зом. Мех ко­рот­кий и глад­кий, чтобы не цеп­лять­ся за землю. Глаз­ки у крота кро­хот­ные, с ма­ко­вое  зер­ныш­ко. Веки их плот­но за­кры­ва­ют, когда это необ­хо­ди­мо, а у неко­то­рых кро­тов глаза и вовсе за­рос­ли кожей. Пе­ред­ние лапы у крота – на­сто­я­щие ло­па­ты. Кости на них плос­кие, а кисть вы­вер­ну­та так, чтобы удоб­ней было рыть землю перед собой и от­гре­бать её назад. За день он про­ры­ва­ет 20 новых ходов. Под­зем­ные ла­би­рин­ты кро­тов могут про­сти­рать­ся на огром­ные рас­сто­я­ния. Ходы у крота двух видов:

- Гнез­до­вые, в ко­то­рых он от­ды­ха­ет.

- Кор­мо­вые, они рас­по­ла­га­ют­ся неда­ле­ко от по­верх­но­сти.

Чут­кое обо­ня­ние под­ска­зы­ва­ет кроту, в каком на­прав­ле­нии ко­пать.

Слайд №16

Вставляем пропущенные слова.

У большинства животных ________ среды хоро­шо развиты органы  _____________. Например, ястреб с вы­соты своего полёта видит бегущую по полю мышь

 

Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает  ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.

Слайд №17

Сообщение ученика. 

Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.

Слайд №18

Сообщение ученика. 

Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.

Слайд №19

Вывод. (вставляем пропущенное слово)

 

Все жители природных домиков имеют свои   _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.

(1 слово - особенности, второе слово может быть не одно: комфортно, хорошо, уютно и.т.д.

 

В конце урока учитель предлагает ребятам  положить в шкатулку «Знаний» жетоны» по выбору.

Зеленый- мне понравился урок

Желтый – хочу знать больше

Красный- мне было не все понятно.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Урок "Три среды обитания" 5 класс»

Презентация урока «Три среды обитания» Биология 5 класс Учитель биологии Н. Ф. Неверова МБОУ СШ № 17 Город Димитровград Ульяновская область

Презентация урока «Три среды обитания»

Биология 5 класс

Учитель биологии

Н. Ф. Неверова

МБОУ СШ № 17

Город Димитровград

Ульяновская область

- Верх­няя часть ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли) - Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли ) Жизнь про­те­ка­ет на боль­шом про­стран­стве раз­но­об­раз­ной по­верх­но­сти зем­но­го шара. Био­сфе­ра – это обо­лоч­ка Земли, где су­ще­ству­ют живые ор­га­низ­мы. Био­сфе­ра вклю­ча­ет в себя: Каж­дая из этих обо­ло­чек Земли имеет осо­бые усло­вия, со­зда­ю­щие раз­ные среды жизни. Раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми сред жизни по­рож­да­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм живых ор­га­низ­мов. - Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли)

- Верх­няя часть ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли)

- Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли )

Жизнь про­те­ка­ет на боль­шом про­стран­стве раз­но­об­раз­ной по­верх­но­сти зем­но­го шара.

Био­сфе­ра – это обо­лоч­ка Земли, где су­ще­ству­ют живые ор­га­низ­мы.

Био­сфе­ра вклю­ча­ет в себя:

Каж­дая из этих обо­ло­чек Земли имеет осо­бые усло­вия, со­зда­ю­щие раз­ные среды жизни. Раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми сред жизни по­рож­да­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм живых ор­га­низ­мов.

- Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли)

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.

ВОДНАЯ СРЕДА ПОЧВЕННАЯ СРЕДА НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет. До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

ВОДНАЯ СРЕДА

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

ПРИРОДНЫЙ ДОМ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ШМЕЛЬ ДЕЛЬФИН ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ ВЫДРА ЛЯГУШКА СЛЕПЫШ СОМ РЕЧНОЙ РАК СТРАУС ЖУК ПЛАУНЕЦ СТРИЖ МАЙСКИЙ ЖУК АКУЛА КРОТ КЕНГУРУ ЦОКОР СТРЕКОЗА ГЕПАРД КОЛИБРИ МУХА КОМАР

