ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ СТРАТОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Авторы:
Л. Ю. Колотаева, зам. директора по УВР
С. В. Плотникова, учитель математики
Термин «страта» был введен русским социологом и философом Питиримом Сорокиным и обозначает группу людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации.
Суть «стратового» обучения состоит в следующем:
при сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько «страт» по определенному предмету
при этом предмет стратификации преподается во всех стратах по учебнику одного автора, но с различной глубиной освоения материала.
переход из страты в страту возможен в конце каждого полугодия по результатам итоговой работы за полугодие.
Причины использования стратового обучения в школе
повышение качества образования по математике
решение задачи вариативности и индивидуализации обучения
обучение в соответствие с индивидуально - психологическими особенностями учащихся
удовлетворение запроса родительской общественности о качественом образовании
работа по ФГОС
Цель введения стратового обучения
Алгоритм введения стратовой дифференциации
Шаг 1: Проведение родительского собрания (ознакомление родителей с особенностями организации дифференциации)
Шаг 2: Проведение контрольной работы; психологического тестирования (определение уровня знаний учащихся)
Шаг 3: Старт (распределение учащихся по стратам; расстановка кадров; корректировка учебных программ)
Шаг 4: Рефлексия (оперативные совещания педагогов; анализ результатов работы по полугодиям; анализ диагностических годовых работ)
Соотношение учащихся различных страт
Перемещение учащихся из страты в страту
Такое соотношение подчиняется следующему принципу: чем меньше проблем у детей в обучении и чем выше их учебная мотивация тем более эффективны различные методы преподавания и тем больше м.б. количество учеников страты без ущерба для усвоения ими материала.
успешности освоения программы по предмету и желание ребенка изучать этот предмет на более (или менее) глубоком уровне;
необходимости устранить пробелы в знаниях, обусловленные длительными пропусками по болезни;
явных признаков переутомления ребенка при изучении в рамках данной страты независимо от успеваемости;
объективно неблагоприятные взаимоотношения ученика с учителем или одногруппниками.
Особенности построения урока при стратовой системе
(на примере темы «Формулы сокращенного умножения»,
четыре страты в параллели)
учащиеся 4-ой страты, где учатся дети имеющие проблемы в обучении, основное время уделят непосредственному выучиванию основных формул и их применениях в простейших ситуациях;
учащиеся 3-ей страты потратят на выучивание основных формул меньше времени, а оставшееся время уделят решению более сложных примеров на их применение;
учащиеся 2-ой страты, помимо этого, изучат формулы разности и суммы кубов и их применение;
учащиеся 1-ой страты смогут уделить время применению всех этих формул в незнакомых ситуациях.
На первом этапе работы необходимо создать теплую атмосферу в коллективе. Учитель не должен скупиться на похвалу даже за самый незначительный успех. Недопустимо, чтобы в результате действий или слов учителя, у ученика понижалась вера в себя, в собственные силы.
На уроке необходимо стараться сохранять спокойствие в любой ситуации, создавать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. В своей работе придерживаться правила: «Хвалим ученика при всех, ругаем только наедине».
Оценивать же успехи ребенка необходимо не в разрезе всего коллектива, а только в сравнении с ним самим: успехи его (ученика) вчерашнего с ним сегодняшним. Словами «у тебя все получится», «здесь нет ничего сложного» и т.п. необходимо показывать веру в возможности ученика.
Когда ученик видит, что у него что-то стало получаться, что его хвалят, поддерживают, то с его стороны появляется интерес. А интерес - это показатель успешности в любом деле.
Чем больше у учеников проблем в обучении, чем ниже уровень их учебной мотивации, тем менее эффективны фронтальные методы работы с классом. Поэтому больше времени необходимо уделять индивидуальной работе, искать оптимальное соотношение объема информации и количества упражнений для освоения и отработки знаний. Стараться объяснять новый материал простым языком с большим количеством образом, примеров из жизни.
При изложении нового материала делать упор на наглядность, практичность, ход рассуждения строить от частного к общему.
Уровень обученности учащихся в низших стратах очень низкий, поэтому на каждом уроке включаются вопросы повторения, использутся системы упражнений, направленных на подготовку восприятия нового материала.
На каждом этапе урока – рефлексия.
Методы работы с низкой мотивацией:
- диалоги (вовлечение учащихся в беседу, обсуждения, постановка проблемных ситуаций),
- наглядная демонстрация материала (презентации),
- создание ситуации успеха на уроке,
- игровые технологии.
Урок-игра вызывает заинтересованность и в следствие активность учащихся. Такие уроки очень продуктивны, так как у детей развивается познавательный интерес, повышается интерес к предмету. Слабые учащиеся чувствуют на уроке-игре себя более увереннее, тем самым повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности.
Т. е. потенциал игры, в данном случае, направлен на более успешное освоение учащимися образовательной программы.
К каждой новой теме желательно разрабатывать памятки, образцы оформления задач, опорные конспекты или презентации.
Оценивание результатов учащихся происходит с учетом критериев, оговоренных заранее. Важно прокомментировать оценку каждого ребенка с верой в его возможности.
Также необходимо делать акцент не на количестве ошибок, допущенных ребенком, а наоборот, на количестве «правильностей».
На контрольных работах должны быть задания разного уровня. Также на контрольных работах возможно для низшего страта пользование памятками или опорными материалами.
Плюсы стратового обучения
улучшилось общение между детьми из разных классов и разных страт
учет особенностей учащихся в страте при планировании учебного процесса в школе и дома
комфортность обучения для разных учащихся
возможность выбор своего страта (по уровню восприятия материала)
появление возможности попробовать свои силы! (в более высоком страте)
Трудности и проблемы
перевод из страты в страту иногда приносит отрицательные эмоции детям
необходимость привыкнуть к требованиям другого учителя
разъединённость друзей
трудности в умении подстраивать учебный процесс под детей, их возможности
трудности с оцениванием образовательных результатов