Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования
Крестьянская пища
в произведениях
С.А. Есенина.
Учитель русского языка и литературы:
Сагачеева Э. Р.
с. Антипаюта - 2016
Содержание
Введение.
Глава I . Описание крестьянской еды в произведениях
С. А. Есенина:
I. I. Ситуации в произведениях, связанные с
упоминанием еды.
I . II . Отношение поэта к народной еде.
Глава II . Частое употребление разных видов пищи.
Глава I II . Особое внимание С.А. Есенина – к хлебу.
III . I . Хлеб – источник жизни бедняка.
III . II . Отношение к хлебу различных слоев
населения
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Много великих людей родилось на русской земле. На одно из первых мест в таком списке я поставила бы имя Сергея Есенина. Любовь читателей, его популярность невозможно сравнить с популярностью любого другого поэта.
Усадьба Есениных
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом...
Село Константиново. Дом родителей С. Есенина
Сени
Горница
Цель исследования - проследить использование и назначение описания крестьянской пищи в поэзии С.А. Есенина.
Задачи:
■ Изучение поэтического творчества
писателя. ■ Выявление произведений, в которых
присутствует описание крестьянской
пищи. ■ Описание ситуаций, связанных с
упоминанием крестьянской еды.
■ Анализ материалов по теме исследования.
Глава I . Описание крестьянской еды в произведениях С. А. Есенина:
I.I . Ситуации в произведениях, связанные с упоминанием еды.
Все свое детство и юность Есенин провел в своем родном селе Константиново. С ранних лет видел он и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Уже в ранних стихах Есенина возникают образы крестьян. Почти каждое его стихотворение наполнено приметами русской деревни. Особое внимание мне хочется уделить стихотворению «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц.
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
В поэме «Анна Снегина» упоминание об оладьях:
Ну что же! Вставай, Сергуша!
Еще и заря не тепла,
Старуха за милую душу
Оладьев тебе напекла.
В этом случае оладьями угощают долгожданного гостя.
В одном из ранних стихотворений поэт рисует веселую картинку базарного праздника:
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льет теплынь.
Солнца струганные дранки
Загораживают синь.
Крестьяне любили пить чай, и это подтверждают строки стихотворения «Снежная замять дробится и колется…» С.А. Есенина:
Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться –
Чайная чашка скользит из рук.
I . II . Отношение поэта к народной еде.
В стихотворении «Голубень» Есенин мечтает
о пище, которая ему знакома с детства:
Манит ночлег, недалеко до хаты,
Укропом вялым пахнет огород,
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.
Тянусь к теплу, вздыхаю мягкость хлеба
И с хрустом мысленно кусаю огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Глава II . Частое употребление разных видов пищи.
Названия некоторых видов пищи Есенин чаще других употребляет в своих произведениях. Например, пышки, которые пекли крестьяне в русских печах:
Шел господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
В этом стихотворении Сергей Александрович показывает щедрость крестьянской души. Старый дед делится черствой пышкой с Богом в образе нищего.
Еще самыми привычными поминальными блюдами для
крестьян были квас и кутья:
Жгуче желания множат
Душу больную мою,
Но и на гроб мне положат
С квасом крутую кутью.
Квас – самый популярный и доступный напиток того
времени. Он упоминается и в стихотворениях «Калики»,
«В хате»:
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
Квас в деревне готовили и в будни, и в праздники. Им
угощали в жаркую погоду странствующих.
Глава I II . Особое внимание С.А. Есенина – к хлебу. III . I . Хлеб – источник жизни бедняка. Особое внимание С.А. Есенин уделяет хлебу. Ведь этот продукт является для крестьянина источником жизни. Об этом он пишет в своем стихотворении «Русь уходящая»: Как мало надо этим брадачам, Чья жизнь в сплошном Картофеле и хлебе.
III . II . Отношение к хлебу
различных
слоев населения.
Есенин считает, что хлеб – это продукт, который может спасти человеку жизнь. Подтверждение я нахожу в стихотворении «Побирушка»:
Со слезами она просит хлеба черствого кусок,
От обиды и волненья замирает голосок.
Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,
И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- при чтении произведений писателя складывается представление, что поэт описывает все это не понаслышке, а мир крестьянского уклада ему дорог и знаком;
- в своих произведениях поэт представляет незатейливый набор продуктов питания сельского человека: квас, яйца, молоко, хлеб;
- поэт упоминает и капусту, и огурцы, потому что все это растет на огороде его родного дома и постоянно находится на крестьянском столе;
- вся пища крестьян состояла из того, что крестьяне выращивали на полях и в своих хозяйствах, поэт видит, что крестьянская пища полностью зависит от урожая;
- у поэта особое отношение к хлебу как источнику жизни крестьян.
Заключение.
Список использованной литературы.
1. Есенин С.А. Сочинения. – М.: Художественная литература, 1988.
2. Есенин С.А. Душа грустит о небесах. – М.: Детская литература, 2001.
3. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Московская литература, 1985.
4. Интернет.
5. Ожегов С.И. «Толковый словарь».
6. Прокушев Ю.С. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Московский рабочий, 1975.