СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Тюремная субкультура как особый вид социального взаимодействия подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация пригодится для работы классным руководителям. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Тюремная субкультура как особый вид социального взаимодействия подростков"»

          МКУ «Балезинский детский дом»    Консультация «Тюремная субкультура как особый вид социального взаимодействия подростков»

МКУ «Балезинский детский дом»

Консультация

«Тюремная субкультура

как особый вид социального взаимодействия подростков»

Актуальность. В 2016 году на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека председатель «Союза добровольцев России» Яна Лантратова представила доклад о негативном влиянии на детей и подростков тюремной субкультуры. При этом она в деталях описала многие острые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школах и интернатных учреждениях.  Глава государства В.В. Путин поручил представить соответствующую программу по защите детей. Он добавил, что в работе по этому направлению государство будет взаимодействовать с общественностью .

Актуальность.

В 2016 году на заседании Совета по развитию

гражданского общества и правам человека председатель

«Союза добровольцев России» Яна Лантратова

представила доклад о негативном влиянии

на детей и подростков тюремной субкультуры.

При этом она в деталях описала многие острые

проблемы, с которыми сталкиваются дети в школах

и интернатных учреждениях.

Глава государства В.В. Путин поручил представить

соответствующую программу по защите детей.

Он добавил, что в работе по этому направлению государство будет взаимодействовать с общественностью .

Определение «субкультуры» Термин «субкультура» включает смысловую часть «культура» и приставку «суб» (от лат. sub – под). Субкультура — это часть культуры того или иного общества, которая отличается от большинства отдельными признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т.д.   Субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах . Первоначально понятие « субкультура» употреблялось для описания социальных групп,

Определение «субкультуры»

Термин «субкультура» включает смысловую часть «культура» и приставку «суб» (от лат. sub – под).

Субкультура — это часть культуры того или иного общества, которая отличается от большинства отдельными признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т.д. 

Субкультуры формируются на демографической, географической,

национальной, профессиональной

и других основах .

Первоначально понятие « субкультура»

употреблялось для описания

социальных групп,

Определение тюремной субкультуры.

* «Тюремная субкультура включает нормы, традиции, ритуалы, жаргон и жесты, принципиально отличные от тех, которые предполагает уголовно-исполнительное законодательство и внутренний распорядок тюрьмы» (М. Платек)

* «Совокупность норм и ценностей, преимущественно неписаных, структурирующих взаимодействия между находящимися в заключении людьми» (А.Н. Олейник)

* Ю.М. Антонян, В.А. Верещагин и Г.Б. Калманов: «тюремная субкультура «реализуется в неформальных нормах и правилах поведения, запретах и предписаниях, санкциях и поощрениях, в некоторых видах художественного творчества, она же закрепляет иерархию среды, устанавливает социальные роли. В совокупности все это образует нравственную и психологическую основу бытия лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы»

* Ю.К. Александров «образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций». Причем такая субкультура, по мнению Ю.К. Александрова, может быть присуща не только отряду исправительного учреждения, но и, например, школьному коллективу.

Тюремная субкультура существенно отличается от других видов субкультур.  Данная субкультура возникает в рамках тюрьмы – закрытого, ограниченного, изолированного от общества учреждения.  Здесь формируются особые нормы и ценности, специфичное мировосприятие, своеобразная символика и мифология.

Тюремная субкультура существенно отличается от других видов субкультур.

Данная субкультура возникает в рамках тюрьмы – закрытого, ограниченного, изолированного от общества учреждения.

Здесь формируются особые нормы и ценности, специфичное мировосприятие, своеобразная символика и мифология.

 Структура криминальной субкультуры:   1. «Табель о рангах». 2. Поведенческие атрибуты. 3. Коммуникативные атрибуты. 4. Экономические атрибуты. 5. Тюремная лирика. 6. Отношение к своему здоровью. 7. Сексуально-эротические ценности.

Структура криминальной субкультуры:

1. «Табель о рангах».

2. Поведенческие атрибуты.

3. Коммуникативные атрибуты.

4. Экономические атрибуты.

5. Тюремная лирика.

6. Отношение к своему здоровью.

7. Сексуально-эротические ценности.

«Привлекательность» уголовной идеологии для подростков: - широкое поле деятельности и возможности для самоутверждения и компенсации неудач; - процесс криминальной деятельности, включающий риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности; - снятие моральных ограничений; - отсутствие запретов на любую информацию; - учёт состояния возрастного одиночества и обеспечение в «своей» группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.

«Привлекательность» уголовной идеологии для подростков:

- широкое поле деятельности и возможности для самоутверждения и компенсации неудач;

- процесс криминальной деятельности, включающий риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

- снятие моральных ограничений;

- отсутствие запретов на любую информацию;

- учёт состояния возрастного одиночества и обеспечение в «своей» группе моральной,

физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.