ПРИРОДНЫЙ ДОМ

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

ШМЕЛЬ

ДЕЛЬФИН

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

ВЫДРА

ЛЯГУШКА

СЛЕПЫШ

СОМ

РЕЧНОЙ РАК

СТРАУС

ЖУК ПЛАУНЕЦ

СТРИЖ

МАЙСКИЙ ЖУК

АКУЛА

КРОТ

КЕНГУРУ

ЦОКОР

СТРЕКОЗА

ГЕПАРД

КОЛИБРИ

МУХА

КОМАР

наземно-воздушная среда Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния, за­па­са­ния и эко­но­мич­но­го рас­хо­до­ва­ния воды. В рай­о­нах с хо­лод­ной зимой в те­че­ние года за­мет­но ме­ня­ет­ся вся жизнь ор­га­низ­ма. Осен­ний ли­сто­пад, отлет пе­ре­лет птиц в теп­лые края, смена шер­сти у зве­рей на более гу­стую и теп­лую - все это при­спо­соб­ле­ние живых су­ществ к се­зон­ным из­ме­не­ни­ям в при­ро­де. В на­зем­но-воз­душ­ной среде можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху. И жи­вот­ные этим поль­зу­ют­ся. Ноги одних при­спо­соб­ле­ны к бегу: стра­ус, ге­пард, зебра. Дру­гих – к прыж­кам: кен­гу­ру, туш­кан­чик. Из каж­дых 100 оби­та­ю­щих в этой среде жи­вот­ных 75 умеют ле­тать. Это боль­шин­ство на­се­ко­мых, птиц и неко­то­рые звери, на­при­мер, ле­ту­чая мышь До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

наземно-воздушная среда

Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния, за­па­са­ния и эко­но­мич­но­го рас­хо­до­ва­ния воды.

В рай­о­нах с хо­лод­ной зимой в те­че­ние года за­мет­но ме­ня­ет­ся вся жизнь ор­га­низ­ма. Осен­ний ли­сто­пад, отлет пе­ре­лет птиц в теп­лые края, смена шер­сти у зве­рей на более гу­стую и теп­лую - все это при­спо­соб­ле­ние живых су­ществ к се­зон­ным из­ме­не­ни­ям в при­ро­де.

В на­зем­но-воз­душ­ной среде можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху. И жи­вот­ные этим поль­зу­ют­ся. Ноги одних при­спо­соб­ле­ны к бегу: стра­ус, ге­пард, зебра. Дру­гих – к прыж­кам: кен­гу­ру, туш­кан­чик. Из каж­дых 100 оби­та­ю­щих в этой среде жи­вот­ных 75 умеют ле­тать. Это боль­шин­ство на­се­ко­мых, птиц и неко­то­рые звери, на­при­мер, ле­ту­чая мышь

До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПТИЦ К ПОЛЕТУ

Птиц от всех дру­гих су­ществ от­ли­ча­ет спо­соб­ность ле­тать. К по­ле­ту при­спо­соб­ле­но все тело птицы. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти птиц  пре­вра­ще­ны в кры­лья . Так что птицы стали дву­но­ги­ми. Опе­рен­ное крыло на­мно­го более при­спо­соб­ле­но к по­ле­ту, чем ле­та­тель­ная пе­ре­пон­ка ле­ту­чих мышей. По­вре­жден­ное опе­ре­ние крыла быст­ро вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Удли­не­ние крыла до­сти­га­ет­ся за счет удли­не­ния пе­рьев, а не ко­стей. Длин­ные тон­кие кости ле­та­ю­щих по­зво­ноч­ных могут легко ло­мать­ся. Как при­спо­соб­ле­ние для по­ле­та на гру­дине птиц раз­вил­ся кост­ный киль. Это опора для кост­ных ле­та­тель­ных мышц. Неко­то­рые со­вре­мен­ные птицы ли­ше­ны киля, но од­но­вре­мен­но они утра­ти­ли спо­соб­ность ле­тать. Все лиш­ние тя­же­сти в стро­е­нии птиц, ме­ша­ю­щие по­ле­ту, при­ро­да по­ста­ра­лась устра­нить. Мак­си­маль­ный вес всех круп­ных ле­та­ю­щих птиц до­сти­га­ет 15-16 кг. А у неле­та­ю­щих, на­при­мер стра­у­сов, он может пре­вы­шать 150 кг. Кости птиц в про­цес­се эво­лю­ции ста­но­ви­лись по­лы­ми и лег­ки­ми . При этом они со­хра­ни­ли проч­ность.

