СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметный курс «Война Германии против Советского Союза»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметный курс предназначен для старшеклассников. Затрагивает взгляд «с другой стороны» на события Великой Отечественной Войны.

Просмотр содержимого документа
«Предметный курс «Война Германии против Советского Союза»»


Составитель -учитель: Спиридонова Н.М., учитель истории



Предметный курс «Война Германии против Советского Союза»


Пояснительная записка


Предметный курс «Война Германии против Советского Сою­за. 1941-1945 годы» разработан в соответствии с основными положе­ниями концепции модернизации образования с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

Программа курса рассчитана на 17 часов. В ее основу положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность, преем­ственность и наглядность. Объектом изучения являются трудные и неоднозначные вопросы, связанные с историей войны Германии про­тив Советского Союза 1941-1945 гг., традиционно слабо (или совсем не) освещенные в школьной программе и учебниках.

Цель курса:

* представить учащимся иной взгляд («взгляд с другой сторо­ны») на проблемы Великой Отечественной войны, многие из которых продолжают сохраняться в российско-германских отношениях более шести десятилетий спустя после её окончания;

* отразить приоритет общечеловеческих ценностей;

* обучить основам работы с историческими документами, при­меняя ранее полученные знания.

Задачи курса:

* формировать у старшеклассников представления об истории вообще (и об истории вышеназванной войны в частности) не как о неком неизменном наборе фактов и их традиционных оценок, а действи­тельно как о науке, находящейся в постоянном поиске и развитии, не­мыслимой без широкого спектра самых разнообразных оценок, мне­ний, трактовок, суждений;

* развивать у молодежи способности уважать иную точку зре­ния, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убеди­тельные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные во­просы и стараться давать на них убедительные ответы;

* помогать учащимся реализовывать свои творческие возможности, выйдя за рамки обычных уроков;

* создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.


В ходе реализации данной программы среди прочих видов учебных занятий преимущество отдается анализу первоисточников. При работе с историческими документами старшеклассники должны самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, срав­нивать данные разных источников, выделять общее и различное и на этой основе формировать и отстаивать свою точку зрения по обсуж­даемым проблемам.

К каждой теме курса учащимся предлагается «папка» с первоис­точниками, в которой содержатся тексты подлинных исторических документов, исторические карты, документальная кинохроника, во­просы, задания, тесты, список литературы и др.

В качестве форм контроля предлагается ис­пользовать тестирование, защиту учащимися индивидуальных работ: рефератов, эссе, таблиц, диаграмм, докладов, проектов; анкетирование, игры, моделирующие различ­ные ситуации и др.

Курс создан на основе работы Е. В. Шитова « Элективный курс «Война Германии против Советского Союза.1941-1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы» (издательство: Москва, «Глобус», 2007).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

тема

К-во часов

Форма проведения и виды деятельности учащихся




Изучение памятки для работы с историческим документом


1


ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА


1

Лекция. Практикум.

Работа с документами.



2

ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ


1

Занятие-версия. Практикум

Работа с документами..


3

ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА


3

Лекция. Работа с документами, историческими картами. Семинар с использованием видеоматериалов.


4

ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ


2

Лекция.

Работа с документами.

Практикум.


5

ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ



2

Лекция.

Работа с документами.

Дискуссия за «круглым столом».

Практикум.


6

ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ»


2

Лекция. Практикум.

Работа с документами.


7

ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА



2

Лекция. Практикум

Работа с документами, историческими картами, видеоматериалами..


8

ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ


2

Лекция. Практикум.

Работа с документами.


9

ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ


1

Работа с документами. Деловая игра

Дискуссия за «круглым столом».


10


Обобщающее занятие



1

Защита рефератов, эссе, творческих работ. Проблемно-проектная дискуссия.


итого

17



СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА .

Занятие 1. Возникновение образа врага.

Почему был создан этот курс. Знакомство с его содержанием. Изучение памятки для работы с историческим документом. Захватнические планы Германии в эпоху империализма. Ужас перед «большевистской мировой революцией». Советский Союз - враг № 1.Антирусский и антисоветский образ врага в национал- социалистическом движении. Складывание стереотипа «еврейского большевизма». Программа захвата «жизненного пространства» - главная тема национал-социалистической пропаганды. Пропагандистская антисоветская шумиха.

ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ. Занятие 2. Подготовка войны.

Противоречия германской внешней политики и антисоветской пропаганды. Заключение германо-советского пакта о ненападении. Оккупация Польши, уничтожение почти всего еврейского и порабощение остального населения страны. Секретные дополнительные протоколы между Германией и Советским Союзом. Готовность Гитлера к войне против Советского Союза.

ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА .

Занятие 3. Немецкий план нападения

Изменение немецкой стратегической концепции и конечной це­ли войны. «План Барбаросса». Подготовка «войны мировоззрений».

Занятие 4. Ход военных действий (июнь 1941 - ноябрь 1942 гг.).

Нападение на Советский Союз. Успехи вермахта и реакция на них в Германии и Советском Союзе. Потери Германии. Крушение концепции молниеносной войны.

Занятие 5. Война против крупных городов. Союзники и соединения добровольцев.

Планы германского руководства в отношении крупных городов СССР. Блокада Ленинграда.

Сателлиты Германии в системе немецкого планирования. Не­мецкая пропаганда и «Движение европейских добровольцев».

ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ

Занятия 6. Обеспечение господства Германии на Востоке

Складывание системы управления на захваченной советской территории. Основные направления экономической немецкой оккупа­ционной политики.

СС и полиция. Отношение к населению на оккупированной со­ветской территории.

Занятия 7. Политика истребления.

Положение советских военнопленных до весны 1942 г. Уничто­жение советских евреев - составная часть идеологического «мирового крестового похода» против «еврейско-большевистской системы». Ос­новные исполнители политики уничтожения. «Борьба с бандитизмом».

ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Занятие 8. Коллаборационизм

Отношение местного населения к немецкой оккупации: решаю­щие факторы поведения. Немецкая классификация «местных вспомога­тельных вооруженных сил». Основные направления их деятельности.

Русская Освободительная Армия и националистические организации на Украине. Немецкие данные о численности коллаборационистов.


Занятие 9. Партизанское движение

Усилия советской стороны по организации партизанских отрядов и централизованному управлению ими. Цели и задачи партизанского дви­жения. Советские партизаны глазами солдат и офицеров вермахта.

ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ»

Занятие 10 . Пропаганда, террор и сопротивление

Пропагандистские мероприятия и усиление репрессий в Герма­нии. Основы для массового террора внутри страны. Сопротивление противников национал-социалистического государства.

Занятие 11. Советские военнопленные в Германии. Советские граждане на принудительных работах

Использование советских военнопленных во всех сферах экономи­ки Германии. Условия жизни советских военнопленных. Отношение к бывшим советским военнопленным после возвращения их на родину.

Официальная статистика принудительных трудовых лагерей и иностранных рабочих в «третьем рейхе». Принудительное привлече­ние советских граждан для удовлетворения все возрастающей потреб­ности в рабочей силе. Условия работы и жизни «остарбайтеров». От­ношение к бывшим «остарбайтерам» после возвращения их на родину.

ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Занятие 12. Ход боевых действий (ноябрь 1942 - декабрь 1944 гг.)

Катастрофа под Сталинградом. Провал наступления под Кур­ском. Новая концепция войны. «Выжженная земля». Поражения вер­махта в 1944 г. Перенесение военных действий за пределы советской территории.

Занятие 13. Советская победа: освобождение и завоевание

Крах союзников Германии. Создание победителями прави­тельств, дружественных сталинскому режиму. Немецкое сопротивле­ние на Западном и Восточном фронтах. Падение Берлина. Капитуля­ция Германии.

ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ

Занятие 14. Немецкие военнопленные в Советском Союзе

Общая численность немецких солдат и офицеров, оказавшихся в советском плену. Использование немецких военнопленных и условия их жизни. Советский плен - тяжелый психологический удар для немецких солдат.

Занятие 15. Немецкое население и Советская Армия

Паническое бегство миллионов людей из восточных районов Германии. «Тотальная мобилизация» населения Германии на борьбу с «азиатскими ордами». Акты мести немцам со стороны солдат Советской Армии и отношение к этому советского руководства. Действия советских оккупационных властей.

ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ

Занятие 16. Новая конфронтация и старые образы врага

Оккупационный режим держав-победительниц. Военное поражение Германии: освобождение или катастрофа? Критика войны с Советским Союзом в средствах массовой информации и отношение к ней немцев. Нюрн­бергский процесс и реакция на него немецкого общества. Образование двух немецких государств и вступление их в раз­ные политические блоки. Оживление старых образов врага. Вопрос о немецких военнопленных на территории СССР. Невозможность кри­тического переосмысления войны в сложившемся политическом и культурном климате противостояния Востока и Запада.

Обобщающее занятие. Занятие 17. Осмысление прошлого

Конец 1950-х гг.: «осмысление прошлого» только начинается. Без­наказанность нацистских преступников. «Новая восточная политика» ФРГ и по­степенный демонтаж образа врага. Требование «безоговорочного при­знания вины» перед Советским Союзом. Германия и Россия: XXI век.


Методические рекомендации к курсу

ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что большая часть немецкого населения считала Россию (Российскую империю, РСФСР, СССР) противником, представляющим особую уг­розу для Германии; что нацисты, модернизировав традиционный об­раз врага, использовали его для осуществления своих захватнических планов на Востоке.

Основные понятия: панславизм, антикоммунизм, антисеми­тизм, национал-социализм, НСДАП, «азиатское варварство», «арий­ская раса», «большевистская угроза», «еврейский большевизм», «жиз­ненное пространство».

ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ

Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить причины германо-советского сближения в 1939 г. и показать послед­ствия этого; прийти к пониманию, что заключение пакта «Гитлер-Сталин» и последующих договоров не исключало в дальнейшем воз­можность войны Германии против Советского Союза.

Основные понятия: Вторая мировая война, пакт, ратификация, денонсация, аннексия, оккупация, экспансия, геноцид, гетто, протек­торат, аншлюс.

ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА

Задачи: на основе анализа предложенных документов сделать вывод, что с самого начала планируемая против Советского Союза война была объявлена «борьбой на уничтожение», которая должна вестись с «неслыханной жестокостью»; что зверства фашистов по от­ношению к населению Советского Союза были спланированы их ру­ководителями задолго до начала войны; что участие сателлитов Гер­мании в войне против Советского Союза было обусловлено прежде всего желанием получить «свою долю» в процессе территориального передела европейского континента.

Основные понятия: план «Барбаросса», «молниеносная вой­на», блокада, сателлиты, «фольксдойче», «Движение европейских доб­ровольцев».

ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ

Задачи: на основе анализа предложенных документов прийти к пониманию, что режим, созданный нацистами на захваченных терри­ториях Советского Союза, был направлен на эксплуатацию и уничто­жение населения, что его главной целью являлось установление на Востоке долговременного господства Германии; что политическое и военное руководство «третьего рейха» рассматривало советских воен­нопленных не только как представителей «неполноценной расы», но и как потенциальных врагов национал-социалистической Германии на оккупированной ею территории, и делало все, чтобы свести к мини­муму возможность советских солдат выжить в плену; что уничтоже­ние евреев являлось частью идеологии нацистов и заранее планирова­лось ими.

Основные понятия: экономический штаб «Ост», рейхскомиссары, СС, СД, оперкоманды, зондеркоманды, «ла-фюреры», «деинду­стриализация», приватизация, «укрепление германской народности», расизм, антисемитизм, депортация, «душегубка», холокост.

ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что вступление немецких войск на территорию Советского Союза вы­звало у местного населения различную реакцию, выявить решающие мотивы поведения местного населения; выделить основные направле­ния деятельности: а) добровольных помощников оккупантов; б) пар­тизан и подпольных групп; представить позиции руководителей РОА и ОУН и показать отношение к ним нацистских правителей.

Основные понятия: коллаборационизм, партизанское движе­ние, национализм, РОА, ОУН, «хиви».

ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ»

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, как нацистское правительство стремилось поддерживать стабильность немецкого общества путем активной пропагандистской работы и массового террора, основы для которого были созданы еще до войны; объяснить, чем была вызвана перемена настроений в немецком обще­стве, и привести примеры сопротивления нацистскому режиму внутри страны; выяснить положение советских военнопленных и граждан, угнанных на принудительные работы.

Основные понятия: пропаганда, террор, репрессии, «остарбайтеры», немецкий «фронт на родине».

ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать реакцию немецких солдат и офицеров, гражданского населения и на­цистского руководства на поражение вермахта на Восточном фронте.

Основные понятия: коренной перелом в войне, антигитлеров­ская коалиция, «восточный вал», «выжженная земля», сепаратный мир, капитуляция.

ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать положение немецких солдат и офицеров в советском плену; отноше­ние советских солдат и советской военной администрации к немецко­му населению.

Основные понятия: концентрационный лагерь, «тотальная мо­билизация», «фолькештурм», «гитлерюгенд».

ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ

Задачи: на основе анализа предложенных документов показать сущность оккупационного режима, установленного державами-победительницами; реакцию немецкого общества на военное пораже­ние Германии; невозможность критического переосмысления войны в условиях новой конфронтации; выяснить причины, заставившие не­мецкое общество безоговорочно признать преступления, совершенные Германией против Советского Союза; обсудить перспективы россий­ско-германских отношений.

Основные понятия: репарации, демилитаризация, денацифи­кация, «холодная война», военные преступники, неофашизм, ГДР, ФРГ, Западный Берлин, объединение Германии.

Обобщающее занятие. Подведение итогов изучения курса.

Литература для учителя

Жуков Г. К Воспоминания и размышления: в 3-х т. 8-е изд. М.: АПН, 1987.

ЗалесскийК. СС. Охранные отряды НСДАП. М.: ЭКСМО, 2004.

Исаев А. В. Когда внезапности уже не было. История ВОВ, ко­торую мы не знали. М.: Яуза, ЭКСМО, 2006.

Карель П. Восточный фронт. Кн. 1. Гитлер идет на восток. 1941—1943. М.: Изографус, ЭКСМО, 2003.

Карель П. Восточный фронт. Кн. 2. Выжженная земля. 1943—1944. М.: Изографус, ЭКСМО, 2003.

Митчем Сэмюел. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. Смо­ленск: Русич, 1998.

Е. В. ШИТОВ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Война Германии против Советского Союза.1941-1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы. Москва: «Глобус», 2007

Вторая мировая война: два взгляда. М.: Мысль, 1995.

От «Барбароссы» до Сталинграда. М.: Мысль, 1993.

От Мюнхена до Токийского залива. М.: Мысль, 1993.

Солонин M. C. 22 июня, или Когда началась Великая Отечест­венная война. М: Яуза, ЭКСМО, 2006.

Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты. М.: Республика, 2000.

Гриф секретности снят: статистическое исследование. М.: Воениздат, 1993.

СС в действии. Сборник документов о преступлениях СС. МЛ Прогресс, 1969.

Литература для учащихся

Алексеев М. Мой Сталинград: роман. М.: Дружба народов, 2000.

Шитов Е. В. Тема Второй мировой войны: поиск новых средств и методов изучения // Обучая и воспитывая, развиваем... Вып. I. Вол­гоград: Перемена, 2001. С. 7-13.

Полководцы и военачальники Великой Отечественной. М.: Мол. гвардия, 1971.

1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной. М.: Политиздат, 1990.

Сталинградская битва в истории России: Вторые юношеские чтения, сб. докл. / под ред. М. М. Загорулько, И. Я. Фроянова. СПб.; Волгоград: Изд. Волгогр. гос. ун-та, 1998.

Руссика: шк. энциклопедия. История России. XX век. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. История России. XX век. М.: Аванта+, 1996.

Материальное оснащение программы

Настенные карты

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

Документальные фильмы

Великая Отечественная война.

Кто готовил войну? (Россия)

Нацизм. Предупреждение века (Великобритания)

Неизвестная война (СССР/США)

Обыкновенный фашизм (СССР)

По обе стороны победы (Россия)

Россия: кровь на снегу (Россия/США)

Суд истории: генерал Власов (Россия)

Художественные фильмы:

«Война» (СССР); «Враг у ворот» (США/Франция); «Гу-га» (Рос­сия); «Иди и смотри» (СССР); «Освобождение» (СССР); «Приключе­ния Вернера Хольта» (ГДР); «Список Шиндлера» (США); «Судьба че­ловека» (СССР); «Звезда» (Россия); «Они сражались за родину» (СССР). «Нормандия-Неман» (СССР) и т.д.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!