Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Мастер-класс
«Формирование функциональной грамотности
на уроках окружающего мира»
Учитель: Выходцева Ольга Евгеньевна Высшая квалификационная категория |
2022 г.
Современный, быстро меняющийся, насыщенный информацией мир требует от человека умения и навыка быстро и нестандартно находить единственно верное для себя решение, привлекая нужные информационные ресурсы, помогающие достичь своей цели.
Учащиеся начальной школы – пока еще не самостоятельные люди, зачастую не умеющие принимать требующиеся от них решения, но в каждом из них я вижу личность, которой нужно помочь освоиться, научить самостоятельно творчески и активно действовать и взаимодействовать в микро и макро социумах, быть инициативным и способным творчески мыслить. Программа максимум для каждого учащегося – индивидуально для себя выбрать профессиональный путь, быть готовым обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.
На этапе начальной школы я обучаю детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, обучаю умению анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.
Моя цель не в том, чтобы учащиеся знали как можно больше, а в том, чтобы они умели действовать и решать проблемы в любых ситуациях, то есть обучаю детей быть функционально грамотными.
«Окружающий мир» в начальной школе – очень необходимый и познавательный курс, который помогает детям продолжать развиваться на их возрастном этапе и приобретать важный практико-ориентированный жизненный опыт. Однако, большой объем информации требует умения от детей быстро и правильно воспринимать и интерпретировать ее, а самое главное – уметь воспользоваться ею для себя в нужный момент.
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока окружающего мира, на котором происходит формирование читательской грамотности.
Шум моря | Мы с вами отправляемся в научную экспедицию. А куда, вы узнаете, прослушав аудиозапись. |
| Сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и тёплая морская вода, Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там. |
| |
| В научную экспедицию по побережью Чёрного моря. Отправляются: зоологи, ботаники, экологи, путешественники, спасатели. Каждая группа будет работать над своим научным мини-проектом. У вас на столах «Рабочий лист – инструкция» |
№1 №2 | Зоологи работают с информацией в учебнике. И как дополнение атлас-определитель. (стр. У вас есть картинки. Информацию представить в таблице в виде картинок. Подписать название. Задание для зоологов Проблемный вопрос: Разнообразен ли животный мир Чёрного моря и его берегов? 1.Прочитать в учебнике информацию на странице 98 «Растительный и животный мир Чёрного моря и его берегов». Атлас-определитель. (стр.130-131, 140-141, 158 – 159) 2. С помощью информации из учебника наклеить рисунки животных в соответствующие столбцы таблицы. Обитатели суши | Обитатели суши, добывающие пищу в море: | Обитатели моря | косуля богомол цикада жужелица | чайки бакланы | дельфины морской конек морские иглы медузы краб | |
№3 | Задание для зоологов Пользуясь информацией из учебника и справочника, составить схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа. Водоросли – рыбы - бакланы |
№4 | Задание для ботаников Проблемный вопрос: Разнообразен ли растительный мир берегов Чёрного моря? Распредели растения на группы. Широколиственны | деревья Растения, привезённые из теплых стран | Растения сада | дуб бук каштан настоящий | кипарисы магнолии пальмы | грецкие орехи инжир абрикосы персики | |
№5 | Экологи работают с текстом учебника и РТ. Проблемный вопрос: Как влияет человек на экологию Черноморского побережья? Ваша задача: экологические проблемы, представленные в виде рисунка, сформулировать высказыванием. Карточка для экологов: 1. Выполните задание на распечатанной странице рабочей тетради. (Стр.62, № 5). Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите. 1. Загрязнение воды. Попадание сточных вод в море 2.Отлов редких насекомых. Отдыхающие ловят на память жуков, бабочек и других насекомых 3.Загрязнение мусором от туристов. Отдыхающие выбрасывают мусор 4. Вырубка деревьев. Незаконная вырубка лесов 5.Бесконтрольный сбор редких растений. Отдыхающие срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников |
№6 | Карточка для экологов: Используя учебник (с. 101), перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России. |
№7 | Задание для группы «Спасатели» Используя текст учебника (стр. 98-99), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила. Как отдыхать у моря? Купайся только под присмотром взрослых. Не заплывай за буйки. Не купайся в шторм. Не выходи под солнце без головного убора. Загорай только в утренние или вечерние часы. Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты. Не ешь незнакомые ягоды и плоды с кустов и деревьев. |
| |
№8 | Задание для группы «Путешественники» Я приглашаю к компьютеру. Проблемный вопрос: Что интересного можно увидеть в НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «СОЧИНСКИЙ»? С помощью интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья? Сотрудники парка постоянно проводят мониторинг состояния природы, следят за состоянием лесов и чистотой побережья, защищают диких животных от браконьеров. |
| |
| Для презентации своей работы приглашаются ЗООЛОГИ. Какая у вас была учебная задача? |
| Для презентации своей работы приглашаются БОТАНИКИ Какая у вас была учебная задача? |
| Для презентации своей работы приглашаются ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. Какая у вас была учебная задача? |
ИТОГ | Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках осуществляется в процессе работы с разными источниками информации - текст учебника -справочный материал -интернет-ресурсы. И может быть представлена в виде таблиц, иллюстраций, памяток. Представление знаково-символической информации в виде высказывания. В настоящее время дети сталкиваются с большим объёмом информации. Такая систематическая работа помогает детям научиться разбираться в инструкциях, планировать свою деятельность, выделять главную мысль в большом объёме информации, уметь выразить своё мнение. |