Пер­вые птицы имели зубы, но затем тя­же­лая зуб­ная си­сте­ма пол­но­стью ис­чез­ла . У птиц по­явил­ся ро­го­вой клюв. Во­об­ще полет – несрав­нен­но более ско­рост­ной спо­соб пе­ре­дви­же­ния, чем бег или пла­ва­ние в воде. Но за­тра­ты энер­гии при­мер­но вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при пла­ва­нии. По­это­му птицы долж­ны по­гло­щать до­воль­но много пищи.

Полет, может быть:

- Ма­шу­щий

- Па­ря­щий

Па­ря­щий полет в со­вер­шен­стве осво­и­ли хищ­ные птицы. Они ис­поль­зу­ют теп­лые по­то­ки воз­ду­ха, под­ни­ма­ю­щи­е­ся от на­гре­той земли.

ПРИРОДНЫЙ ДОМ ВОДНАЯ СРЕДА ДЕЛЬФИН ВЫДРА ЛЯГУШКА СЛЕПЫШ СОМ РЕЧНОЙ РАК ЖУК ПЛАУНЕЦ АКУЛА КРОТ ЦОКОР

ПРИРОДНЫЙ ДОМ ВОДНАЯ СРЕДА

ДЕЛЬФИН

ВЫДРА

ЛЯГУШКА

СЛЕПЫШ

СОМ

РЕЧНОЙ РАК

ЖУК ПЛАУНЕЦ

АКУЛА

КРОТ

ЦОКОР

Как осуществляется дыхание животных в водной среде. Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми. Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из воды рас­тво­рен­ный в ней кис­ло­род, необ­хо­ди­мый для ды­ха­ния. Ля­гуш­ка, на­хо­дясь под водой, дышит кожей. Осво­ив­шие воду мле­ко­пи­та­ю­щие дышат лег­ки­ми, им необ­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски под­ни­мать­ся к по­верх­но­сти воды для вдоха. По­доб­ным об­ра­зом ведут себя и вод­ные жуки, толь­ко у них, как и у дру­гих на­се­ко­мых, не лег­кие, а осо­бые ды­ха­тель­ные тру­боч­ки – тра­хеи.

Как осуществляется дыхание животных в водной среде.

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет

Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми. Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из воды рас­тво­рен­ный в ней кис­ло­род, необ­хо­ди­мый для ды­ха­ния.

Ля­гуш­ка, на­хо­дясь под водой, дышит кожей. Осво­ив­шие воду мле­ко­пи­та­ю­щие дышат лег­ки­ми, им необ­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски под­ни­мать­ся к по­верх­но­сти воды для вдоха.

По­доб­ным об­ра­зом ведут себя и вод­ные жуки, толь­ко у них, как и у дру­гих на­се­ко­мых, не лег­кие, а осо­бые ды­ха­тель­ные тру­боч­ки – тра­хеи.

Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде. Сазан, ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой, когда мно­гие во­до­е­мы ско­ва­ны льдом, может на­сту­пить замор рыб, т. е. мас­со­вая ги­бель их от уду­шья. Чтобы кис­ло­род по­сту­пал в воду, во льду про­ру­ба­ют лунки. В вод­ной среде мень­ше света, чем в на­зем­но-воз­душ­ной. В оке­а­нах и морях на глу­бине 200 мет­ров – цар­ство су­ме­рек, а еще ниже – веч­ная тьма. Со­от­вет­ствен­но, вод­ные рас­те­ния встре­ча­ют­ся лишь там, где до­ста­точ­но света. Глуб­же могут жить толь­ко жи­вот­ные. Глу­бо­ко­вод­ные жи­вот­ные пи­та­ют­ся па­да­ю­щи­ми из верх­них слоев мерт­вы­ми остан­ка­ми раз­лич­ных мор­ских оби­та­те­лей. Осо­бен­ность мно­гих мор­ских жи­вот­ных – это при­спо­соб­ле­ние для пла­ва­ния. У рыб, дель­фи­нов и китов – это плав­ни­ки. У тю­ле­ней и мор­жей – ласты. У боб­ров, выдр, во­до­пла­ва­ю­щих птиц есть пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми. У жука пла­вун­ца есть пла­ва­тель­ные ножки, по­хо­жие на весла.

Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде. Сазан, ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой, когда мно­гие во­до­е­мы ско­ва­ны льдом, может на­сту­пить замор рыб, т. е. мас­со­вая ги­бель их от уду­шья. Чтобы кис­ло­род по­сту­пал в воду, во льду про­ру­ба­ют лунки. В вод­ной среде мень­ше света, чем в на­зем­но-воз­душ­ной. В оке­а­нах и морях на глу­бине 200 мет­ров – цар­ство су­ме­рек, а еще ниже – веч­ная тьма. Со­от­вет­ствен­но, вод­ные рас­те­ния встре­ча­ют­ся лишь там, где до­ста­точ­но света. Глуб­же могут жить толь­ко жи­вот­ные. Глу­бо­ко­вод­ные жи­вот­ные пи­та­ют­ся па­да­ю­щи­ми из верх­них слоев мерт­вы­ми остан­ка­ми раз­лич­ных мор­ских оби­та­те­лей.

Осо­бен­ность мно­гих мор­ских жи­вот­ных – это при­спо­соб­ле­ние для пла­ва­ния. У рыб, дель­фи­нов и китов – это плав­ни­ки. У тю­ле­ней и мор­жей – ласты. У боб­ров, выдр, во­до­пла­ва­ю­щих птиц есть пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми. У жука пла­вун­ца есть пла­ва­тель­ные ножки, по­хо­жие на весла.

ПРИРОДНЫЙ ДОМ ПОЧВЕННАЯ СРЕДА СЛЕПЫШ КРОТ ЦОКОР

ПРИРОДНЫЙ ДОМ

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

СЛЕПЫШ

КРОТ

ЦОКОР

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К ПОЧВЕННОЙ СРЕДЕ Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет. Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и сле­пы­ша го­во­рит о том, что все они оби­та­те­ли поч­вен­ной среды. Пе­ред­ние ноги у крота и цо­ко­ра – глав­ный ин­стру­мент для рытья. Они плос­кие, как ло­па­ты, с очень боль­ши­ми ког­тя­ми. А у сле­пы­ша ноги обыч­ные. Он вгры­за­ет­ся в почву мощ­ны­ми пе­ред­ни­ми зу­ба­ми. Тело у всех этих зверь­ков оваль­ное, ком­пакт­ное, для более удоб­но­го пе­ре­ме­ще­ния по под­зем­ным ходам.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К ПОЧВЕННОЙ СРЕДЕ

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и сле­пы­ша го­во­рит о том, что все они оби­та­те­ли поч­вен­ной среды. Пе­ред­ние ноги у крота и цо­ко­ра – глав­ный ин­стру­мент для рытья. Они плос­кие, как ло­па­ты, с очень боль­ши­ми ког­тя­ми. А у сле­пы­ша ноги обыч­ные. Он вгры­за­ет­ся в почву мощ­ны­ми пе­ред­ни­ми зу­ба­ми. Тело у всех этих зверь­ков оваль­ное, ком­пакт­ное, для более удоб­но­го пе­ре­ме­ще­ния по под­зем­ным ходам.

Об­ра­зо­ва­ние почвы на­ча­лось толь­ко с по­яв­ле­ни­ем на Земле живых су­ществ. С тех пор в те­че­ние мил­ли­о­нов лет идет непре­рыв­ный про­цесс её об­ра­зо­ва­ния. Твер­дые гор­ные по­ро­ды в при­ро­де по­сто­ян­но раз­ру­ша­ют­ся. По­лу­ча­ет­ся рых­лый слой, со­сто­я­щий из мел­ких ка­меш­ков, песка, глины. В нем почти нет пи­та­тель­ных ве­ществ, необ­хо­ди­мых для рас­те­ний. Но все же непри­хот­ли­вые рас­те­ния и ли­шай­ни­ки се­лят­ся здесь. Из их остат­ков под воз­дей­стви­ем бак­те­рий об­ра­зу­ет­ся пе­ре­гной. Те­перь в почве могут по­се­лить­ся рас­те­ния. От­ми­рая, они также дают пе­ре­гной. Так по­сте­пен­но почва пре­вра­ща­ет­ся в среду для оби­та­ния. В почве се­лят­ся раз­лич­ные жи­вот­ные. Они по­вы­ша­ют ее пло­до­ро­дие. Таким об­ра­зом, почва не может по­явить­ся без живых су­ществ. В то же время и рас­те­ни­ям и жи­вот­ным необ­хо­ди­ма почва. По­это­му в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.