 Основные причины противоправного поведения:    1. Семейные проблемы. 2. Проблемы в отношениях со сверстниками. 3. Внутренние комплексы подростков. 4. Стремление несовершеннолетних найти смысл жизни, поиск себя в обществе. 5. Новизна эмоций. 6. Дефекты (деформации, отклонения) правового сознания .  

Основные причины противоправного поведения:

1. Семейные проблемы.

2. Проблемы в отношениях со сверстниками.

3. Внутренние комплексы подростков.

4. Стремление несовершеннолетних

найти смысл жизни, поиск себя в обществе.

5. Новизна эмоций.

6. Дефекты (деформации, отклонения)

правового сознания .  

Признаки наличия криминальной субкультуры среди несовершеннолетних:  - враждующие группировки; - жесткая групповая иерархия (стратификация); - клички; уголовный жаргон; - азартные игры; тюремная лирика; - уклонение от определенного вида хозяйственных и общественно-полезных работ;  - вымогательство;  - нанесение татуировок; - симуляция, членовредительство; - групповые нарушения; - поделки с тюремной символикой; - факты полового извращения; - вандализм.

Признаки наличия криминальной субкультуры среди несовершеннолетних:

- враждующие группировки;

- жесткая групповая иерархия (стратификация);

- клички; уголовный жаргон;

- азартные игры; тюремная лирика;

- уклонение от определенного вида хозяйственных и общественно-полезных работ;

- вымогательство;

- нанесение татуировок;

- симуляция, членовредительство;

- групповые нарушения;

- поделки с тюремной символикой;

- факты полового извращения;

- вандализм.

Основные социально-психологические меры профилактики криминальной субкультуры: - создание надежной психологической защиты для каждого подростка, включение его в общественно одобряемые виды деятельности; - воспитание положительного отношения к нормам права и действующим законам, развитие правовой грамотности; - формирование социально-ценных традиций, гуманизация межличностных отношений между педагогами и воспитанниками; - показ негативных последствий участия молодого человека в криминогенной группе, развенчание криминальных авторитетов, создание барьеров для свободного переноса традиций и норм уголовного мира в подростковую среду.

Основные социально-психологические меры профилактики криминальной субкультуры:

- создание надежной психологической защиты для каждого подростка, включение его в общественно одобряемые виды деятельности;

- воспитание положительного отношения к нормам права и действующим законам, развитие правовой грамотности;

- формирование социально-ценных традиций, гуманизация межличностных отношений между педагогами и воспитанниками;

- показ негативных последствий участия молодого человека в криминогенной группе, развенчание криминальных авторитетов, создание барьеров для свободного переноса традиций и норм уголовного мира в подростковую среду.

Защитим наших детей от негативного влияния  тюремной субкультуры!

Защитим наших детей от негативного влияния тюремной субкультуры!

Литература: 1. Александров Ю.К. «Очерки криминальной субкультуры». – М.: «Права человека», 2001. 2. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. «Юридическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». – М.: РУДН, 2016. 3. Гуров А.И. «Профессиональная преступность: прошлое и современность». — М.: Юридическая литература, 1990. 4. Денисов Н.Л. «Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника». – М., 2015. 5. Долгова А.И. «Правовое воспитание молодежи». – М.: Юридическая литература, 1979. 6. Интернет-ресурсы. 7. Кон И.С. «Психология юношеского возраста» (Проблемы формирования личности). – М.: Просвещение, 8. Лысак И.В., Черкасова Ю.Ю. «Тюремная субкультура в России». - Таганрог, 2006. 9. Олейник А.Н. «Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти». - М., 2001. 10. Тищенко Н.В. «Гендерные аспекты тюремной субкультуры в современной России». - Саратов, 2007.

Литература:

1. Александров Ю.К. «Очерки криминальной субкультуры». – М.: «Права человека», 2001.

2. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. «Юридическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». – М.: РУДН, 2016.

3. Гуров А.И. «Профессиональная преступность: прошлое и современность». — М.: Юридическая литература, 1990.

4. Денисов Н.Л. «Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника». – М., 2015.

5. Долгова А.И. «Правовое воспитание молодежи». – М.: Юридическая литература, 1979.

6. Интернет-ресурсы.

7. Кон И.С. «Психология юношеского возраста» (Проблемы формирования личности). – М.: Просвещение,

8. Лысак И.В., Черкасова Ю.Ю. «Тюремная субкультура в России». - Таганрог, 2006.

9. Олейник А.Н. «Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти». - М., 2001.

10. Тищенко Н.В. «Гендерные аспекты тюремной субкультуры в современной России». - Саратов, 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!