Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Тема
Три среды обитания
Цели
Образовательные: изучить особенности различных сред обитания живых организмов и их приспособления к обитанию в этих средах
Планируемый результат
Предметные: уметь характеризовать приспособленность организмов к среде обитания
Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы
Коммуникативные: способность передавать содержание текста в сжатом виде или развернутом виде в соответствии с целью задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные: умение ставить перед собой задачу, планировать свою деятельность, устранять причины возникших трудностей
Метапредметные: уметь структурировать материал, работать с разными источниками и преобразовывать информацию из одной формы в другую
Ход урока
Проверка домашнего задания в виде теста.
Слайд №2-4
Учитель. Что такое биосфера.
Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности земного шара.
Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.
Биосфера включает в себя:
- Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли),
- Гидросфера (водная оболочка Земли),
- Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли).
Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.
Слайд №5
Работа с учебником, стр.104-105.
Учитель. Предлагает нарисовать три природных домика.
Дети вместе с учителем выделяют особенности каждой среды обитания, вписывают в домик.
Анализ.
Воздушно-наземная среда.
Достаточно кислорода и солнечного света, бывают значительные изменения температуры, можно передвигаться по Земле и по воздуху
Водная среда.
Воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает.
Почвенная среда.
Меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает.
Слайд №6
Учитель предлагает детям побывать в каждом природном домике и познакомиться с его жителями. Первый природный домик- наземно –воздушная среда.
Работа с учебником, стр. 106.
Из всех живых организмов выбираем жителей наземно - воздушной среды.
ШМЕЛЬ, ДЕЛЬФИН, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ, РЕЧНОЙ РАК, СТРАУС,ЖУК ПЛАУНЕЦ, СТРИЖ, МАЙСКИЙ ЖУК, АКУЛА, КРОТ, КЕНГУРУ, ЦОКОР, СТРЕКОЗА, ГЕПАРД, КОЛИБРИ,
МУХА,КОМАР.
Слайд №7
Учитель.
Растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды.
В районах с холодной зимой в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе.
В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь.
Вопросы детям.
-
Какая птица чемпион по скорости полета? (стриж, 120 км. В час)
-
Сколько взмахивают крыльями птички колибри в 1 секунду? (70 раз)
-
Сколько взмахивают крыльями комары в 1 секунду? (до 600 раз)
-
Скорость полета у златоглазки? (2км/ч.)
-
Скорость полета у комнатной мухи? (7км/ч.)
-
Скорость полета майского жука? (11км/ч.)
-
Крупные стрекозы развивают скорость до ... ( 90 км/ч.)
-
Кто самый быстроногий из зверей (гепард)
Слайд №8 Сообщение ученика. «Приспособление птиц к полету».
Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности птиц превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться. Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими. При этом они сохранили прочность.
Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла. У птиц появился роговой клюв. Вообще полет – несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.
Полет, может быть:
- Машущий
- Парящий
Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.
Слайд №9
Второй природный домик- водная среда.
Работа с текстом учебника , стр107.
Знакомство с жителями водной среды. (выбрать )
ДЕЛЬФИН, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ,РЕЧНОЙ РАК, ЖУК ПЛАУНЕЦ, АКУЛА, КРОТ, ЦОКОР
Слайд №10
Учитель.
Какие приспособления у живых организмов для дыхания в водной среде? (жабры)
Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.
Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.
Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
Слайд №11
Учитель.
Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.
Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.
Слайд №12-14
Учитель предлагает детям посетить третий домик с жителями почвенной среды.
Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс её образования. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Отмирая, они также дают перегной. Так постепенно почва превращается в среду для обитания. В почве селятся различные животные. Они повышают ее плодородие. Таким образом, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Поэтому в природе все взаимосвязано.
1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот почему нельзя допускать разрушение и уничтожение почвы. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почва многого боится, например, ядохимикатов. Если их вносить больше нормы, они накапливаются в ней, загрязняя её. В результате гибнут черви, микробы, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносится слишком много удобрения или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого. Чтобы защитить почву, на полях необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Слайд №15
Сообщение ученика.
Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния. Ходы у крота двух видов:
- Гнездовые, в которых он отдыхает.