1 см почвы об­ра­зу­ет­ся в при­ро­де за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот по­че­му нель­зя до­пус­кать раз­ру­ше­ние и уни­что­же­ние почвы. Там, где люди уни­что­жи­ли рас­те­ния, почву раз­мы­ва­ет вода, вы­ду­ва­ет силь­ный ветер. Почва мно­го­го бо­ит­ся, на­при­мер, ядо­хи­ми­ка­тов. Если их вно­сить боль­ше нормы, они на­кап­ли­ва­ют­ся в ней, за­гряз­няя её. В ре­зуль­та­те гиб­нут черви, мик­ро­бы, бак­те­рии, без ко­то­рых почва те­ря­ет пло­до­ро­дие. Если в почву вно­сит­ся слиш­ком много удоб­ре­ния или её слиш­ком обиль­но по­ли­ва­ют, в ней на­кап­ли­ва­ет­ся из­бы­ток солей. А это вред­но для рас­те­ний и для всего жи­во­го. Чтобы за­щи­тить почву, на полях необ­хо­ди­мо са­жать лес­ные по­ло­сы, пра­виль­но рас­па­хи­вать на скло­нах, а зимой про­во­дить сне­го­за­дер­жа­ние.

Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не видит. Как зем­ле­коп, он не знает себе рав­ных. Всё у него для рытья при­спо­соб­ле­но наи­луч­шим об­ра­зом. Мех ко­рот­кий и глад­кий, чтобы не цеп­лять­ся за землю. Глаз­ки у крота кро­хот­ные, с ма­ко­вое зер­ныш­ко. Веки их плот­но за­кры­ва­ют, когда это необ­хо­ди­мо, а у неко­то­рых кро­тов глаза и вовсе за­рос­ли кожей. Пе­ред­ние лапы у крота – на­сто­я­щие ло­па­ты. Кости на них плос­кие, а кисть вы­вер­ну­та так, чтобы удоб­ней было рыть землю перед собой и от­гре­бать её назад. За день он про­ры­ва­ет 20 новых ходов. Под­зем­ные ла­би­рин­ты кро­тов могут про­сти­рать­ся на огром­ные рас­сто­я­ния. Ходы у крота двух видов: - Гнез­до­вые, в ко­то­рых он от­ды­ха­ет. - Кор­мо­вые, они рас­по­ла­га­ют­ся неда­ле­ко от по­верх­но­сти. Чут­кое обо­ня­ние под­ска­зы­ва­ет кроту, в каком на­прав­ле­нии ко­пать.

Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не видит. Как зем­ле­коп, он не знает себе рав­ных. Всё у него для рытья при­спо­соб­ле­но наи­луч­шим об­ра­зом. Мех ко­рот­кий и глад­кий, чтобы не цеп­лять­ся за землю. Глаз­ки у крота кро­хот­ные, с ма­ко­вое зер­ныш­ко. Веки их плот­но за­кры­ва­ют, когда это необ­хо­ди­мо, а у неко­то­рых кро­тов глаза и вовсе за­рос­ли кожей. Пе­ред­ние лапы у крота – на­сто­я­щие ло­па­ты. Кости на них плос­кие, а кисть вы­вер­ну­та так, чтобы удоб­ней было рыть землю перед собой и от­гре­бать её назад. За день он про­ры­ва­ет 20 новых ходов. Под­зем­ные ла­би­рин­ты кро­тов могут про­сти­рать­ся на огром­ные рас­сто­я­ния. Ходы у крота двух видов:

- Гнез­до­вые, в ко­то­рых он от­ды­ха­ет.

- Кор­мо­вые, они рас­по­ла­га­ют­ся неда­ле­ко от по­верх­но­сти.

Чут­кое обо­ня­ние под­ска­зы­ва­ет кроту, в каком на­прав­ле­нии ко­пать.

В какой среде обитают животные? НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду. У большинства животных ________ среды хоро­шо развиты органы _____________. Например, ястреб с вы­соты своего полёта видит бегущую по полю мышь зрения горб

В какой среде обитают животные?

НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.

У большинства животных ________ среды хоро­шо развиты органы _____________. Например, ястреб с вы­соты своего полёта видит бегущую по полю мышь

зрения

горб

ВОДНАЯ СРЕДА Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.

ВОДНАЯ СРЕДА

Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.

Вывод: Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.

Вывод:

Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ИСТОЧНИК: Введение в биологию. Н.И Сонин, А.А. Плешаков https://givotniymir.ru/vydra-sreda-obitaniya-i-obraz-zhizni-vydry/ https://ru.wikipedia.org/wiki https://interneturok.ru Интернет фото.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ИСТОЧНИК:

Введение в биологию. Н.И Сонин, А.А. Плешаков

https://givotniymir.ru/vydra-sreda-obitaniya-i-obraz-zhizni-vydry/

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://interneturok.ru

Интернет фото.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!