Лингвистическая разминка «Гимнастика для ума»
Цель: научить использовать знания, полученные на уроках, в нестандартной обстановке.
Задачи:
Образовательная: проверка умений применять усвоенный программный материал в нестандартной обстановке обучающимися 5-9-х классов;
Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора.
Воспитательная: воспитание любви к русскому языку; воспитание навыка работы в группе.
Оборудование: раздаточный материал - карточки с вопросами и заданиями, среди них пустые карточки и карточки со словом приз (Приложение 1), барабан для лото, призы-конфеты, медаль знатока.
Время проведения: перемена (20 минут)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня нас ждёт необычная лотерея, в которой мы обратимся к разным областям науки под названием Лингвистика. Лингвистика – это наука о языке. Вы сможете применить свои знания по русскому языку в необычной ситуации. Выбираем вопрос в барабане и отвечаем. За правильный ответ вы сразу получите сладкий приз- это конфета.
Правила: не шуметь, не выкрикивать (такие ответы не засчитываются). Право выбора вопроса по поднятой руке.
Чтобы определить, кто будет первым получать задания, ответим на вопрос: что изучает лингвистика? (Ответ: наука о языке)
Игра.
Дети по очереди вращают барабан.
3. Подведение итогов игры.
-У кого самое большое количество конфет? Получает медаль знатока.
(Приложение 1)
В каком слове сорок гласных? (Ответ: сорока.)
В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет)
За чем во рту язык? (Ответ: за зубами)
За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь)
Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет,
он не умеет говорить)
На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради)
Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня,
завтра, послезавтра)
В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог,
стон, сток, стоп)
Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)
Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки)
Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О»)
Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком)
Я – дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна – насос)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
(Ответ: липа – пила)
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ: за-дача)
Мой первый слог – в линейных нотах,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(Ответ: до-рога)
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
(Ответ: пар-ус)
Первый слог – нота, второй – тоже,
А целое – на боб похоже.
(Ответ: фа-соль)
приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный,
суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);
корень – в слове молодой, суффикс – в слове пальцы,
окончание – в слове коты (ответ: молодцы);
приставка в слове переход, корень – в слове городок,
суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);
корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый,
окончание – в слове красный (ответ: еловый).
Назови «лишнее», не являющееся однокоренным,
слово в каждой строчке.
Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);
Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);
Назови «лишнее», не являющееся однокоренным,
слово в каждой строчке.
Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);
Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);
Назови «лишнее», не являющееся однокоренным,
слово в каждой строчке.
Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);
Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).
Подберите противоположные по значению слова.
Радость-, …начало-…, чистый-…, смелый-…, говорить-… .
Подберите противоположные по значению слова.
Тьма-…, земля-…, длинный-…, горячий-…, любить-… .
Подберите противоположные по значению слова.
Друг-…, зло-.. . горький-…, узкий-…, найти,
Подберите противоположные по значению слова.
Тишина-, …встреча-…, весёлый-…, твёрдый-.. , купить-… .
Отгадайте пословицу по двум словам.
«свет», «тьма».
(Ответ: Ученье - свет, а неученье – тьма).
Отгадайте пословицу по двум словам.
«труд», «лень».
Ответ. Труд кормит, а лень портит,
Отгадайте пословицу по двум словам.
«встречают», «провожают».
(Ответ: По одежке встречают, по уму провожают).
Отгадайте пословицу по двум словам.
«погибай», «выручай».
Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.
Разгадай загадку и назови орфограмму в слове-ответе.
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(сова)
Разгадай загадку и назови орфограмму в слове-ответе.
Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг друга не видят.
(глаза)
Разгадай загадку и назови орфограмму в слове-ответе.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает,
(земляника)
Разгадай загадку и назови орфограмму в слове-ответе.
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.
(волна)
Разгадай загадку и назови орфограмму в слове-ответе.
Маленькие лапки,
А в лапках царапки,
(кошка)
Разгадай загадку и назови орфограмму в слове-ответе.
Сама не ем,
А людей кормлю.
(ложка)
Разгадай загадку и назови орфограмму в слове-ответе.
За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
(След)
Назови подлежащее в предложении.
Под снежком гладкий лед скрылся.
Назови подлежащее в предложении.
Ходит зима в мягких валенках, ступает тихо.
Назови подлежащее в предложении.
Снега покрылись твердым настом
Назови сказуемое в предложении.
Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет.
Назови сказуемое в предложении.
По России морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые перья.
Назови сказуемое в предложении.
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
Приз Приз
Приз Приз
Приз Приз
Приз Приз
Приз Приз