- Кормовые, они располагаются недалеко от поверхности.
Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать.
Слайд №16
Вставляем пропущенные слова.
У большинства животных ________ среды хорошо развиты органы _____________. Например, ястреб с высоты своего полёта видит бегущую по полю мышь
Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.
Слайд №17
Сообщение ученика.
Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.
Слайд №18
Сообщение ученика.
Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.
Слайд №19
Вывод. (вставляем пропущенное слово)
Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.
(1 слово - особенности, второе слово может быть не одно: комфортно, хорошо, уютно и.т.д.
В конце урока учитель предлагает ребятам положить в шкатулку «Знаний» жетоны» по выбору.
Зеленый- мне понравился урок
Желтый – хочу знать больше
Красный- мне было не все понятно.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Урок "Три среды обитания" 5 класс»
Презентация урока «Три среды обитания»
Биология 5 класс
Учитель биологии
Н. Ф. Неверова
МБОУ СШ № 17
Город Димитровград
Ульяновская область
- Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)
- Гидросфера (водная оболочка Земли )
Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности земного шара.
Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.
Биосфера включает в себя:
Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.
- Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.
ВОДНАЯ СРЕДА
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
Воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает
Меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает.
Достаточно кислорода и солнечного света, бывают значительные изменения температуры, можно передвигаться по Земле и по воздуху
ПРИРОДНЫЙ ДОМ
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
ШМЕЛЬ
ДЕЛЬФИН
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
ВЫДРА
ЛЯГУШКА
СЛЕПЫШ
СОМ
РЕЧНОЙ РАК
СТРАУС
ЖУК ПЛАУНЕЦ
СТРИЖ
МАЙСКИЙ ЖУК
АКУЛА
КРОТ
КЕНГУРУ
ЦОКОР
СТРЕКОЗА
ГЕПАРД
КОЛИБРИ
МУХА
КОМАР
наземно-воздушная среда
Растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды.
В районах с холодной зимой в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе.
В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь
Достаточно кислорода и солнечного света, бывают значительные изменения температуры, можно передвигаться по Земле и по воздуху
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПТИЦ К ПОЛЕТУ
Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности птиц превращены в крылья . Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться. Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими . При этом они сохранили прочность.
Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла . У птиц появился роговой клюв. Вообще полет – несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.
Полет, может быть:
- Машущий
- Парящий
Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.
ПРИРОДНЫЙ ДОМ ВОДНАЯ СРЕДА
ДЕЛЬФИН
ВЫДРА
ЛЯГУШКА
СЛЕПЫШ
СОМ
РЕЧНОЙ РАК
ЖУК ПЛАУНЕЦ
АКУЛА
КРОТ
ЦОКОР
Как осуществляется дыхание животных в водной среде.
Воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает
Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.
Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.
Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.
Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.
ПРИРОДНЫЙ ДОМ
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
СЛЕПЫШ
КРОТ
ЦОКОР
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К ПОЧВЕННОЙ СРЕДЕ
Меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает.
Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс её образования. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Отмирая, они также дают перегной. Так постепенно почва превращается в среду для обитания. В почве селятся различные животные. Они повышают ее плодородие. Таким образом, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Поэтому в природе все взаимосвязано.
1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот почему нельзя допускать разрушение и уничтожение почвы. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почва многого боится, например, ядохимикатов. Если их вносить больше нормы, они накапливаются в ней, загрязняя её. В результате гибнут черви, микробы, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносится слишком много удобрения или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого. Чтобы защитить почву, на полях необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния. Ходы у крота двух видов:
- Гнездовые, в которых он отдыхает.
- Кормовые, они располагаются недалеко от поверхности.
Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать.
В какой среде обитают животные?
НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.
У большинства животных ________ среды хорошо развиты органы _____________. Например, ястреб с высоты своего полёта видит бегущую по полю мышь
зрения
горб
ВОДНАЯ СРЕДА
Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.
Вывод:
Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ИСТОЧНИК:
Введение в биологию. Н.И Сонин, А.А. Плешаков
https://givotniymir.ru/vydra-sreda-obitaniya-i-obraz-zhizni-vydry/
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://interneturok.ru
Интернет фото.