Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 городского округа Кинешма
Семинар-практикум
«Использование технологии «утренний круг»
для успешной социализации детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Бахова А.Г.
Методика проведения утреннего круга в детском саду.
В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.
Утренний круг - это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится перед завтраком.
Цель:
«задать тон» всему дню, т.е. создать положительный эмоциональный настрой, порадоваться предстоящему дню, вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным, обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность.
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач: *Создаёт условия для общения детей и взрослых;
*Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность;
*Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию;
*Работает над развитием навыков культурного общения; *Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения;
*Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично;
*Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.
Технология утренний круг используется уже с трех лет, и для каждого возраста детей есть свои образовательные задачи, которые педагог корректирует сам.
Для развития детей раннего дошкольного возраста примеры образовательных задач:
Учиться делать выбор и принимать решения ( я хочу рисовать, играть).
Учить ставить цель ( я буду строить дом ).
Учиться говорить предложениями.
Учиться различать и называть признаки предметов ( цвет, форма, величина, пространственное положение ).
Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми ( младшими, сверстниками, старшими, взрослыми ).
Для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста примеры образовательных задач:
Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).
Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).
Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…).
Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
Тематика утренних кругов
*Утренний круг обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме.
*Ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе.
*Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам.
*Тематика утренних кругов может быть понедельной.
Этапы утреннего круга и приёмы их проведения.
Каждый этап требует использования приемов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки и др.), является самым эффективным способом, чтобы заинтересовать детей, включить в работу, и направить на решение поставленных задач.
Структура утреннего круга
1. Начало или организация круга (1 мин)
2. Приветствие или («Минутка вхождения в день») (1-2 мин)
3. Новости дня или Обмен информациями (3 мин)
4. Пальчиковая или дыхательная гимнастика (3-5 мин) или игра
5. Планирование совместной деятельности или календарь дел
(5-10 мин)
Начало или организация круга
Позывные
речёвка (может сочетаться с движениями)
музыка (песенки, мелодии)
Атрибутика
Педагог держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей: - Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю всех играть. Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет. Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет Во что дальше поиграть и кто будет начинать…. Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку” и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.
Сюрпризный момент
В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т. п. (Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.)
Звуковые сигналы Воспитатель созывает детей с помощью колокольчика. Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева –друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Приветствие «Минутка вхождение в день»
(примеры)
*Адресовано каждому , кто находится в круге:
- Здравствуй, Алёнка. Я рада, что ты сегодня с нами. - Здравствуй, Дашенька . Я рада, что ты сегодня с нами и т.д;
*Способы приветствия:
(занимательные, с использованием игровых моментов; песни, считалки, речёвки ).
Воспитатель поворачивается к ребёнку, сидящему слева или справа, берёт за руку и приветствует: «Доброе утро, Алёна» Я рада, что ты сегодня с нами!» Алёна, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернётся воспитателю. После приветствия друг с другом дети встают на ноги, поднимают руки вверх и произносят слова: «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое, здравствуй, новый день!».
*Альтернативные формы - пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия дошкольник говорит 2–3 комплимента товарищам)
Дети становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего – то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово.
*Пример педагога: начиная приветствие, педагог показывает, как это делается. -У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.)
*Используются различные предметы
(любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется. Перебрасываем, передаем мячик (надувной шар, клубок, игрушку) в руки тому, кто, в свою очередь, ответит приветствием. Приветствия заканчиваются, когда мячик вернётся к тому, кто первым его перекинул.
Умения, формируемые во время проведения группового сбора
Академические:
Коммуникативные:
* Умение слушать друг друга
(образовательные)
*Развитие речевых навыков
*Умение задать вопрос *Умение обратиться за помощью
*Умение высказывать свое мнение
*Расширение словарного запаса
*Умение работать в парах, микрогруппах
*Умение оценить и использовать уже имеющиеся знания при планировании деятельности
*Умение договориться (решать проблемы с помощью слов)
*Умение самостоятельно пополнять знания
Социальные:
*Терпимое отношение к другим людям
*Умение решать творческие задачи
*Забота о других
*Умение внести предложение
*Мотивация к развитию *Умение свободно выступать перед группой
Правила подачи новостей
(Правила четырёх «Не» для педагога)
*Не регламентируем (нельзя требовать от детей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
* Не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
*Не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Егора, Димы» недопустимы);
*Не запрещаем (запретных тем нет).
1.Начало или организация круга
2.Приветствие «Утро радостных встреч» или «Минутка вхождение в день»
Я созываю детей с помощью колокольчика.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности .
3. Новости дня или обмен информациями.
«Расскажи нам о себе»
Игрушка здоровается с воспитателем называет свое имя «Карамелька»
Воспитатель называет себя по имени отчеству. «Карамелька» знакомится с 3-4 детьми по их желанию.
(Каждый по очереди рассказывает: фамилия, имя, сколько лет, с кем живет, имя друга).
4. Дыхательная или пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика «Удивимся»
Сегодня нас ждёт интересный денёк, давайте подышим и наполнимся энергией на целый день (дети сидят прямо, нужно сделать свободный вдох. Медленно поднимают плечи и делают выдох.)
Удивляться чему есть,
В мире всех чудес не счесть.
5. Дидактическая игра « Угадай, что в мешочке»
По теме: зима
Цель: закрепление знаний по теме зима.
Задачи: развитие мелкой моторики; мышления; совершенство навыков общения; развитие артикуляционного аппарата.
Дети на ощупь достают предмет и рассказывают, каким образом он относится к зиме.
( снежинка, снеговик, игрушка деда мороза, варежки, санки)
Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов
организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность
создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.
Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима
пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно - образовательном процессе в целом.
Спасибо за внимание
Список литературы
Свирская Лидия Васильевна. Утро радостных встреч: (метод. Пособие) / Лидия Свирская. – Одним из эффективных форм работы позитивной социализации детей, является проведение «Утреннего круга». Этот ритуал позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно. Издательство «Линка–Пресс»,2010.–240с.
Программа «Сообщество». Организация программы, ориентированной на ребёнка. Кирстен А. Хэнсен, Роксан К. Кауфман, Кейт Б. Уолш.
Интернет ресурсы:
https:// i.gifer.com/1umO.gif
https ://yandex.ru/images/search?pos=13&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget--
https://yandex.ru/images/search?pos=18&img_url=https%3A%