Составитель -учитель: Спиридонова Н.М., учитель истории
Предметный курс «Война Германии против Советского Союза»
Пояснительная записка
Предметный курс «Война Германии против Советского Союза. 1941-1945 годы» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации образования с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Программа курса рассчитана на 17 часов. В ее основу положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность, преемственность и наглядность. Объектом изучения являются трудные и неоднозначные вопросы, связанные с историей войны Германии против Советского Союза 1941-1945 гг., традиционно слабо (или совсем не) освещенные в школьной программе и учебниках.
Цель курса:
* представить учащимся иной взгляд («взгляд с другой стороны») на проблемы Великой Отечественной войны, многие из которых продолжают сохраняться в российско-германских отношениях более шести десятилетий спустя после её окончания;
* отразить приоритет общечеловеческих ценностей;
* обучить основам работы с историческими документами, применяя ранее полученные знания.
Задачи курса:
* формировать у старшеклассников представления об истории вообще (и об истории вышеназванной войны в частности) не как о неком неизменном наборе фактов и их традиционных оценок, а действительно как о науке, находящейся в постоянном поиске и развитии, немыслимой без широкого спектра самых разнообразных оценок, мнений, трактовок, суждений;
* развивать у молодежи способности уважать иную точку зрения, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные вопросы и стараться давать на них убедительные ответы;
* помогать учащимся реализовывать свои творческие возможности, выйдя за рамки обычных уроков;
* создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.
В ходе реализации данной программы среди прочих видов учебных занятий преимущество отдается анализу первоисточников. При работе с историческими документами старшеклассники должны самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать данные разных источников, выделять общее и различное и на этой основе формировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
К каждой теме курса учащимся предлагается «папка» с первоисточниками, в которой содержатся тексты подлинных исторических документов, исторические карты, документальная кинохроника, вопросы, задания, тесты, список литературы и др.
В качестве форм контроля предлагается использовать тестирование, защиту учащимися индивидуальных работ: рефератов, эссе, таблиц, диаграмм, докладов, проектов; анкетирование, игры, моделирующие различные ситуации и др.
Курс создан на основе работы Е. В. Шитова « Элективный курс «Война Германии против Советского Союза.1941-1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы» (издательство: Москва, «Глобус», 2007).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | тема | К-во часов | Форма проведения и виды деятельности учащихся |
| | | Изучение памятки для работы с историческим документом |
1 | ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА | 1 | Лекция. Практикум. Работа с документами. |
2 | ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ | 1 | Занятие-версия. Практикум Работа с документами.. |
3 | ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА | 3 | Лекция. Работа с документами, историческими картами. Семинар с использованием видеоматериалов. |
4 | ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ | 2 | Лекция. Работа с документами. Практикум. |
5 | ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ | 2 | Лекция. Работа с документами. Дискуссия за «круглым столом». Практикум. |
6 | ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ» | 2 | Лекция. Практикум. Работа с документами. |
7 | ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА | 2 | Лекция. Практикум Работа с документами, историческими картами, видеоматериалами.. |
8 | ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ | 2 | Лекция. Практикум. Работа с документами. |
9 | ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ | 1 | Работа с документами. Деловая игра Дискуссия за «круглым столом». |
10 | Обобщающее занятие | 1 | Защита рефератов, эссе, творческих работ. Проблемно-проектная дискуссия. |
| итого | 17 | |
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА .
Занятие 1. Возникновение образа врага.
Почему был создан этот курс. Знакомство с его содержанием. Изучение памятки для работы с историческим документом. Захватнические планы Германии в эпоху империализма. Ужас перед «большевистской мировой революцией». Советский Союз - враг № 1.Антирусский и антисоветский образ врага в национал- социалистическом движении. Складывание стереотипа «еврейского большевизма». Программа захвата «жизненного пространства» - главная тема национал-социалистической пропаганды. Пропагандистская антисоветская шумиха.
ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ. Занятие 2. Подготовка войны.
Противоречия германской внешней политики и антисоветской пропаганды. Заключение германо-советского пакта о ненападении. Оккупация Польши, уничтожение почти всего еврейского и порабощение остального населения страны. Секретные дополнительные протоколы между Германией и Советским Союзом. Готовность Гитлера к войне против Советского Союза.
ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА .
Занятие 3. Немецкий план нападения
Изменение немецкой стратегической концепции и конечной цели войны. «План Барбаросса». Подготовка «войны мировоззрений».
Занятие 4. Ход военных действий (июнь 1941 - ноябрь 1942 гг.).
Нападение на Советский Союз. Успехи вермахта и реакция на них в Германии и Советском Союзе. Потери Германии. Крушение концепции молниеносной войны.
Занятие 5. Война против крупных городов. Союзники и соединения добровольцев.
Планы германского руководства в отношении крупных городов СССР. Блокада Ленинграда.
Сателлиты Германии в системе немецкого планирования. Немецкая пропаганда и «Движение европейских добровольцев».
ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ
Занятия 6. Обеспечение господства Германии на Востоке
Складывание системы управления на захваченной советской территории. Основные направления экономической немецкой оккупационной политики.
СС и полиция. Отношение к населению на оккупированной советской территории.
Занятия 7. Политика истребления.
Положение советских военнопленных до весны 1942 г. Уничтожение советских евреев - составная часть идеологического «мирового крестового похода» против «еврейско-большевистской системы». Основные исполнители политики уничтожения. «Борьба с бандитизмом».
ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Занятие 8. Коллаборационизм
Отношение местного населения к немецкой оккупации: решающие факторы поведения. Немецкая классификация «местных вспомогательных вооруженных сил». Основные направления их деятельности.
Русская Освободительная Армия и националистические организации на Украине. Немецкие данные о численности коллаборационистов.
Занятие 9. Партизанское движение
Усилия советской стороны по организации партизанских отрядов и централизованному управлению ими. Цели и задачи партизанского движения. Советские партизаны глазами солдат и офицеров вермахта.
ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ»
Занятие 10 . Пропаганда, террор и сопротивление
Пропагандистские мероприятия и усиление репрессий в Германии. Основы для массового террора внутри страны. Сопротивление противников национал-социалистического государства.
Занятие 11. Советские военнопленные в Германии. Советские граждане на принудительных работах
Использование советских военнопленных во всех сферах экономики Германии. Условия жизни советских военнопленных. Отношение к бывшим советским военнопленным после возвращения их на родину.
Официальная статистика принудительных трудовых лагерей и иностранных рабочих в «третьем рейхе». Принудительное привлечение советских граждан для удовлетворения все возрастающей потребности в рабочей силе. Условия работы и жизни «остарбайтеров». Отношение к бывшим «остарбайтерам» после возвращения их на родину.
ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Занятие 12. Ход боевых действий (ноябрь 1942 - декабрь 1944 гг.)
Катастрофа под Сталинградом. Провал наступления под Курском. Новая концепция войны. «Выжженная земля». Поражения вермахта в 1944 г. Перенесение военных действий за пределы советской территории.
Занятие 13. Советская победа: освобождение и завоевание
Крах союзников Германии. Создание победителями правительств, дружественных сталинскому режиму. Немецкое сопротивление на Западном и Восточном фронтах. Падение Берлина. Капитуляция Германии.
ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ
Занятие 14. Немецкие военнопленные в Советском Союзе
Общая численность немецких солдат и офицеров, оказавшихся в советском плену. Использование немецких военнопленных и условия их жизни. Советский плен - тяжелый психологический удар для немецких солдат.
Занятие 15. Немецкое население и Советская Армия
Паническое бегство миллионов людей из восточных районов Германии. «Тотальная мобилизация» населения Германии на борьбу с «азиатскими ордами». Акты мести немцам со стороны солдат Советской Армии и отношение к этому советского руководства. Действия советских оккупационных властей.
ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ
Занятие 16. Новая конфронтация и старые образы врага
Оккупационный режим держав-победительниц. Военное поражение Германии: освобождение или катастрофа? Критика войны с Советским Союзом в средствах массовой информации и отношение к ней немцев. Нюрнбергский процесс и реакция на него немецкого общества. Образование двух немецких государств и вступление их в разные политические блоки. Оживление старых образов врага. Вопрос о немецких военнопленных на территории СССР. Невозможность критического переосмысления войны в сложившемся политическом и культурном климате противостояния Востока и Запада.
Обобщающее занятие. Занятие 17. Осмысление прошлого
Конец 1950-х гг.: «осмысление прошлого» только начинается. Безнаказанность нацистских преступников. «Новая восточная политика» ФРГ и постепенный демонтаж образа врага. Требование «безоговорочного признания вины» перед Советским Союзом. Германия и Россия: XXI век.
Методические рекомендации к курсу
ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что большая часть немецкого населения считала Россию (Российскую империю, РСФСР, СССР) противником, представляющим особую угрозу для Германии; что нацисты, модернизировав традиционный образ врага, использовали его для осуществления своих захватнических планов на Востоке.
Основные понятия: панславизм, антикоммунизм, антисемитизм, национал-социализм, НСДАП, «азиатское варварство», «арийская раса», «большевистская угроза», «еврейский большевизм», «жизненное пространство».
ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ
Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить причины германо-советского сближения в 1939 г. и показать последствия этого; прийти к пониманию, что заключение пакта «Гитлер-Сталин» и последующих договоров не исключало в дальнейшем возможность войны Германии против Советского Союза.
Основные понятия: Вторая мировая война, пакт, ратификация, денонсация, аннексия, оккупация, экспансия, геноцид, гетто, протекторат, аншлюс.
ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА
Задачи: на основе анализа предложенных документов сделать вывод, что с самого начала планируемая против Советского Союза война была объявлена «борьбой на уничтожение», которая должна вестись с «неслыханной жестокостью»; что зверства фашистов по отношению к населению Советского Союза были спланированы их руководителями задолго до начала войны; что участие сателлитов Германии в войне против Советского Союза было обусловлено прежде всего желанием получить «свою долю» в процессе территориального передела европейского континента.
Основные понятия: план «Барбаросса», «молниеносная война», блокада, сателлиты, «фольксдойче», «Движение европейских добровольцев».
ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ
Задачи: на основе анализа предложенных документов прийти к пониманию, что режим, созданный нацистами на захваченных территориях Советского Союза, был направлен на эксплуатацию и уничтожение населения, что его главной целью являлось установление на Востоке долговременного господства Германии; что политическое и военное руководство «третьего рейха» рассматривало советских военнопленных не только как представителей «неполноценной расы», но и как потенциальных врагов национал-социалистической Германии на оккупированной ею территории, и делало все, чтобы свести к минимуму возможность советских солдат выжить в плену; что уничтожение евреев являлось частью идеологии нацистов и заранее планировалось ими.
Основные понятия: экономический штаб «Ост», рейхскомиссары, СС, СД, оперкоманды, зондеркоманды, «ла-фюреры», «деиндустриализация», приватизация, «укрепление германской народности», расизм, антисемитизм, депортация, «душегубка», холокост.
ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что вступление немецких войск на территорию Советского Союза вызвало у местного населения различную реакцию, выявить решающие мотивы поведения местного населения; выделить основные направления деятельности: а) добровольных помощников оккупантов; б) партизан и подпольных групп; представить позиции руководителей РОА и ОУН и показать отношение к ним нацистских правителей.
Основные понятия: коллаборационизм, партизанское движение, национализм, РОА, ОУН, «хиви».
ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ»
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, как нацистское правительство стремилось поддерживать стабильность немецкого общества путем активной пропагандистской работы и массового террора, основы для которого были созданы еще до войны; объяснить, чем была вызвана перемена настроений в немецком обществе, и привести примеры сопротивления нацистскому режиму внутри страны; выяснить положение советских военнопленных и граждан, угнанных на принудительные работы.
Основные понятия: пропаганда, террор, репрессии, «остарбайтеры», немецкий «фронт на родине».
ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать реакцию немецких солдат и офицеров, гражданского населения и нацистского руководства на поражение вермахта на Восточном фронте.
Основные понятия: коренной перелом в войне, антигитлеровская коалиция, «восточный вал», «выжженная земля», сепаратный мир, капитуляция.
ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать положение немецких солдат и офицеров в советском плену; отношение советских солдат и советской военной администрации к немецкому населению.
Основные понятия: концентрационный лагерь, «тотальная мобилизация», «фолькештурм», «гитлерюгенд».
ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать сущность оккупационного режима, установленного державами-победительницами; реакцию немецкого общества на военное поражение Германии; невозможность критического переосмысления войны в условиях новой конфронтации; выяснить причины, заставившие немецкое общество безоговорочно признать преступления, совершенные Германией против Советского Союза; обсудить перспективы российско-германских отношений.
Основные понятия: репарации, демилитаризация, денацификация, «холодная война», военные преступники, неофашизм, ГДР, ФРГ, Западный Берлин, объединение Германии.
Обобщающее занятие. Подведение итогов изучения курса.
Литература для учителя
Жуков Г. К Воспоминания и размышления: в 3-х т. 8-е изд. М.: АПН, 1987.
ЗалесскийК. СС. Охранные отряды НСДАП. М.: ЭКСМО, 2004.
Исаев А. В. Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали. М.: Яуза, ЭКСМО, 2006.
Карель П. Восточный фронт. Кн. 1. Гитлер идет на восток. 1941—1943. М.: Изографус, ЭКСМО, 2003.
Карель П. Восточный фронт. Кн. 2. Выжженная земля. 1943—1944. М.: Изографус, ЭКСМО, 2003.
Митчем Сэмюел. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. Смоленск: Русич, 1998.
Е. В. ШИТОВ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Война Германии против Советского Союза.1941-1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы. Москва: «Глобус», 2007
Вторая мировая война: два взгляда. М.: Мысль, 1995.
От «Барбароссы» до Сталинграда. М.: Мысль, 1993.
От Мюнхена до Токийского залива. М.: Мысль, 1993.
Солонин M. C. 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война. М: Яуза, ЭКСМО, 2006.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты. М.: Республика, 2000.
Гриф секретности снят: статистическое исследование. М.: Воениздат, 1993.
СС в действии. Сборник документов о преступлениях СС. МЛ Прогресс, 1969.
Литература для учащихся
Алексеев М. Мой Сталинград: роман. М.: Дружба народов, 2000.
Шитов Е. В. Тема Второй мировой войны: поиск новых средств и методов изучения // Обучая и воспитывая, развиваем... Вып. I. Волгоград: Перемена, 2001. С. 7-13.
Полководцы и военачальники Великой Отечественной. М.: Мол. гвардия, 1971.
1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной. М.: Политиздат, 1990.
Сталинградская битва в истории России: Вторые юношеские чтения, сб. докл. / под ред. М. М. Загорулько, И. Я. Фроянова. СПб.; Волгоград: Изд. Волгогр. гос. ун-та, 1998.
Руссика: шк. энциклопедия. История России. XX век. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. История России. XX век. М.: Аванта+, 1996.
Материальное оснащение программы
Настенные карты
Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Документальные фильмы
Великая Отечественная война.
Кто готовил войну? (Россия)
Нацизм. Предупреждение века (Великобритания)
Неизвестная война (СССР/США)
Обыкновенный фашизм (СССР)
По обе стороны победы (Россия)
Россия: кровь на снегу (Россия/США)
Суд истории: генерал Власов (Россия)
Художественные фильмы:
«Война» (СССР); «Враг у ворот» (США/Франция); «Гу-га» (Россия); «Иди и смотри» (СССР); «Освобождение» (СССР); «Приключения Вернера Хольта» (ГДР); «Список Шиндлера» (США); «Судьба человека» (СССР); «Звезда» (Россия); «Они сражались за родину» (СССР). «Нормандия-Неман» (СССР) и т.д.